Курсовая работа: Положительные герои А.П. Чехова
Эту веру и
отражает план письма. Письмо восстанавливает социальные связи ребенка с «милым
дедушкой», с Ольгой Игнатьевной, с деревенским миром («кланяюсь Алене, кривому
Егорке и кучеру»). Одиночество деревенского мальчика в Москве безгранично, это
поистине чужой мир. Однако абсолютизировать конфликт «своего» и «чужого», как
это иногда делают исследователи, не стоит. Скорее, у Чехова дан «детский»
вариант «взрослого» конфликта – несовпадение представлений героя о мире с
реальностью. Ведь и деревенская реальность не так добра по отношению к
мальчику, как ему представлялось.
Рождество –
один из величайших христианских праздников, приобщающий человека к тайне
земного воплощения Бога. Крестьянские дети на Руси были участниками
ритуально-обрядовых действий наравне со взрослыми: они колядовали, пели на
клиросе и т.д. Ванька же реально выключен из праздничного времени, знаки
которого разбросаны по всему тексту. Хозяева и подмастерья ушли к заутрене.
Мальчик стоит в молитвенной позе, на коленях, но занят мирским делом – пишет
письмо. Прежде чем вывести первую букву, «он несколько раз пугливо оглянулся на
двери и окна, покосился на темный образ».[25] Из текста письма мы
поймем, чего он боится – возвращения хозяев. Описывая Москву, он отметит: «Со
звездой тут ребята не ходят и на клирос петь никого не пущают».[26]
И поход за елкой, и золоченый орех – все это знаки праздничного времени.
Но будучи
выключенным из него реально, в настоящем времени сюжета, Ванька восстанавливает
утраченное единство с миром в феноменах памяти. Он знает весь ход течения праздничного
времени. «Теперь, наверно, дед стоит у ворот, щурит глаза на ярко-красные окна
деревенской церкви», потом будут колядки, новогодняя елка у господ с гостинцами
и т.д. В этом контексте золоченый орех, конечно, символ, но едва ли он
«показывает бедность мира, в который хочет вернуться мальчик». Это особый мир
детских ценностей, в котором 10 копеек могут быть больше рубля («Детвора»), а
золоченый орех равен золотому.
Финал
рассказа двойствен. С одной стороны, коммуникация состоялась, хотя письмо
никогда не дойдет до адресата. «Убаюканный сладкими надеждами, он час спустя
крепко спал... Ему снилась печка. На печи сидит дед, свесив босые ноги, и
читает письмо кухаркам... Около печи ходит Вьюн и вертит хвостом». Формально
рождественский рассказ Чехова заканчивается счастливо. С другой стороны, финал
трагичен и трагическое не ограничивается детской ошибкой. Девятилетний мальчик
умоляет деда: «...увези меня отсюда, а то помру». «Дедушка, милый, нету никакой
возможности, просто смерть одна». «А намедни хозяин колодкой по голове ударил,
так что упал и насилу очухался».[27] Смерть из идиомы
становится трагической возможностью. Масштабы трагедии детское сознание не
улавливает, они доступны только авторскому сознанию.
В жанре
пасхального рассказа написаны значительные произведения Чехова - «Святою ночью»,
«Студент», «Архиерей».
Любовь – главный завет
Христа, о котором А.П. Чехов неоднократно размышлял. В 1888 г. он писал А.С. Суворину: «Если бы Иисус Христос был радикальнее и сказал: «Люби врага, как
самого себя», то он сказал бы не то, что хотел. Ближний – понятие общее, а враг
– частность. Беда ведь не в том, что мы ненавидим врагов, которых у нас мало, а
в том, что недостаточно любим ближних, которых у нас много, хоть пруд пруди».[28]
Пасхальный
рассказ стал для Чехова формой воплощения широкого философского содержания, не
сводимого к гносеологической проблематике или проблематике философии обыденного
сознания. Чехов художественно исследует экзистенциальную ситуацию «человек и
бытие», взятую, как в «пограничных» проявлениях (болезнь, смерть), так и в
случайностно-будничных явлениях повседневого мира. В Новом Завете Чехова
интересует та сторона христианского учения, которая помогает человеку
ориентироваться в мире, строить и осознавать взаимоотношения между людьми,
искать сокровенный смысл жизни. Поэтому в пасхальных рассказах Чехова нет религиозной
догматики, нет моральной дидактики, нет легких решений. Читатель должен сам
найти ответ на поставленный автором вопрос.
Заключение
Можно подвести следующие
итоги данной работы:
Литературную деятельность
Чехова принято обыкновенно делить на две, совсем ничего общего между собой не
имеющие, половины: период Чехова-Чехонте и позднейшую деятельность, в которой
даровитый писатель освобождается от приспособления к вкусам и потребностям
читателя мелкой прессы. Для этого деления есть известные основания.
Существенным отличием Чехова-Чехонте от Чехова второго периода является сфера
наблюдения и воспроизведения. Чехонте не шел дальше мелочей обыденного,
заурядного существования тех кругов общества, которые живут элементарной, почти
зоологической жизнью. Но когда критика подняла самосознание молодого писателя и
внушила ему высокое представление о благородных сторонах его тонкого и чуткого
таланта, он решил подняться в своем художественном анализе, стал захватывать
высшие стороны жизни и отражать общественные течения. А.И. Камчатский и А.А.
Смирнов высказывают противоположное мнение: «В сознании многих читателей и
литературоведов укоренилось мнение о противоположности творческих принципов
«позднего» и «раннего» Чехова. Как это ни покажется странным и даже
парадоксальным, но единство раннего и позднего этапов обеспечивается, прежде
всего, единством героя: герой Антоши Чехонте также строит иллюзии, так же
сочиняется и сочиняет себе других людей, как и герой Антона Павловича…»
Можно сказать, что у
Чехова нет положительных героев в общепринятом классическом значении этого
слова. Как правило, положительные герои Чехова – это добрые, интеллигентные
люди, не понятые окружающими, и уходящие от них в собственный, нереальный мир,
где все устроено гораздо более справедливо, чем в реальной жизни. При этом люди
из реального мира мстят им, за бегство из него и просто, за непохожесть на них.
Это тенденция великолепно прослеживается в произведении А.П. Чехова «Палата №
6». Совсем другой тип положительного героя: молодого, думающего, умеющего тонко
чувствовать и понимать прекрасное в казалось бы серой и безрадостной жизни,
изображен в рассказе Чехова «Студент». Несмотря на неоднозначные оценки
произведения «Душечка», можно считать героиню этого рассказа с ее жертвенной
любовью положительным персонажем. И, наконец, еще один тип положительного героя
– Михаил Полознев из произведения «Моя жизнь», который нашел в себе силы
изменить свою жизнь и самостоятельно распоряжаться своей судьбой.
В рассказах «Святой
ночью» (Николай, Иероним), путевых заметках «Остров Сахалин» (отец Симеон),
повести «В овраге» (Липочка) А.П. Чехов описывает «праведных» людей, чистые и
смиренные души которых, не могут сломить никакие страдания и унижения. Рассказ
«Ванька» является великолепным образцом «рождественского» рассказа.
Список
литературы
1.
Бахтин М.
Проблемы поэтики Достоевского. М., 1979.
2.
Бердников И.
Чехов. М.: ЖЗЛ, 1978.
3.
Громов М.П. Книга
о Чехове. М., 1989.
4.
Камянов
В.И. Время против безвременья. Чехов и современность. М., 1989.
5.
Куприн А.И. Памяти Чехова. / Чехов в воспоминаниях современников. М.,
1954.
6.
Лакшин В.Я. Толстой и Чехов.– М.: Советский писатель, 1975.
7.
Монахова
О.П., Малхазова М.В. Русская литература XIX века. М, 1955.
8.
Чехов А.П. Полное
собрание сочинений и писем в 30 томах. М, 1977.
9.
Камчатский А.И.,
Смирнов А.А. А.П. Чехов: Проблемы поэтики.// www.textology.ru.
10. Собенников А.С. Чехов и христианство.//
Вестник факультета филологии и журналистики ИГУ, 2001.
[1]
Камчатский А.И., Смирнов А.А. А.П. Чехов: Проблемы поэтики.// www.textology.ru Гл. 1.8.
[2]
Куприн А.И. Памяти Чехова. / Чехов в воспоминаниях
современников. М., 1954
[3]
Чехов А.П. Полное собрание сочинений и писем в 30 томах. М, 1977. Том 9, стр.
237.
[4]
Там же. Том 9, стр. 263.
[5]
Чехов А.П. Полное собрание сочинений и писем в 30 томах. М, 1977. Том 9, стр.
90.
[6]
Бахтин М. Проблемы поэтики Достоевского. М., 1979. Стр. 154.
[7]
Громов М.П. Книга о Чехове. М., 1989. Стр. 230.
[8]
Катаев В.Б. Проза Чехова: проблемы интерпретации. М., 1979. Стр. 189.
[9]
Там же. Стр. 190-191.
[10]
Камянов В.И. Время против безвременья. Чехов и современность. М., 1989. Стр.
10.
[11]
Чехов А.П. Полное собрание сочинений и писем в 30 томах. М, 1977. Том 8, стр.
107.
[12]
Чехов А.П. Полное собрание сочинений и писем в 30 томах. М, 1977. Том 8, стр.
306.
[13]
Чехов А.П. Полное собрание сочинений и писем в 30 томах. М, 1977. Том 8, стр.
309.
[14]
Лакшин В.Я. Толстой и Чехов.– М.: Советский писатель, 1975. Стр.
234-238.
[15]
Бердников И. Чехов. М.: ЖЗЛ, 1978.
[16]
Чехов А.П. Полное собрание сочинений и писем в 30 томах. М, 1977. Том 8, стр.
432.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7 |