Курсовая работа: Особенности изучения эпических произведений в школе на примере поэмы Н.В. Гоголя "Мертвые души"
Теперь посмотрим, как Гоголь рисует
Чичикова в первой главе.
Разоблачая Чичикова, Гоголь пишет: «В
приёмах своих господин имел что-то солидное и... высмаркивался чрезвычайно
громко». После ужина Чичиков заснул крепким сном, храпя «вовсю насосную завёртку,
как выражаются в иных местах обширного русского государства».
Гоголь сознательно, с целью применил
к Чичикову эти грубые, простонародные выражения, чтобы раскрыть подлинную суть
Чичикова: Чичиков выдавал себя за светского человека, весьма деликатного и
хорошо воспитанного, а на самом деле был дельцом, ловким мошенником,
малокультурным и грубым. Гоголь всё время говорит о своём герое с тонкой
насмешкой.
Говоря с трактирным слугой, Чичиков
задавал ему не всё пустые вопросы: он с чрезвычайной точностью расспросил о всех
высших чиновниках города. Вот, оказывается, что значит для Чичикова серьёзные,
не пустые вопросы.
Говорил Чичиков «ни громко, ни тихо,
а совершенно так, как следует, словом, куда ни повороти, был очень порядочный
человек»[8,39].
Опять нам смешно, что вывод о том,
что Чичиков был очень порядочным человеком, сделан на основе того, что ой.
«говорил ни громко, ни тихо, а совершенно так, как следует»[8,43].
Заключительные замечания Гоголя о
Чичикове также смешны, они полностью характеризуют и главного героя, и чиновников,
раскрывают подлинную сущность и Чичикова, и чиновников.
«Губернатор о нём изъяснялся, что он
благонамеренный человек» («благонамеренный» означало в то время, что никаких
«вольных» мыслей в голове Чичикова не было, что он не имел либеральных
взглядов, почитал начальников и т. д.); прокурор о нём сказал, что он дельный
человек (опять ирония; как мы узнаем позже, сам прокурор был величайшим
бездельником); жандармский полковник сказал, что он учёный человек (здесь
смешно нам от сопоставления жандарма и учёности). Впоследствии детям можно
давать задания выявлять черты сатиры и юмора в описании помещиков.._,
Современник Гоголя, известный критик
В. В. Стасов, в своих воспоминаниях писал, что повести Гоголя чрезвычайно
нравились тогдашней молодёжи. Для чтения «Мёртвых душ», только что вышедших из
печати, молодёжь собиралась группами; в продолжение нескольких дней они читали
и перечитывали их.
Особенно нравился читателям
«небывалый, неслыханный по естественности язык, отроду ещё неизвестный никому
юмор». Язык Гоголя нравился читателям «своей простотой, силой, меткостью,
поразительною бойкостью и близостью к натуре»[6,139] .В чём же заключается
источник такой необычайной яркости, силы и оригинальности сатирического языка
Гоголя? Прежде всего надо указать: широкое использование Гоголем в поэме
народно-разговорной речи, а также жаргонов речи помещиков, чиновников, армейского
офицерства и т. д. Гоголь, подобно Пушкину, как его ученик и последователь,
нашёл в народном русском языке могучий источник для обогащения,
усовершенствования, дальнейшего развития русского литературного языка.
Гоголь широко использовал этот
источник, воспроизводя и творчески развивая заключённые в нём богатства,
выявляя наиболее яркие национально-самобытные средства и приёмы народной речи.
Работая над усовершенствованием своих
произведений, Гоголь стремится к тому, чтобы сказать короче, освободиться от
иностранных и вообще книжных слов, от слов расплывчатых и неясных. Везде, где
только представлялась возможность, он заменяет иностранные и книжные слова
словами русскими, простыми, разговорными, народными, которые ближе к жизни,
реально и образно передают характер изображаемого предмета и лица.
Гоголь широко раздвинул границы
литературного языка, обогатил его яркими, меткими словами и оборотами. Работая
над образами поэмы, мы встречались с такого рода словечками Гоголя.
Ни у Пушкина, ни у Лермонтова, ни у
кого-либо из наших писателей не найти такого количества народных слов и оборотов,
как в языке Гоголя.
Гоголь тщательно разработал приёмы
речевой характеристики своих персонажей, смело вводя как в диалоги, так и в
авторскую речь слова и обороты, характерные, типичные для представителей
различных, социальных групп с целью яркой сатирической их обрисовки.
б) Стилистические приёмы изображения
нелепой и пошлой среды путём каламбурного разоблачения господствующих в ней
понятии и представлений, алогических конструкций слов и словосочетаний.
Комичны, но в то же время чрезвычайно типичны для изображаемых персонажей
самые имена их. Собакевич, Коробочка, Плюшкин, Ноздрёв — эти собственные имена
в самом своём содержании указывают на известные свойства характера их
носителей. Таковы же имена помещиков, офицеров той губернии, где подвизается
Чичиков: Блохин, Мыльной, Чепраков, Бобров, Свиньин, Конопатьев, Харпакин,
Трепакин, Плешаков и т. д.
Мастерски пользуется также Гоголь для
сатирической характеристики пошлой русской действительности приёмом присоединительного
сочетания слов и предложений, по смыслу как бы далёких друг другу, но в действительности
удивительно верно характеризующих персонаж или событие.
Таковы, например, некоторые
гоголевские характеристики чиновников, помещиков. Например, в восьмой главе
поэмы Гоголь с лукавым простодушием описывает, какие добрые, симпатичные были чиновники
города N1 И тут же добавляет;
«Многие были не без образования:
председатель палаты знал наизусть «Людмилу» Жуковского... и мастерски читал
многие места. Прочие тоже были более или менее люди просвещённые: кто читал
Карамзина, кто «Московские ведомости», кто даже и совсем ничего не
читал»[5,92].
Особенно много примеров таких
присоединительных сочетаний предложений, по смыслу мало связанных, но в
действительности полностью характеризующих выведенных лиц, отмечалось нами
при анализе первой главы поэмы.
в) Гоголевские сравнения. Той же цели
сатирического освещения действительности служат гоголевские сравнения.
Среди них прежде всего бросается в
глаза сравнение людей с животными и неодушевлёнными предметами.
У Гоголя этот стилистический приём
доведён до большого художественного совершенства и вызывает у читателя смех
неожиданностью сопоставления и изумительной тонкостью подмеченного сходства
между людьми и животными. Достаточно вспомнить сравнение Собакевича с медведем,
обывателей и чиновников с баранами («всякий, как баран, остановился выпуча
глаза») (гл. IX), чиновников с мухами (гл. I), жены Собакевича с гусем
(«впереди, как плавный гусь, понеслась хозяйка»), управителя некоей канцелярии
с орлом и куропаткою (гл. III), Манилова с котом, у которого слегка пощекотали
за ушами пальцами, и т. д.
Сатирическая направленность таких
сравнений не вызывает сомнений.
Особое место среди гоголевских
сравнений занимают развёрнутые сравнения и сопоставления, которым Гоголь придаёт
характер художественно ярких миниатюр.
Отметив и перечислив ряд таких
развёрнутых сравнений в поэме, следует остановиться на одном из этих, прочитав
его в классе, и указать сатирическую его направленность. С этой целью лучше
всего взять сравнение чиновников с мухами (гл. I) или управителя канцелярии с
орлом и куропаткой.
г) Приём обобщения явлений и лиц,
выводимых в поэме. К числу стилистических приёмов Гоголя, усиливающих его
сатирическое обличение русской жизни, относится также приём обобщения, широкой
типизации явлении изображаемой им жизни.
2.5.Заключительное занятие по
«Мертвым душам». Сочинение как итог и контроль знаний учащихся.
Заключительное занятие по анализу
поэмы «Мертвые души» носит характер обобщающего урока. Он должен подвести итог
по усвоению учащимися идейного содержания произведения. Поэтому этот урок можно
провести в виде игры «Умники и умницы». Класс делится на три команды, каждая из
которых выбирает представителя – агонистов, и впоследствии вся команда
помогает своему представителю.
Следует так формулировать для
учащихся задания, чтобы привлекать их внимание к художественной стороне
образов. Например, вместо обычных формулировок: характеристика Манилова и т.
д., давать такие:
Основные черты характера Ноздрёва
(или Собакевича, или Плюшкина) и как они раскрываются Гоголем?
Художественное мастерство Гоголя в
обрисовке характера Собакевича (или другого образа).
Как раскрыт Гоголем образ Плюшкина?
Как обнаруживаются основные черты
Собакевича в его речи и в сцене продажи им Чичикову мёртвых? и т. д.
В период подведения итогов, обобщений
по теме должна быть подготовлена и проведена домашняя работа. Обычно домашняя
работа рассчитывается на неделю и, следовательно, должна быть задана учащимся
своевременно, с тем, чтобы они окончили её в то время, когда кончается изучение
темы. Формулировка темы, её разъяснение, указание источников, помощь в
собирании материала, утверждение планов — вот важнейшие моменты работы с
учащимися по организации домашней работы к этому уроку.
При формулировке заданий как следует
останавливаться на вопросах мастерства Гоголя при изображении им образов.
Если в предыдущий период учащийся
работал над заданиями более частного характера, то для итоговой работы должно
быть дано несколько более широкое задание. Значительно шире должен быть и круг
источников для работы. Здесь учащийся начинает осваивать элементарные приёмы
работы над критической литературой, чему также следует учить школьника: технику
записи читаемых источников, цитирования, нахождения литературы.
Самый факт объявления тем для
домашних работ должен быть знаменательным: учащиеся должны ждать его, список
тем должен стимулировать дальнейшую классную работу.
В связи с этим и выполнение учащимися
не должно рассматриваться формально, но вокруг работы должна создаваться
атмосфера заинтересованности.
В качестве тем для домашней работы
можно рекомендовать примерно такие:
Пушкин и Гоголь.
2.0т «Ревизора» к «Мёртвым душам».
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9 |