Контрольная работа: Роман М. Ю. Лермонтова "Герой нашего времени". Анализ лирического произведения
Значение романа «Герой нашего времени» в последующем
развитии русской литературы огромно. В это произведение Лермонтов впервые в
«истории души человеческой» вскрыл такие глубинные пласты, которые не только
уравнивали ее с «историей народа», но и показывали ее приобщенность к духовной
истории человечества через ее личностно-родовую значимость. В отдельной личности
высвечивались не только ее конкретно-временные социально-исторические признаки,
но и всечеловеческие.
Первый
психологический роман М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» в развитии русской
прозы составил целый этап и во многом определил художественное мастерство Тургенева,
Л. Толстого, Ф.М. Достоевского,
Чехова. А. Н. Толстой так говорил о значении прозы Лермонтова и его романа «Герой
нашего времени»: «Лермонтов-прозаик это чудо, это то, к чему мы сейчас, через сто
лет, должны стремиться, должны изучать лермонтовскую прозу, должны воспринимать
ее как истоки великой русской прозаической литературы...»
Анализ
лирического произведения
Элегия
В.А. Жуковского «Славянка» (1815)
В примечании к этому стихотворению Жуковский пишет:
«Славянка - река в Павловске. Здесь описываются некоторые виды ее
берегов, и в особенности два памятника, произведение знаменитого Мартоса.
Первый из них воздвигнут <…> в честь покойного императора Павла. В
уединенном храме, окруженном густым лесом, стоит пирамида: на ней медальон с
изображением Павла; перед ним гробовая урна, к которой преклоняется
величественная женщина и короне и порфире царской; на пьедестале изображено в
барельефе семейство императорское: государь Александр представлен сидящим;
голова его склонилась на правую руку, и левая рука опирается на щит, на коем
изображен двуглавый орел; в облаках видны две тени: одна летит на небеса,
другая летит с небес, навстречу первой. Спустясь к реке Славянке <…>,
находишь молодую берёзовую рощу: эта роща называется семейственною, ибо в ней
каждое дерево означает какое-нибудь радостное происшествие в высоком семействе
царском. Посреди рощи стоит уединенная урна Судьбы. Далее, на самом берегу
Славянки, под тенью дерев, воздвигнут прекрасный памятник великой княгине
Александре Павловне. Художник умел в одно время изобразить и прелестный
характер и безвременный конец ее; вы видите молодую женщину, существо более
небесное, нежели земное; она готова покинуть мир сей; она еще не улетела, но
душа ее смиренно покорилась призывающему ее гласу; и взоры и рука ее, подъятые
к небесам, как будто говорят: да будет воля Твоя. Жизнь, в виде юного Гения,
простирается у ее ног и хочет удержать летящую; но она ее не замечает; она
повинуется одному Небу - и уже над головой се сияет звезда новой жизни.
Элегия Жуковского начинается с описания видов реки
Славянки в Павловске. В стихотворении воспроизводится жизнь природы, в которую
органически включается жизнь человека.
В
романтической поэзии символика играла особую роль, и в этом стихотворении можно
выделить следующие символы:
Река
- текучесть самой жизни, ее зыбкость и неустойчивость.
В
тихих, спокойных водах можно найти и зеркало, в котором отражается жизнь
природы, как в природе отображается жизнь лирического героя; и двойственность,
иллюзорность мира, созданные отражением в спокойной воде деревьев, неба,
облаков и т.п.; и меланхолическое состояние, и ощущение тайны, и мотив
воспоминаний как мотив отраженной жизни.
С рекой ассоциируется еще один очень важный образ - берег.
Он выражает прежде всего устремленность и направление движения, является
символом приютственного уголка или желанным пределом стремлений. Именно к нему
направляет свое движение лирический герой: "Спешу к твоим брегам..."
Постоянно
движущиеся картины природы в элегии связаны с меняющимися точками зрения,
обозначенными предлогами, указывающими на пространственное расположение, и
обстоятельствами места действия: под, из, на, перед, между, сквозь, здесь, там,
окрест, вкруг меня, передо мной и т.д.
В
смене видов во время прогулки лирического героя возникает впечатление, что сама
природа живет, дышит, постоянно поражает все новыми и новыми картинами.
Художник как бы является частью природы, подражает ей. Жуковский запечатлевает
бесконечную смену мгновений жизни природы, разнообразие ее картин. Они меняются
внезапно, неожиданно, и в стихотворении поэта эта быстрая смена картин передана
наречием "вдруг", четыре раза повторяющимся в тексте, и словами
"лишь изредка", "лишь", которые, передают игру света и тени,
тишины и звуков, смену цветов, красок. "Излучистая тропа", по которой
идет лирический герой, становится символом самой жизни с ее светлыми и
сумрачными настроениями. Пейзаж служит не только пейзажем души, но и метафорой
бытия человека:
Иду под рощею излучистой тропой; Что шаг, то новая в глазах моя картина; То вдруг, сквозь чащу древ, мелькнет передо мной, Как в дымке, светлая долина; То вдруг исчезло все... окрест сгустился лес...
Непременным
атрибутом романтизма является мотив смерти. Он передан через атрибутику
уединенных часовен, мавзолеев, надгробий с таинственными надписями, урн,
опрокинутых факелов. Эти знаки должны были напоминать человеку о краткости его
бытия, мгновенности его величия. В стихотворении он звучит в сочетании с мотивом
памяти.
И вдруг пустынный храм в дичи передо мной; Заглохшая тропа; кругом кусты седые; Между багряных лип чернеет дуб густой И дремлют ели гробовые
"Багряные
липы" напоминают о неизбежности увядания красоты, "ели гробовые"
- о смерти, "дуб густой", долгожитель лесов и парков, выражает мотив
памяти. Все это вызывает меланхолическое настроение, побуждает к размышлениям.
Чередования разных видов, памятников, надписей как вызывают грусть, так и
напоминают о счастье, славе, бессмертии.
С
мотивом смерти, а вернее его преодолением, связан мотив дружбы. В
Павловском парке одним из совершенных сооружений можно считать Храм Дружбы,
построенный в 1782 г. архитектором Ч. Камероном Он стоит в излучине Славянки и
также упоминается в элегии ("Здесь храм между берез и яворов
мелькает").
Пейзажи
Жуковского, возникающие "вдруг", внезапно, вовсе не прямые зарисовки
природы. Они "переплавлены" в сознании поэта в связи с его
романтической концепцией бытия, даны в движении времени суток (поэтому меняются
их освещение, цвет, колорит) и в движении самого настроения прогуливающегося
автора. Все зыбко и неустойчиво, каждое мгновение прекрасно, но его нельзя
остановить, как нельзя остановить течение мыслей, ощущения, настроения.
Далее
следует сентиментальный пейзаж сельской идиллии:
И вдруг открытая равнина предо мной: Там мыза, блеском дня под рощей озарена; Спокойное село над ясною рекой, Гумно и нива обнажена
Это
"спокойное село", "ясная река" (как правило, буколические
пейзажи даются в дневном освещении), "гумно и нива", "согласный
стук цепов", "песня пастуха", "скрип возов". Жуковский
запечатлел не конкретный сельский вид, а условный и обобщенный, словно
созданный по единому образцу, картине.
Еще
один непременный романтический объект - это челнок рыбака, дополняющий картину
несуетной сельской жизни в ее органической связи, слиянии человека с природой.
Следующее
смена настроения связана с вечерним пейзажем. По мере приближения ночи
усиливаются нотки грусти, печали. Картины природы становятся зыбкими,
неустойчивыми, возрастает чувство одиночества, тревоги. Встреча с Семейной
рощею ("в ней каждое дерево означает радостное происшествие в семействе
царском") вновь меняет настроение. Возникает ощущение встречи душ. Березы
воспринимаются как своеобразные двойники душ живых и умерших. Вечерняя природа
в восприятии лирического героя одухотворяется, приобретает собственное тайное
бытие, становится портретом некоего фантастического сверхсущества. Возникает
ощущение, что сама мировая душа вступает в духовную связь с душой лирического
героя:
Как бы сокрытая под юных древ корой, С сей очарованной мешаясь тишиною, Душа незримая подъемлет голос свой С моей беседовать душою.
Таким
образом, прогулка по парку превращается в воспоминание-размышление о
неразрывной связи мира природного и внутреннего мира человека, медитацию
философского характера о жизни и смерти, славе и бессмертии, тайне бытия и
неумолимости судьбы.
Анализ
стихотворение М.Ю. Лермонтова «Дума» (1838)
Тридцатые годы 19 века - время решения сложных социальных и
философских проблем, время глубоких раздумий над смыслом жизни, над местом
человека в мире и обществе. Поэзия Лермонтова стала художественным отражением
этих раздумий. Название "Дума" ассоциируется с "Думами"
Рылеева. Но это скорее связь по контрасту. "Думы" Рылеева были
посвящены выдающимся людям, их героическим делам. В "Думе" Лермонтова
- рассказ о жалкой участи их потомков.
Лермонтов в начале оценки людей своего поколения говорит:
Богаты мы, едва из колыбели,
Ошибками отцов и поздним их умом…
Настоящее рисуется при помощи следующей картины:
Так тощий плод, до времени созрелый,
Ни вкуса нашего не радуя, ни глаз,
Висит между цветов, пришелец осиротелый,
И час их красоты - его паденья час!
А будущее таково:
… Над миром мы пройдем без шума и следа,
Не бросивши (проверить слово!) ни мысли плодовитой,
Ни гением начатого труда.
Жизненный путь этих людей - "ровный путь без
цели". В "Думе" Лермонтов выступает как строгий судья. Прежде
всего, он обвиняет современников в бездействии, в пассивности, в том, что они
"вянут без борьбы", не пытаются изменить свою судьбу. Духовный мир
рисуется при помощи контрастных сопоставлений: "к добру и злу постыдно
равнодушны"; "и ненавидим мы, и любим мы случайно"; "ни
злобе, ни любви" - "ничем не жертвуя". Лермонтов показывает
духовную смерть поколения. Читатель постепенно входит в мир "обесцененных
ценностей"; "богатство ошибками" - не богатство, а бедность;
бесполезный клад - не клад; чужой праздник - не праздник; бесполезные науки -
не науки; томительная жизнь - не жизнь.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7 |