рефераты рефераты
Главная страница > Курсовая работа: Особенности изучения эпических произведений в школе на примере поэмы Н.В. Гоголя "Мертвые души"  
Курсовая работа: Особенности изучения эпических произведений в школе на примере поэмы Н.В. Гоголя "Мертвые души"
Главная страница
Новости библиотеки
Форма поиска
Авторизация




 
Статистика
рефераты
Последние новости

Курсовая работа: Особенности изучения эпических произведений в школе на примере поэмы Н.В. Гоголя "Мертвые души"

Далее учитель обращает внимание учащихся на то, что Го­голь, начиная, свою поэму, рассказывает не только о Чичикове.

Тут же показаны и крестьяне (два мужика, рассуждающие о колесе брички Чичикова), и франт с тульской булавкой— представитель того светского общества, которое будет так зло высмеяно Гоголем в поэме.

Уже на первой странице Гоголь начинает рисовать типич­ную картину русской жизни, показывает обычную обстановку губернского города: грязную гостиницу, комнату с таракана­ми, питейные дома, кабак, казённые учреждения, окрашенные вечно-жёлтой краской.

Особенно характерна такая подробность: в «покойной» комнате, отведённой Чичикову, за дверью устраивается сосед, «мол­чаливый и спокойный» наблюдатель—представитель полиции-

Посмотрим, как Гоголь в дальнейшем описывает губерн­ский город, чиновников и главного героя — Чичикова.

Вот Чичиков отправляется в общую залу для проезжаю­щих. Эта общая зала также показывается Гоголем как весьма заурядное явление: поезжайте в любой город и в каждой го­стинице вы найдёте именно такую общую залу. Гоголь пишет:

«Какие бывают эти общие залы — всякий проезжающий знает очень хорошо: те же стены... та же копчёная люстра... те же картины... словом, всё то же, что и везде...»

Гоголь сознательно не даёт определённого имени изобра­жаемому им городу, а называет его губернским городом цель автора - показать, что он изображает не какой-то кон­кретный город, но типичный губернский город.

Чичиков отправляется смотреть город. «Чичиков... нашёл, что город ничем не уступал другим губернским городам». Все города были тогда примерно такими же. Вот магазин с карту­зами, фуражками и надписью: «Иностранец Василий Фёдо­ров»[5,172].

Вот другая типичная деталь города: «Чаще же всего за­метно было потемневших двуглавых государствен­ных орлов, которые теперь уже заменены лаконической надписью: «Питейный дом»[9,173].

Вот примерное содержание урока по анализу отрывков первой главы «Мёртвых душ».

Необходимо сделать некоторые выводы, обобщения в ре­зультате проделанной работы. Выводы должны быть крат­кими и простыми.

Гоголь уже с первой страницы рисует яркие реальные картины русской жизни, подчёркивая этим, что его цель — не рассказ о похождениях авантюриста Чичикова, а сатирическое изображение всей современной ему русской жизни.

В том, как Гоголь изображает помещиков и чиновников, выявляется народность Гоголя: он разоблачает их, показы­вает, что под внешней оболочкой культурных, благовоспитан­ных людей в них скрывается духовное убожество и грубая, животная натура.

Поэму Гоголя следует читать внимательно, вдумываясь в её смысл, который раскрывается только на основе изуче­ния её.

Приведённые образцы анализа отрывков поэмы являются, конечно, только материалом, который может быть использован учителем в том или ином объёме, в зависимости прежде всего от наличия времени, от состава учащихся и т. д. Во всяком случае, анализ учителем текста поэмы совершенно необходим: он раскрывает глаза учащимся на творчество Гоголя, обеспе­чивает возможность дальнейшей их самостоятельной работы над текстом.

Приступая со следующего урока к анализу образов, сле­дует дать учащимся задание по подбору материала к образу Манилова.

Задание на дом:

Внимательно перечитать вторую главу поэмы, а также часть главы седьмой (сцену встречи Манилова с Чичиковым).

Подготовиться к устным ответам (возможно ближе к тексту) на следующие вопросы:

а) Как описан Манилов в первой главе поэмы?

б) Как характеризуется Манилов от имени автора во вто­рой главе поэмы?

в) Как Гоголь описывает усадьбу Манилова?

г) Какова бытовая обстановка Манилова?

д) Как Гоголь описывает встречу Манилова с Чичиковым в седьмой главе?

2.2.Как читать поэму?

Чтение поэмы должно быть домашним. Это подразумевает, что учащиеся  должны знать текст. И по ходу изучения в классе работать  только с  отрывками нужные для анализа. Зачастую бывает так, что ученики к первому уроку по изучению произведения не знают текст. Тогда  произведение читается по главам дома, то, что задает учитель.

Для того чтобы успешно были проведены занятие по ана­лизу учителем поэмы, следует выяснить, прочитана ли она учащимися. Учащимся  за­даются упражнения для выяснения знания  содержания текста. Например,  написать краткий план главы , запи­сать слова, смысл которых им неясен. Экономя время, следует спросить у одного из учащихся, какой он составил план главы. Затем путём опроса других учащихся следует уточнить этот план и предложить двум-трём учащимся кратко расска­зать содержание выделенных частей. Всё это делается быстро, лишь с тем, чтобы было выяснено, что учащиеся действительно знают содержание главы. Кратко должны быть объяс­нены устаревшие, вышедшие из употребления слова, а также вообще непонятные слова и обороты речи, встречающиеся в главе.

Чтение отрывков и толкование текста — важнейшая и самая ответственная часть урока. Преподаватель должен обеспечить достаточное время на уроке для этого за­нятия.

Как читать учителю? Лучшим чтецом своих произведений был сам Гоголь.

П. В. Анненков вспоминает, что Гоголь диктовал ему свою поэму «мерно, торжественно, с таким чувством и полно­той выражения, что главы первого тома «Мёртвых душ» при­обрели в моей памяти особый колорит. Это было похоже на спокойное правильно разлитое вдохновение, какое порождает­ся глубоким созерцанием предмета. Николай Васильевич ждал терпеливо моего последнего слова и продолжал новый период тем же голосом, проникнутым сосредоточенным чувством и. мыслию». Гоголь диктовал «Мёртвые души», как поэму.

Следовательно, читая поэму, отнюдь не следует подчёрки­вать внешний комизм её, к чему весьма склонны неискушён­ные слушатели, однако своей интонацией учитель должен под­черкнуть отдельные места тоном иронии, лёгкой усмешки. Та­ковы все места в поэме, где Гоголь говорит о Чичикове (а рав­но и о многих других героях, например, о Манилове, о чинов­никах города). В связи с этим тон лёгкой насмешки, ирония должны звучать уже с самого начала чтения поэмы: «В бричке сидел господин...» и т. п.

Диалог двух мужиков необходимо прочесть с наивной серьёзностью. Ирония слышится и в описании франта с брон­зовым пистолетом, и вертлявого полового. Слова: «покой бы.! известного рода», «гостиница была тоже известного рода» — в чтении подчёркиваются.

Приступая к истолкованию прочитанного текста, учитель должен себе представить ясно цель, к которой он стремится: цель—дать учащимся ключ к самостоятельному, осмыслен­ному чтению и подлинному пониманию Гоголя.

Необходимо научить учащихся понимать содержание поэ­мы, её глубочайший реализм, стремление автора к широким обобщениям, иронию,  всепроникающий юмор, народный взгляд автора, т. е. взгляд снизу, с народной точки зрения, на  выводимых в поэме персонажей и на их взаимоотношения. Не­обходимо дать почувствовать учащимся идейный замысел поэмы, т. е. указать, что, описывая Чичикова или сообщая о его похождениях, автор имеет в виду отнюдь не персону са­мого Чичикова, но рисует всю Русь, даёт широкую картину русской жизни, совершает суд над мёртвыми душами в ней.

Прочитав отрывок — начало поэмы, учитель указывает, что в нём Гоголь говорит о въезде Чичикова в город N. описывает некоторые сопровождающие этот въезд мелкие обстоятельства, рассказывает о встрече Чичикова с половым, трактирным слу­гой и даёт описание гостиницы.

Приступая к изучению поэмы и к отбору отрывков для анализа необходимо стремится дать учащимся ключ к самостоятельному, осмысленному чтению и подлинному пониманию Гоголя.

2.3.Пути анализа

Анализ образов является важнейшей частью школьных занятий по изучению творчества писателей. Здесь имен­но закладывается прочная база для выводов об идейном содержании произведений, о значении творчества писателя и т.д.

С другой стороны, изучение образов, «как таковых», вне установления связей заключающегося в них содержания с ав­торским замыслом, с эпохой, в них отражённой, без рассмотре­ния дальнейшей жизни образов, вплоть до нашей современ­ности, лишает занятия литературой воспитательно-образова­тельного воздействия на учащихся, обедняет и принижает литературу. Всё это имеет особое значение в применении к анализу образов «Мёртвых душ».

Образы «Мёртвых душ» требуют истолкования, разъясне­ния, внимательного чтения, предварительной подготовки. Уча­щимся должен быть дан «ключ» к пониманию их

Исходным и всеопределяющим требованием изучения об­разов Гоголя является требование тщательного знакомства с самим произведением, с текстом поэмы. Итак , на наш взгляд целесообразный путь анализа поэмы – пообразный. .- галерея помещиков, где явственно видно их деградация.

Это внимание к тексту, требование хорошего знания са­мого произведения тесно связано с конкретностью мышления учащихся, с живостью их воображения, в силу чего всякого рода выводы, обобщения прочны в сознании учащегося лишь при условии, что они «выведены» из полно и ярко представ­ляемого, сделавшегося достоянием учащегося конкретного образа, текста. С этим тесно связано требование возможно большей работы самих учащихся, что наиболее посильно для них именно при анализе образов.

При анализе образов мы опираемся на авторскую характе­ристику, на описание различных сцен, в которых действуют и высказываются герои поэмы, встречаемся с обрисовкой об­становки, с размышлениями автора о типичности выведенных им образов. Все эти элементы характеристики образа должны быть привлечены нами, однако не все они являются равноцен­ными. Живая жизнь героя произведения — в его действиях, поступках; с большим вниманием следует отнестись к диало­гам, к особенностям речи персонажа. Авторская же характе­ристика является дополнительным моментом, и было бы ошиб­кой исключительно на ней основывать оценку того или иного образа, хотя методически иногда целесообразно начать именно с описания и характеристики образа самим автором.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9

рефераты
Новости