Курсовая работа: Разные направления и концепции изображения положительного героя в литературе XIX в
Мы видим, что во второй
половине 60-х годов наступает расцвет романа и повести о «новых людях». В этой
беллетристике воспроизводилась история духовного формирования передового
разночинца и изображалась деятельность революционера демократического периода
освободительного движения.
В «Накануне» и «Отцах и
детях» отсутствует история духовного формирования героя-разночинца, история
его воспитания в семье, школе и в жизни. В тургеневском романе он появляется
вполне сложившимся человеком. Это, конечно, в какой-то мере обедняло внутреннее
содержание образа разночинца. Помяловский впервые поставил задачу преодоления
тургеневского метода изображения разночинца. Автор «Мещанского счастья»
обогатил русский роман аналитическим воспроизведением подробной истории
духовного формирования героя-разночинца.
В противостояниях Тургенева,
Чернышевского, Толстого друг другу заявляет о себе общественная борьба,
определяется основной ее водораздел между идеалами революционной демократии, с
одной стороны, и разными формами либерально-демократической и
либерально-аристократической идеологии—с другой. Но вместе с тем все герои
Толстого и Достоевского, Тургенева и Гончарова, Некрасова и Чернышевского остаются
детьми своего времени, и время это накладывает на них свою неизгладимую печать,
роднит их между собою.
Отсюда мысль Достоевского
о том, что «человек на земле существо только развивающееся, следовательно, не
оконченное, а переходное».
Эти вопросы остро
переживали герои Ф.М.Достоевского, И.С.Тургенева, Л.Н.Толстого.
«Новый человек» Толстого,
например, в чем-то полемичен по отношению к «новым людям» Чернышевского, а
герои Чернышевского полемичны по отношению к тургеневскому Базарову
Базаровские сомнения
потенциально содержат в себе проблемы, над которыми будут биться герои
Достоевского от Раскольникова до Ивана Карамазова. И тот идеал «мировой
гармонии», к которому придет Достоевский, будет включать в свой состав не
только идею социалистического братства, но и надежду на перерождение самой
природы человеческой вплоть до упований на будущую вечную жизнь и всеобщее
воскресение.
Базаров — это сильная,
яркая личность, им можно по-своему восхищаться, но он не идеал, он не может
стать в один ряд с Оводом, Грэем, Мартином Иденом. Ему не хватает обаяния,
поэтичности, которую он, кстати сказать, отрицал. Может быть, в этом повинно
время, когда нужны были сильные отрицатели (человек все-таки зависит от своей
эпохи), но Базаров не может быть путеводной звездой для юности.
Под влиянием
пессимистических раздумий о судьбе базаровского типа в 60-х годах писатель
более чем когда-либо уверовал в плодотворность «терпеливого деятельного труда»
честных и образованных помещиков, т. е. класса общества, поставленного самой
жизнью перед необходимостью действовать. Центральный герой «Дыма» Литвинов в
связи с этим и стал для Тургенева таким полезным деятелем—не в широком,
историческом, а в более узком и скромном, практическом смысле этого понятия.
Назвав настоящего
положительного героя своего романа, он тем самым отверг попытку воспринимать
Литвинова в качестве неудавшегося на сей раз выразителя прогрессивных
общественных взглядов. Этот герой не был в глазах Тургенева идеалом
общественного деятеля. Поиски лучшими героями 60-х годов «мировой гармонии» приводили
к непримиримому столкновению с несовершенством окружающей действительности, а
само это несовершенство осознавалось не только в социальных отношениях между
людьми, но и в дисгармоничности самой человеческой природы, обрекающей каждое
индивидуально неповторимое явление, личность на смерть.
При всей напряженности
гуманистических исканий русской литературы XIX века она располагает лишь двумя
героями, в которых воплощено авторское представление об абсолютно идеальной
личности. Таковы Рахметов из «Что делать?» Чернышевского и князь Мышкин из
«Идиота» Достоевского. Оба эти героя несут на себе печать мировоззренческой,
эмоционально-психологической и даже психической индивидуальности их создателей.
В идеальном Рахметове
поражает прежде всего его интеллектуальное могущество.
А Князь Мышкин является в
романе апофеозом жертвенности, кротости, всепрощения и доброты.Именно таким
представлял Достоевский Иисуса Христа.
Достоевский решил
провести дерзкий эксперимент: как выглядит современный мир, если мерить его
меркой Христовой проповеди, столь желанной для избавления от зла.
Итак, мы видим, что во
второй половине 60-х годов наступает расцвет романа и повести о «новых людях».
В этой беллетристике воспроизводилась история духовного формирования передового
разночинца и изображалась деятельность революционера демократического периода
освободительного движения.
Это герой, стремящийся
снять роковое противоречие между словом и делом. Активный и целеустремленный,
он пересоздает себя и мир в процессе постоянного и напряженного жизнестроительства.
Новый герой является перед читателями в живом многообразии человеческих
характеров, несет на себе печать художественной индивидуальности автора, его
общественных убеждений
Библиография
1. Айзерман Л.С Беспокойный и токующий
Базаров/ Литература в школе – 2002 -№2 –С.30- 34
2. Батюто А.И. Признаки великого сердца
// Русская литература. - 1977. - № 2. - С.23-24.
3. Бахтин М. М. Проблемы поэтики
Достоевского. 4-е изд. - М„ 1979.
4. Батюто А. Тургенев-романист. - Л.,
1972.
5. Белинский В. Г. Взгляд на русскую
литературу 1847 г. // Белинский В. Г. Полн. собр. соч.: В 13т. - М., 1956. Т.
X.
6. Буянова Е. Г. Романы Ф. М.
Достоевского. - М., 1998.
7. Бялый Г.А. Русский реализм конца XIX
века. - Л.: Изд-во ЛГУ, 1973. – 132с.
8. Гапоненко П.А. Положительно
прекрасный человек/Русская литература- 2001- №2-С.102-105
9. Добролюбов Н. А. Когда же придёт
настоящий день? // Добролюбов Н. А. Собр. соч.: В 9 т. - М., 1963. Т. 6.
10.
Достоевский и
русские писатели. Традиции. Новаторство. Мастерство: Сб. статей. - М., 1971.
11.
Достоевский -
художник и мыслитель: Сб. статей. - М., 1972
12.
Достоевский Ф.М.
Идиот.- М.,1989
13.
Курляндская Г. Б.
Художественный метод Тургенева-романиста-Тула, 1972.
14.
Лесков Н. С.
Николай Гаврилович Чернышевский в его романе «Что делать?» (Письмо к издателю
«Северной пчелы»)//Собр. соч,: В 11 т.—М., 1958.-Т. 10.
15.
Лебедев Ю. В.
Роман И. С. Тургенева «Отцы и дети». - М., 1982.
16.
Лотман Л. М.
Социальный идеал, этика и эстетика Чернышевского//Идеи в русской классической
литературе. - Л., 1969.—С. 227.
17.
Лотман Ю.М.
Культура и взрыв. - М.: Гнозис, 1992. - 183с.
18.
Манн Ю.
«Всегдашний роман» // Тургенев И.С. Отцы и дети. — М.: Олимп, 1992. - 207с.
19.
Манн Ю. Базаров и
другие // Новый мир. - 1998. - № 10.
20.
Маркович В. М. И.
С. Тургенев и русский реалистический роман XIX века. 30-е—50-е годы. - Л.,
1982.
21.
Овсяннико-Куликовский
Д.Н. Литературно-критические работы: В 2 т. - М.: Художественная литература,
1989. - Т. 1. - 258с.
22.
Тарин И. Пророки
и поэты. - М.: Терра, 1994. - Т. 3. – 146с
23.
Тургенев И.С.Отцы
и дети - М., 1989.
24.
Тургенев И.С.
Дым.- М.,1987.
25.
Фридлендер Г. М.
Реализм Достоевского. - М.; Л., 1964.
26.
Фридлендер Г. М.
Достоевский и мировая литература. - М., 1979.
27.
Чернышевский Н.
Г. Что делать?: Из рассказов о новых людях.-Л., 1975.
28.
Чирков И. М. О
стиле Достоевского. Проблематика, идеи, образы. - М., 1967.
29.
Щеблыкин И.П.
История русской литературы .- М.: Высш. Шк.,1985.- 1985- 551с.
|