Курсовая работа: Культурно-исторические образы в поэзии О. Мандельштама
Говоря
об этом свойстве поэзии Мандельштама, В.М. Жирмунский писал: «Пользуясь
терминологией Фридриха Шлегеля, можно назвать его стихи не поэзией жизни, а
«поэзией поэзии» («die Poesie der Poesie»), т. е. поэзией, имеющей своим
предметом не жизнь, непосредственно воспринятую самим поэтом, а чужое художественное
восприятие жизни [...] Он [...] пересказывает чужие сны, творческим синтезом
воспроизводит чужое, художественно уже сложившееся восприятие жизни. Говоря его
словами:
Я
получил блаженное наследство –
Чужих
певцов блуждающие сны...»[39] .
И далее:
«Перед этим объективным миром, художественно воссозданным его воображением,
поэт стоит неизменно как посторонний наблюдатель, из-за стекла смотрящий на
занимательное зрелище. Для него вполне безразличны происхождение и
относительная ценность воспроизводимых им художественных и поэтических культур»[40].
Статьи и рецензии,
особенно 20-х годов, — это круг чтения умного, тонкого читателя,
благожелательного даже по отношению к чуждым ему явлениям. В этом видна вся
сила устремленности Мандельштама к познанию новой жизни, нового общества,
искреннее желание войти в литературу соучастником и деятелем. Пересечение
поэтического мышления и философско-эстетического раздумья опирается у
Мандельштама на ряд ключевых понятий, как бы перетекающих из стихов в статьи,
из статей в поэзию. Переход стихов в прозу, прозы в критическую статью и
наоборот — одна из характернейших особенностей творчества Мандельштама. Во всех
жанрах у него господствует один и тот же склад философско-поэтического
мышления. Ассоциации возникают из метафоры, метафоры переходят в образ, образ —
в эстетическую формулу. Отсюда «формульность» и его поэзии и прозы. Отсюда два
«языка» его лирики и прозы. Один из них «пользуется» методом перечисления,
рядоположенной коммуляцией значений, складывающихся в специфическую картину
мира в его поэзии[41].
Отсюда те черты его
поэзии, о которых Б. Эйхенбаум писал: «Метод называния — с надеждой на
злободневность слова, на то, что слово само вывезет путем ассоциаций с
современностью»[42]. Статьи и стихи
Мандельштама рождаются как бы из единого лона. В статьях раскрывается тот же
мощный подтекст, который скрыт в ассоциациях, сложных лирических состояниях,
прихотливом потоке образов истории и современности.
Было бы упрощением
огульно отрицать значение символистской критики в целом для становления
эстетики и литературной науки. В статьях В. Иванова, В. Брюсова, К. Бальмонта,
А. Белого, не говоря уже о Блоке и Анненском, был совершен поворот к изучению
внутренней природы искусства, к новому пониманию поэтики, внимательному
изучению проблемы поэтического слова и, наконец, к пересмотру истории русской
поэзии и восстановлению забытых имен (А. Григорьев, Ф. Тютчев и др.)[43].
При всем своеобразии
мощных индивидуальностей всех этих поэтов объединяло стремление перевести
логический тип критического мышления на уровень эмоционально-художественного,
субъективно-эстетизированного познания поэтического универсума. Их отличало идеалистическое
мировоззрение, роковое устранение общественно-политической и
социально-исторической проблематики, установка на «эстетизацию» критической
прозы и подчеркнутое «внимание к чисто эстетическим оценкам, преобладание
высокого, эмфатического стиля, насыщенного метафорами...» и, главное,
«склонность к импрессионистическому субъективизму»[44].
Эстетика и поэзия символистов вступали в противоречие.
Теоретическим «фокусом»
философско-эстетических взглядов Мандельштама, по-видимому, следует считать
узел проблем, завязавшийся вокруг отношения истории к современности, культуры к
гуманизму. «Культура» становится для Мандельштама материальным выражением
истории, единством ее, хотя формально и не связанных, но внутренне слитых
разновременных пластов. Именно здесь решается проблема человеческого бытия.
Взгляд Мандельштама на
культуру имеет два аспекта. С одной стороны, он обусловлен определенной суммой
представлений, свойственных науке, философии, историко-культурной эссеистике,
вообще интеллигентскому сознанию начала XX века. Не случайно одна из первых его
работ — статья «Петр Чаадаев», суть которой проясняется ссылкой на авторитет
Чаадаева и его определения истории вообще, русской в частности. С другой
стороны, Мандельштам в поисках закономерностей современной жизни и поведения
современного человека выдвигает свое понимание истории и культуры, внутренним
пафосом и определяющим законом которого является «архитектура». В статье «Поэтика
Мандельштама» Л. Я. Гинзбург писала, что «архитектурность раннего Мандельштама
следует понимать широко. Он вообще мыслил действительность архитектонически, в
виде законченных структур, — и это от бытовых явлений до больших фактов
культуры»[45]. Добавим, что это
относится, на наш взгляд, не только к раннему Мандельштаму. «Архитектура» и
«архитектурность» — приобрели у него значение основополагающих культурософских
понятий. «Строить — значит бороться с пустотой, гипнотизировать пространство».
Отсюда образ «хаоса», «пустоты», преодолеваемый творческим усилием истории.
«Земная клеть» в лирике
Мандельштама заполнена архитектурой. И «желтизна правительственных зданий»
Петербурга, «чудовищные ребра» собора Нотр-Дам, и «пятиглавые московские
соборы» — весь этот грузный и вместе с тем легкий мир строений человеческих —
философско-поэтическое воплощение понимания времени и культуры. Поэт погружен в
непрерывающийся ход неутомимого творчества истории. Так возникает в стихах
Мандельштама образ «исторического потока» и исступленного «творчества истории»
по строгим законам архитектуры[46].
Для него культура — некое
замкнутое в себе историческое пространство (берется событие, отраженное в мифе
или литературе, в одной точке, на одной линии, независимое от проблемы
пространственно-временных связей), единое мировое событие, независимое от
отдаленности во времени, принципиально неприуроченное к историческому моменту.
Оно сеть пульсирующих и перекликающихся мотивов. Поэтому Гомер соединяется с
сиюминутной домашностью, Айя София и Петрополис с сегодняшним днем.
Основополагающее в системе взглядов Мандельштама противопоставление «культуры»
— «природе» имеет программный характер. Оно привело поэта в известной мере к
тупику. С одной стороны, он понимал социальную природу творчества, с другой,
история и творчество приобретали независимый отвлеченно-гуманистический
характер. Возникает ошибочная теория истории, как бы замкнутой временной
петлей. Ход событий неотвратимо возвращается на круги своя. Теория постоянных
возвратов как бы объясняет для Мандельштама трагизм человеческого существования
и соответственно мешает ему понять противоречия современной ему
действительности, приводит, в конечном счете, к конфликту со своим временем.
Ограничивает, тем самым, масштаб его подхода к литературе. Замкнутая цепь
времени и существования человека выражена в «Ламарке», эстетическая программа —
в «Грифельной оде». Этот своеобразный «глубинный философско-исторический
фатализм» Мандельштама[47] определяет его понятие и
самой истории, и связанного с нею понятия «культуры».
Эстетика Мандельштама,
таким образом, захватывает не только искусство, но и жизненные установки людей
во всей многосложности их обихода и существования.
Мандельштам решительно
выступает с призывом к «обмирщенью русской речи» и с протестом против чисто
формальной игры слов, вне поэтического мира и художественного смысла. Потому
что «поэтическую речь живит блуждающий, многосмысленный корень».
Поль Валери, во многом
близкий, Мандельштаму и в области поэзии, и в области теории, справедливо
замечал: «Поэт бессознательно движется в сфере возможных связей и превращений,
где он подмечает, или же получает, лишь мгновенные и частные эффекты,
необходимые ему в какой-то момент его скрытого действования»[48].
В отличие от
избирательного отношения символистов к культурным эпохам прошлого, акмеизм
пытался опереться на самые разные культурные традиции. Поэтому объектом
эстетической рефлексии в акмеизме часто становились мифологические сюжеты,
образы и мотивы живописи, графики, архитектуры. Активно используются в
произведениях акмеистов литературные цитаты.
Поэзия Мандельштама,
проникнутая «тоской по культуре», была сосредоточена на философском осмыслении
истории и отличалась повышенной ассоциативностью – качеством, столь ценимым
символистами.
1.3 Сборник «Камень»
В поэзии Мандельштама
смысловой потенциал, накопленный словом за всю историю его бытования в других
поэтических контекстах, приобретает значение благодаря скрытым
цитатам-загадкам. Они заставляют читателя обратиться к их источникам с тем,
чтобы найти систему координат, подтекст, с помощью которого текст можно
дешифровать.
Основные черты этого
метода в полной мере проявились уже в первом опубликованном сборнике поэта –
«Камень» (1913г.). Сюда вошли 23 стихотворения 1908–1913гг. (позднее сборник
был дополнен текстами 1914–1915гг. и переиздан в конце 1915г. (на титуле
значится – 1916)). Вошедшие в сборник ранние стихи 1908–1910гг. являют собой
уникальное для всей мировой поэзии сочетание незрелой психологии юноши, чуть ли
не подростка, с совершенной зрелостью интеллектуального наблюдения и
поэтического описания именно этой психологии:
Из омута злого и вязкого
Я вырос тростинкой шурша,
–
И страстно, и томно, и
ласково
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9 |