Курсовая работа: Особенности изучения эпических произведений в школе на примере поэмы Н.В. Гоголя "Мертвые души"
Особое внимание должно быть уделено
социальной характеристике персонажей. При этом мы не должны забывать, что
цензурные условия заставляли Гоголя особо скрывать, особо прятать социальную
характеристику своих героев, и Гоголь это делает в своей поэме с замечательным
искусством.
При анализе образов помещиков
социальная характеристика героя, отношение его к крепостным, положение крепостных
у того или иного помещика являются важнейшим моментом в его характеристике.
Мы должны раскрыть перед учащимися
широчайшую типичность образов Гоголя. В художественных образах Гоголя есть и
другая сторона: В таком понимании гоголевские образы оживают в сознании
учащихся, как бы выходят из рамок старинных портретов. Учащемуся становится
более понятной живая жизнь искусства, связи литературы с жизнью. Такая
трактовка образов является необходимым этапом всё более углублённого изучения
их.
Наконец, следует отметить также, что
в образах, созданных Гоголем, отражено его мировоззрение, авторский подход к явлениям
жизни.
Суммируя сказанное, мы приходим к
выводу, что при изучении образов Гоголя в школе необходимо:
2)
добиваться
хорошего знания учащимися гоголевского текста;
3)
дать образы
-Гоголя в историческом аспекте, как типы, в которых «просвечивает эпоха», как
воплощение среды, их воспитавшей, условий социально-экономической действительности
того времени;
4)
углубляя и
расширяя понятие гоголевских образов, показать, как они «перешагнули то время,
когда были созданы»,
раскрыть жизнь гоголевских образов в наши дни;
4) в структуре, композиции образов, в
их художественно- выразительной словесной форме дать почувствовать учащимся
выражение идейного содержания образов и стиля Гоголя.
Работа по анализу образов поэмы
должна сопровождаться обучением навыкам характеристик. Обобщающие занятия
должны быть использованы для работы по обучению навыкам составления домашнего
сочинения на более широкую тему.
Так как обучение составлению
характеристик не начинается в связи с изучением темы «Н. В. Гоголь», но
проводилось и раньше, то упражнения не вызовут особых затруднений у учащихся. Так,
в качестве задания после изучения образа Коробочки можно предложить учащимся
составить план на несколько заданий по одной теме, например:
Помещица Коробочка.
Наиболее типичные черты Коробочки и
как они показаны Гоголем в его поэме.
Почему Гоголь назвал Коробочку
дубинноголовой?
Упражнения по подбору материала к
этим заданиям должны приучить учащихся умело планировать свои сочинения. С
другой стороны, при работе над основной частью сочинения возникает вопрос о
полноте, исчерпывающем перечне черт характера или особенностей характеризуемого
явления, о группировке их, выдвижении на первое место основных, о подборе
наиболее характерного и подытоживающего определения, с тем. чтобы это
определение было использовано в заключении.
При формулировке заданий как тем для
сочинений следует останавливаться на вопросах мастерства Гоголя при изображении
им образов.
Следует так формулировать для
учащихся задания, чтобы привлекать их внимание к художественной стороне
образов. Например, вместо обычных формулировок: характеристика Манилова и т.
д., давать такие:
Основные черты характера Ноздрёва
(или Собакевича, или Плюшкина) и как они раскрываются Гоголем?
Художественное мастерство Гоголя в
обрисовке характера Собакевича (или другого образа).
Как раскрыт Гоголем образ Плюшкина?
Как обнаруживаются основные черты
Собакевича в его речи и в сцене продажи им Чичикову мёртвых? и т. д.
В период подведения итогов, обобщений
по теме должна быть подготовлена и проведена домашняя работа. Обычно домашняя
работа рассчитывается на две-три недели и, следовательно, должна быть задана
учащимся своевременно, с тем, чтобы они окончили её в то время, когда кончается
изучение темы. Формулировка темы, её разъяснение, указание источников, помощь в
собирании материала, утверждение планов — вот важнейшие моменты работы с учащимися
по организации домашней письменной работы.
Анализируя поэму учащиеся
характеризуют образы помещиков: Манилова, Коробочки, Собакевича, Ноздрева,
Плюшкина, Чичикова, чиновников.
Обобщающие занятия следует провести
как разработку одной большой темы: «Поэма «Мёртвые души» Гоголя, идейное
содержание её и художественно-изобразительные средства».
Занятия по теме проводятся по плану:
Формулировка основной идеи поэмы.
Жанровые особенности «Мёртвых душ».
Композиционное построение первого
тома поэмы.
Пейзаж в поэме.
Язык поэмы.
2.4.Работа с литературоведческими
понятиями «сатира» и «юмор»
Работа с понятиями «сатира» и
«юмор»надо начинать с первых уроков.
С термином «сатира» и «юмор» ребята
уже знакомы, но необходимо напомнить само определение, дать ей характеристику и
упомянуть о сатирических и юмористических произведениях, изученных раннее или
познакомить с другими в виде обзора
Так к уроку можно учащимся дать
задание выписать из словаря определение этих терминов в тетрадь, .выяснить ,
исходя из определения, выяснить различие юмора от сатиры . Дать задания в виде
сообщений охарактеризовать. сатирические и юмористические произведения Затем в
дальнейшем необходимо на уроках ученикам давать задание выделять сатирические и
юмористические приемы в поэме.
Рассмотрим пример работы на уроке .
Фрагмент беседы по 1главе
Заглянул Чичиков в городской сад.
- Как Гоголь описывает городской
сад? Это одно из самых ярких сатирических мест первой главы.
Обратите внимание на то, что было в
действительности, каков был действительный сад и как сад был описан в
правительственных газетах, какими словами в правительственных газетах расписывали
мнимые чувства граждан к господину градоначальнику: «...хотя эти деревца были
не выше тростника, о них было сказано в газетах при описании иллюминации, что
город наш украсился, благодаря попечению гражданского правителя, садом,
состоящим из тенистых, широковетвистых дерев, дающих прохладу в знойный день,
и что при этом было очень умилительно глядеть, как сердца граждан трепетали в
избытке благодарности и струили потоки слез в знак признательности к господину
градоначальнику».
При описании юркого, «вертлявого»
полового—трактирного слуги, при обрисовке «покойного» номера гостиницы, мужиков,
рассуждающих о колесе брички Чичикова, сбитенщика с лицом, похожим на самовар,
Гоголь смеётся добродушно, здесь звучит его мягкий юмор. Но смех Гоголя
превращается в гневный, сатирический, когда он обращается к характеристике
«значительных лиц», власть имущих, тех, кто является «хозяевами жизни», к
изображению чиновников и помещиков.
Остановимся на двух характеристиках
чиновников, данных Гоголем в первой главе поэмы: на сравнении чиновников с мухами
и на описании чиновников толстых и тонких.
Почему мы смеёмся, читая это
замечательное развёрнутое гоголевское сравнение?
Чем напоминают чиновники мух?
Обратите внимание на то, что в баснях
Крылова, в народных сказках обычно с сатирической целью люди изображаются в
образах животных.
О чём свидетельствует это сравнение
чиновников с мухами?
I - Обратимся теперь к авторскому
отступлению о толстых и тонких чиновниках. (Цитируются выдержки из этого авторского
отступления: «Мужчины здесь, как и везде, были двух родов: одни тоненькие,
которые всё увивались около дам...» и до конца.
Гоголь говорит здесь о чиновниках с
нескрываемой насмешкой: тонкие чиновники увиваются около дам, виляют туда И
сюда, спускают нажитое отцами добро на курьерских. Они обдуманно зачёсывали
свои бакенбарды и -т. д.
Толстые чиновники также рисуются в
смешном виде: лица у них полные и круглые, на иных даже были бородавки. Они,
«служа богу и государю», наживают себе капиталец и, чтобы скрыть награбленное,
покупают деревеньки, записывая их не на своё имя. Замечательны следующие слова
Гоголя: «Наконец, толстый, послуживши богу и государю...» и т. д.
Пустота, отсутствие душевного
содержания чиновников особенно подчёркивается Гоголем тем, что он полностью
характеризует их, описав один только их внешний вид: фигуры, костюм, причёски.
Всё это делает речь Гоголя комической: нам смешны люди, похожие на мух, люди,
которые отличаются друг от друга только тем, что одни толстые, а другие
тонкие.
Этот приём исчерпывающей
характеристики человека через описание двух-трёх чёрточек его внешности мы
встречаем всё время у Гоголя. Прокурор, например, полностью охарактеризован
тем, что у него весьма чёрные густые брови да подмигивающий левый глаз.
Когда всё же приходится Гоголю в
какой-то мере говорить о нравственных качествах его «героев», он всегда
сопровождает это оговоркой, подчёркивающей, что отмечаемое им в «герое»
душевное качество было «особого» рода.
Так, говоря, что губернатор «впрочем,
был большой добряк», Гоголь тут же добавляет, что он настолько был добр, что
даже сам вышивал иногда по тюлю. Читателю становится ясным, что за «доброта»
была у губернатора. Говоря о прокуроре с чёрными густыми бровями и
подмигивающим глазом, он продолжает: «человека, впрочем, серьёзного и молчаливого».
Здесь опять-таки ясно, какова серьёзность прокурора. Характеристика
почтмейстера выдержана в этих же тонах: «почтмейстер был низеньким человеком,
но остряком и философом».
Следует подчеркнуть, что дело здесь
не во внешнем комизме, не в неожиданных переходах речи, а в том, что Гоголь
показывает смешную сущность изображаемых им героев, у которых не было за душой
ничего человеческого.
Гоголь прибегает к приёму чисто
внешнего описания своих героев, исходя из идейного замысла поэмы — показать
мёртвое царство мёртвых душ. Мы смеёмся над убожеством, нелепостью, животной
примитивностью помещиков и чиновников.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9 |