Курсовая работа: Разные направления и концепции изображения положительного героя в литературе XIX в
Курсовая работа: Разные направления и концепции изображения положительного героя в литературе XIX в
Оглавление
Введение…………………………………………………………………..3
Глава 1. Положительный
герой в литературе 60-х г. XIX в……………8
Глава 2. Образ
положительного героя в творчестве И.С.Тургенева
2.1. Полемика вокруг
образа Базарова………………………………….15
2.2. Базаров как положительный
герой ………………………………...23
2.3 Концепция
положительного героя в романе Тургенева «Дым»…26
Глава 3.Два взгляда на
образ положительного героя в литературе 60-х г. XIX в.
3.1. Рахметов как положительный
герой нового времени……………..36
3.2.Князь Мышкин –
воплощение положительного героя в романе Ф.М.Достоевского «Идиот»…………………………………………………..42
3.3.Князь Мышкин и
Рахметов как ипостаси Христа………………….46
Заключение………………………………………………………………..62
Библиография……………………………………………………………..65
Введение
Литература девятнадцатого
века активно участвовала в общественной жизни России. Писатели и поэты
внимательно следили за любыми изменениями в обществе, старались обобщить их и
представить в литературных произведениях. Многие творческие люди становились
публицистами и общественными деятелями, потому что главной своей целью считали
работу по просвещению умов и очищению душ человеческих. Поэтому в литературе
неоднократно поднимался вопрос о положительном герое и каков он должен быть.
В литературе XIX в. идея показать тип положительного
героя с точки зрения реалистической действительности не нова.
Первыми на исторические
подмостки вышли так называемые «лишние люди». По происхождению аристократы,
имеющие и деньги, и блестящее образование, они просто не вписывались в
современную им жизнь, не находили в ней применения своим многочисленным
талантам. Таким был Чацкий, герой комедии «Горе от ума». Он видел глупость и
жестокость общества, но самое большее, что мог сделать герой А. С. Грибоедова,—
уколоть окружающих своим острым языком, поразить градом насмешек. Лишний
человек Евгений Онегин просто маялся от скуки и безделья. А. С. Пушкин наделил
своего героя «сердцем и умом», дал ему попробовать себя в различных занятиях,
но ощущение бессмысленности любых начинаний отбивает у него всякое желание изменить
даже свою собственную жизнь, не говоря уже про жизнь общества. Герой своего
времени, описанный М. Ю. Лермонтовым, испытывает более ярко выраженное чувство
отвращения к быту и нравам высшего света, но сам является «плотью от плоти его».
Понимая это, Григорий Печорин протестует в силу своего характера. Он ведет себя
вызывающе-презрительно, мстит окружению равнодушием или надуманной жестокостью.
Но этот протест еще очень далек от созидательного желания изменить жизнь к
лучшему.
К середине девятнадцатого
века общественно-политическая ситуация в России изменяется. Аристократия в
литературе отходит на второй план. «Новое» время выявляет новых героев. Первой
знаменательной личностью этого периода мы назвали русского помещика Илью Ильича
Обломова. Бездеятельность, ставшая образом жизни и доведенная до абсурда.
Пассивный протест, описанный Гончаровым, великолепен по форме (что-то вроде
сидячей забастовки) и очень понятен по содержанию: «Так дальше жить нельзя!»
Роман «Обломов» прочитала вся более-менее грамотная Россия и осознала его
правоту. «Новые» герои — «разночинцы» — образованные дети средних слоев
российского общества,— оттолкнувшись от «обломовщины», начали свое
существование в жизни и литературе с резкого отрицания всех ценностей прошлого.
В романе И. С. Тургенева вечный конфликт отцов и детей переведен из плоскости
личных интересов в общественную сферу. Базаров категорически уверен в том, что
нельзя жить так, как жили «отцы». Но его воинствующий «нигилизм» опять же не
принес никаких конструктивных предложений.
В принципе, сказать: «Он
- хороший человек», нельзя. Равно как и сравнить двух людей. Ведь в каждом из
нас столько разнообразных черт и особенностей, и среди них обязательно есть и
отрицательные и положительные. Поэтому, оценивая любого человека, необходимо
рассматривать его с каждой стороны в отдельности и в этом и, наверное, есть
отличие идеала от положительного героя.
В этом исследовании мы
попробуем проследить и сделать вывод о разном подходе к образу положительного
героя в русской литературе 60–х годов XIX в. Нельзя сказать, что данная проблема оставалась неизученной. В своей
работе мы опирались на труды исследователей творчества русских писателей. Так
Л. С. Айзерман в статье «Беспокойный и тоскующий Базаров», анализирует и
пробует доказать, что Базаров на самом деле чуткий и глубоко чувствующий
человек.
Статья П.А.Гапоненко
«Положительно прекрасный человек» раскрывает некую таинственность князя
Мышкина, подчеркивая его обособленность и несостоятельность в этом мире. При
работе мы познакомились с разными трактовками и пониманием новых литературных
героев. В частности, многие исследователи пытаются найти причину неуспеха
Мышкина в слабостях его характера. Г. М. Фридлендер, отмечая не только
физическую, но и моральную слабость героя, считает жертву Мышкина напрасной. На
его взгляд, «моральное поражение» героя свидетельствует о ложном пути
христианского решения проблемы самим автором. Английский ученый М. Джоунс видит
главную разницу между Мышкиным и Христом в том, что первый лишен строгости
евангельского образа. Оба эти исследователя справедливо замечают существенные
несоответствия между героем Достоевского и Христом, но не объясняют их
источник.
Некоторые интерпретаторы
хотят разъяснить личность Мышкина в православных рамках. Г. Г. Ермилова пишет,
что «князь Мышкин — из миров иных» Он обладает сверхэмпирическим опытом. Он не
Бог, но он Человек, в нем запрограммировано некое превышение естественной
человеческой природы Замечание это очень интересно, хотя
исследовательница порой смущает читателя, прямо привязывая «превышение
естественной человеческой природы» с божественной личностью Христа. К.
Мочульский пишет: «Прекрасный человек — святой. Святость — не литературная
тема. Чтоб создать образ святого, нужно самому быть святым. Святость — чудо;
писатель не может быть чудотворцем. Свят один Христос, но роман о Христе
невозможен». Итак, «писатель преодолел соблазн написать «роман о Христе». По
мнению ученого, князь — существо другого зона — до грехопадения».[17,90]
К сожалению, он не останавливается на своей мысли подробнее, но намек этот
замечателен. Он совпадает с главной посылкой нашего исследования. Профессор
Московской духовной академии М. М. Дунаев дает самое близкое, на наш взгляд, к
православному сознанию объяснение:
«Путь к обретению красоты
Христовой лежит именно через обожение — конечную цель земного бытия, как
понимает это Православие. Достоевский выводит в мир человека необоженного. И
такой человек не может не потерпеть конечного поражения в соприкосновении со
злом мира»[18,201]. Исследователь, как и К. Мочульский, не объясняет причины,
почему он считает Мышкина человеком необоженным. Однако само понятие «человека
необоженного» очень ценно для нашей работы.
При исследовании была
использована книга С.М.Петрова «И.С.Тургенев», где автор исследует жизнь и
творчество писателя. В ней описывается литературная деятельность Тургенева,
прослеживая все творчество писателя, автор замечает, что, живя во времена
переломной эпохи в России, писатель не мог остаться безучастным, и в своих
произведениях он отобразил реальную действительность. Как и большинство его
современников, писатель не мог правильно разобраться и определить новый путь
России. Отсюда и противоречия в его мировоззрении, отразившиеся в его
произведениях.
В монографии Муратова А.Б.
«И.С. Тургенев после «Отцов и детей» рассматривается творчество писателя 60-
годов в связи с общественно – исторической обстановкой в России и
мировоззрением писателя. Подробно рассматривается роман «Дым».Этот период
времени в жизни и творчестве Тургенева, который составляет содержание книги,
вызывает особенно острые споры в тургеневедении. Автор монографии считает, 60
–е годы в творчестве писателя можно считать переходным. Это наложило свой
отпечаток на произведения Тургенева 60 – годов и сделал их не похожими на
повести и романы писателя предшествующей поры.
В книге Поспелова Г.Н.
«История русской литературы XIX
века» воссоздается процесс 40 - 60 годов XIX в. В его целостности и противоречивости. В основу
книги положен принцип историзма, который и определил тематику глав книги,
включающих суммарную характеристику творчества крупных писателей этого периода,
где и дается характеристика новых людей XIXв.
В своей работе «У истоков
русского реализма» В.Ф.Переверзев призывает не ограничиваться констатацией
резкой индивидуальности Достоевского Ф.М., а искать все точки соприкосновения
его с другими художниками. Не преувеличивал В.Ф. Переверзев социальную
активность персонажей Достоевского. Многие суждения исследователя полемичны. В
частности, он говори о том, что не надо искать в произведениях Достоевского его
политические и религиозные взгляды. Но за ними видна его вера в самоценность
писателя.
Очень интересна и
любопытна книга Бялого Г.А. «Русский реализм. От Тургенева к Чехову» в том, что
изучая противоположные по своей сути художественные системы, автор находит то,
что сближает, а в каких – то отношениях даже объединяет непримиримых
антагонистов. Ведь это он шире и убедительнее, чем – кто либо до него, показал
«разительные черты сходства» в изображении психологии героев у Тургенева и
Достоевского.
Цель данного
исследования:
проанализировать разные направления и концепции изображения положительного
героя в литературе XIXв.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12 |