Курсовая работа: Особенности изучения эпических произведений в школе на примере поэмы Н.В. Гоголя "Мертвые души"
Постепенно вырабатывается единый подход
к усвоению теоретико-литературных понятий, в результате чего сегодня можно
говорить о единой системе работы над ними. По словам М. А. Рыбниковой, «теория
литературы — это прежде всего принципиальные установки, диктующие и научно
разработанные точки зрения на литературу. Вместе с тем изучение вопросов
теории литературы соотносит школьное преподавание с эстетикой, социологией,
философией» [7,98].
В школьной методике преподавания
утвердилось (с точки зрения теории литературы основополагающее) представление о
художественном произведении как о единой идейно-образной и речевой системе.
Средства художественной выразительности могут быть поняты и оценены в их
взаимной связи и обусловленности, в их эстетической целостности. Забвение
этого положения неминуемо ведет к неполному или даже искаженному представлению
о жизненно-эстетическом содержании литературного текста.
Проблема целостности восприятия
многогранна в своей литературной и психологической сущности, характер
восприятия зависит от жизненного и читательского опыта школьника, его
общеэстетической подготовки. Как заметил Л. И. Тимофеев, «...эстетическое
восприятие искусства целостно, неразложимо... но — в то же время — оно тем
глубже и значительнее, чем полнее опирается на предшествующее аналитическое изучение
строения художественного произведения, во всей сложности слагающих его
элементов, на ту культуру восприятия»[6,235]
Произведение литературы — целый мир
со своими страстями, событиями, законами, героями. Мы соглашаемся и спорим с
автором, сопереживаем с его героями, прочитанная книга обогащает нас
интеллектуально и эмоционально, становится близкой для нас. Но читатель не
может на основе одного произведения составить представление о художественной
литературе, об искусстве слова, о творчестве писателя. Художественные
произведения живут не изолированной, независимой одно от другого жизнью. Все
созданное одним автором образует единое целое, составляет его творческое
наследие. В свою очередь, труд писателя связан с работой современных ему
литераторов, восходит к традициям предшественников, продолжает их,
подготавливает успехи преемников.
Познание литературного процесса
предполагает знакомство с такими понятиями, как «направление», «течение»,
«стиль». К этой группе понятий относятся литературные роды (эпос, лирика,
драма, лиро-эпический жанр) и виды (роман, повесть, рассказ, поэма, баллада,
сонет, элегия и т. д.). Представления о творчестве писателя конкретизируются в
программе по русской литературе следующими теоретико-литературными проблемами:
мировоззрение и творчество писателя, идейность и мастерство, стиль,
жизненно-эстетическая и общественная позиции писателя.
Анализ литературного произведения
нельзя вести без опоры на знания о теме и идее — с их помощью раскрывается
многообразие художественного текста, его проблематики, взаимосвязь и
взаимообусловленность темы и идеи, их органическое единство с жизненной
основой. Разбирая композицию и сюжет, учащиеся получают представления о
структуре произведения, что в конечном итоге способствует его целостному восприятию.
Изучение языка художественной литературы охватывает широкий круг проблем:
индивидуализация и типизация языка в произведении, интонация и речевая
характеристика, поэтический синтаксис и стихосложение, средства выразительности,
тропы (эпитеты, сравнения, метафоры).
Специфика изучения русской литературы
в национальной школе проявляется в подходе к каждой группе понятий. Учитывается
подготовка учащихся по литературе: формирование многих понятий может
происходить на уроках по этому учебному предмету.
Сведения по теории литературы
распределяются по классам (годам обучения) с учетом возрастных возможностей
учащихся, характера изучаемых художественных произведений, их жанрового
своеобразия, словесно-образной и интонационной .структуры. Введение этих знаний
строится на основе практических наблюдений над художественным произведением.
На базе изучаемых художественных текстов даются отдельные теоретические
понятия, которыми учащиеся должны не только овладеть, но и уметь использовать
их на практике — ив анализе художественного произведения, и в простейших
работах творческого характера.
Основной круг литературоведческих
знаний в средних классах связан со структурой художественного произведения
(понятия о герое произведения, портрете, пейзаже, и др.). Учащиеся обогащаются
знаниями, важными для осмысленного чтения текста.
В процессе чтения и анализа
произведений учащиеся усваивают понятие о метафоре, ее роли в художественной
структуре текста. В связи с изучением романа дается определение автобиографической
основы произведения в ее соотнесенности с творчеством писателя, внимание
учащихся привлекается к жизненно-документальной основе, творческой истории
произведения, к идейно-эстетическим принципам отражения действительности в
литературе. Ученики начинают разбираться в жанровой принадлежности, в
нравственном значении произведения, конфликтах героев, в отношении к ним
автора.
На этапе обобщения ранее полученных
сведений о структуре художественного произведения происходит введение понятий
«тема» и «идея» художественного произведения.
Изучение теоретико-литературных
понятий в старших классах строится на прочном фундаменте ранее приобретенных
знаний. Начальные занятия отводятся таким кардинальным категориям, как
идейность, образность, эмоционально-эстетическая .природа искусства слова,
национальный характер русской литературы. Далее, с опорой на прочитанные
художественные произведения, формируются понятия о литературном типе,
мировоззрении и творчестве писателя, эстетическом идеале, творческом методе. В
школе отчетливо просматриваются перспективные линии, определяющие работу по
теории литературы. К ним следует отнести прежде всего сведения о направлениях
(течениях, методах) в русской литературе. Другая перспективная линия связана с
формированием понятия о художественном образе-характере.
Таким образом, учащиеся от класса к
классу овладевают теоретико-литературными знаниями, позволяющими все глубже
разбираться в эстетической сущности искусства слова, самостоятельно
анализировать и оценивать прочитанные художественные произведения.
1.5.Заверщающие уроки
На последнем этапе работы ученикам
предстоит столкнуться с новыми трудностями, требующими от них активной и напряженной
деятельности. На заключительных занятиях необходимо создавать ситуацию, в
которой школьникам требуется не просто повторить изученное, но и осмыслить его
заново. Надо убедить некоторых из них в справедливости сложившегося в классе
мнения, защитить выводы, к которым привел совместный анализ. На заключительных
занятиях нельзя повторять предыдущий ход разбора произведения. Здесь должен
выявиться новый для учащихся угол зрения на произведение. Только в этом случае
ученики придут к углубленному осмыслению литературной темы в целом.
. Активное применение литературных
знаний, полученных школьниками при чтении и разборе, во многом определяет решение
вопросов о жизненности преподавания нашего предмета. Однако часто сведения,
полученные на уроках литературы, остаются замкнутыми в самих себе. Ребята не
находят им применения в реальном действии. В то же время на пороге заключительных
занятий у школьников возникает ощущение знакомости произведения, когда все в
нем кажется уже известным и дальнейшие разговоры о нем представляются
ненужными.
Как же избежать этого? Присмотримся к
организации заключительных занятий и попробуем сделать нашим учителем само
искусство.
Часто чувства и образы, которые
владели нами при прощании с произведением искусства, надолго определяют наше
отношение к нему. Финал произведения проясняет те волнения и размышления,
которые мы испытываем в процессе чтения. Завершающий аккорд произведения-—•
важнейшее звено в оценке героев читателем, «окончательное выражение идеи» (Д.
И. Писарев), поэтому он заново освещает все происшедшее на наших глазах.
. Появлению у школьников
общего взгляда на произведение часто помогает работа над критической статьей,
сопоставление различных трактовок произведения в критике и в искусстве.
Заключительные занятия в старших классах призваны помочь ученикам исторически
мотивировать позицию писателя, оценить ее с_позиций современности.
Итак, заключительные занятия по
изучению литературного произведения в школе требуют осуществления многих задач.
Во-первых, после анализа необходимо вызвать у школьников потребность снова
обратиться к произведению, осмыслить его в целом.
Введением нового материала, созданием
на заключительных занятиях новой проблемной ситуации мы вовлекаем учеников в
решение более сложных задач, чем те, которые разрешались на предыдущих этапах
изучения.
Во-вторых, заключительные занятия
призваны не только суммировать знания, но и синтезировать их, привести
учащихся к более обобщенным выводам.
В-третьих, заключительные занятия
призваны «проверить» прочность сложившихся в ходе анализа убеждений учеников. в
классе должна быть создана ситуация, когда школьники самостоятельно защищают
определенное мнение о произведении, применяют накопленные в процессе анализа
знания.
Вывод по главе
Итак, эпос, как и любой другой
поэтический род, всегда находится в движении. Он исторически изменчив (от
«Илиады» до современной прозы) и, в сущности, как бы заново рождается в каждом
эпическом произведении большого художника. Однако в данной работе нас
интересует прежде всего то устойчивое, что составляет качественную
определенность эпического рода. Определенность эта (для литературы всех времен
и творчества всех писателей) — в повествовательном характере эпических произведений.
В эпическом произведении — всегда повествуется о человеческих судьбах, о том,
что уже совершилось, уже было.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9 |