Контрольная работа: Роман М. Ю. Лермонтова "Герой нашего времени". Анализ лирического произведения
Контрольная работа: Роман М. Ю. Лермонтова "Герой нашего времени". Анализ лирического произведения
Министерство
высшего образования
Карельский
государственный педагогический университет
Кафедра
литературы
Контрольная
работа по курсу:
Русская
литература. Первая половина XIX века
Тема:
1 ч. Роман М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»
(система образов, характер Печорина)
2 ч. Анализ лирического произведения
Студентки ФФ ОЗО 3 курса:
И. М. Зайцевой
Научный руководитель:
О. В. Журина
Петрозаводск,
2004
Роман
М. Ю. Лермонтова (1814-1841)
«Герой
нашего времени»
«Отличительный характер русской литературы – внезапные
проблески сильный и даже великих художнических талантов <…>. К числу
таких сильных художественных талантов, неожиданно являющихся среди окружающей
их пустоты, принадлежит талант Лермонтова», так в 1840 году о М. Ю. Лермонтове
отзывался в своих статьях В. Г. Белинский[1].
Пушкинская проза, по мнению критика, «не могла идти ни в какое сравнение с его
поэмами и драмами». А «Лермонтов и в прозе является равным себе, как и в
стихах», что можно объяснить историческим развитием искусства и великим
предшественником, таким как А.С. Пушкин.
История «Героя нашего времени» начинается с 1839 году,
когда в «Отечественных записках» появилась повесть «Бэла» с подзаголовком «Из
записок офицера с Кавказа». В конце того же года в том же журнале увидела свет
последняя часть будущего романа – «Фаталист». В 1840 году там же была
напечатана «Тамань». Вслед за этим вышло и отдельное издание романа в его
полном составе.
Лермонтовский роман – явление не только русской
литературы, но и всего мирового литературного процесса. «Герой нашего времени»
впитал в себя многообразные традиции предшествующей мировой литературы в
изображении «героя века» («Исповедь» Ж.-Ж. Руссо, «Рене» Ф. Р. Шатобриана,
«Оберман» Э. Сенанкура, «Адольф» Б. Констана, «Исповедь сына века» А. Мюссе и
др.) Образ Печорина как героя времени имел своих предшественников и в русской
литературе. С начала XIX века в ней чаще стал
появляться тип «странного», а затем и «лишнего человека» как один из наиболее
характерных для русской действительности («Рыцарь нашего времени» Карамзина,
«Горе от ума» А. С. Грибоедова, «Евгений Онегин» А. С. Пушкина и др.)
И вместе с тем «Герой нашего времени» явился новым словом
в русской и мировой литературе. Об этом произведение было высказано огромное
количество противоположных суждений. К числу наиболее дискуссионных тем
относятся интерпретация образов главного героя и определения
художественного метода.
Каков художественный метод «Героя нашего времени»?
Является роман романтическим или реалистическим
произведением?
Может ли быть в романе осуществлен синтез романтизма и
реализма?
Эти вопросы поднимались исследователями давно, а ответы
по-прежнему расходятся. Б. Т. Удодов[2]
выделяет 5 основные точки зрения:
1) «Герой нашего времени» последовательно реалистичен (С.
Н. Дурылин, Л.Я. Гинзбург, М.А. Мануйлув и др.)
2) «Герой…» - произведение реалистической, но с большими
или меньшими элементами и традициями романтизма (У. Р. Фохт, А. Н. Сколов и
др.)
3) «Герой…» - романтическое произведение (К. Н. Григорьян,
В. П. Казарин)
4) «Герой…» представляет органический сплав, синтез
романтизма и реализма (Б.Т. Удодов, В.А. Архипов, И.В. Карташова, В. И.
Коровин*)
5) Синтез романтизма и реализма признается как его
определяющая особенность, но только синтез этот мыслится на реалистической
основе (В.М. Маркович и М.М. Уманская).
Удодов предполагает, что именно «синтетический реализм»
Лермонтова и был тем новым и самобытным методом, который привнес писатель в
русскую литературу. Однако при конкретизации этой исследовательской концепции
выясняется, что такого же рода «синтез» романтизма и реализма на реалистической
основе совершили еще до Лермонтова и Пушкин, и Гоголь.
В «Герое нашего времени» с наибольшей органичностью и
последовательность проявляется его особый синтезирующий,
романтико-реалистический метод. Он был подготовлен как закономерностями
развития литературного процесса переходной эпохи, так и особенностями
художественной индивидуальности автора. «Герой…» создан в эпоху, когда
романтизм и реализм наиболее тесно взаимодействовали; создан художником,
обладающим непревзойденной способностью к синтезу «противоположностей». Он
посвящен такому жизненному типу, «странности» которого требовали «двуединого»
синтезирующего освещения; и, главное, этот роман запечатлел одинаково страстное
стремление его творца к трезвому познанию реальной действительности и
одновременно к утверждению своих заветных идеалов.
Можно выделить следующие традиции романтизма, в той или
иной форме проявляющихся в романе:
внимание к миру человека; аналитический способ его
раскрытия; психологический самоанализ героя; некоторая загадочность его
прошлого; контрастность характеров, сюжетное заострение романа; нарушения
хронологической последовательности в его композиции; заметно выраженный
«субъективный элемент», придающий эпическому жанру глубокий лиризм
Но отмеченные традиции романтизма в романе Лермонтова
подчинены иному художественному заданию – реалистическому и выступают иной
функции – также реалистической.
Проблемы типологии жанра «Героя нашего времени»
рассматривалась многими исследователями творчества М. Ю. Лермонтова. Э. Г.
Герштейн в самом начале своей книги о «Герое нашего времени» ставит вопрос: «Да
и роман ли это: можно ли так назвать собрание повестей – «Бэла», «Максим
Максимыч», «Тамань», «Княжна Мери», «Фаталист»?...». В самом деле, все это
вполне самостоятельные законченные произведения, каждое из которых и отдельно
взятое имеет свою непреходящую художественную ценность.
.Белинский сразу оценил оригинальность сочинения
Лермонтова, новизну и самобытность его романной формы: «Герой нашего времени»
отнюдь не есть собрание нескольких повестей, изданных в двух книжках и
связанных одним общим названием: нет <...> это роман, в котором один
герой и одна основная идея, художнически развитая». И потому «несмотря на его
эпизодическую отрывочность, его нельзя читать не в том порядке в каком
расположил сам автор: иначе вы прочтет две превосходные повести и несколько
превосходных рассказов, но романа не будете знать».
Жанровые открытия Лермонтова вобрали и переработали
многообразные традиции русской и мировой литературы. Литературоведам
отмечался жанр синтетического романа, который был подготовлен циклами повестей,
распространенных в 30-е годы («Повести Белкина» А.С. Пушкина, «Вечера на хуторе
близ Диканьки» Н. В. Гоголя и др.), в нем соединились такие жанры, как путевой
очерк, светская повесть, роман-исповедь, философский роман.
По мнению Б. М. Эйхенбаума, заслуга Лермонтова не только в
том, что он обновил жанр романа, синтезировав в нем цикл повестей с такими
«нероманными» жанрами, как новелла, путевой очерк и др., но и в том, что он
сделал роман психологическим. Б. Т. Удодову представляется не совсем точным
определение жанра «Героя нашего времени» как первого «личного» или
«аналитического романа» в русской литературе. В романе при детальнейшем
психологизме изображения герой раскрывается не только изнутри, но и извне, во
всем богатстве его объективно-жизненных связей, наряду с великолепно
выписанными образами-характерами других персонажей (Максим Максимыч,
Грушницкий, княжна Мери, горцы, контрабандисты и т.п.). В отличие от
французского «личного романа», «Герой нашего времени» насыщен
предметно-чувственным изображением мира (картины Кавказа, типы пятигорского
«водяного общества», пейзажи и т.д.).
Жанровые
истоки «Героя нашего времени» необычайно широки и многообразны, они связаны,
прежде всего, с развитием двух противоположных путей формирования романного
жанра:
1) Более раннее развитие жанра «объективного романа»
(восходящего к авантюрно-плутовскому роману и наполнявшегося все более глубоким
социально-историческим содержанием)
2) Эволюция «субъективного романа», получившего свое
продолжение в исповедально-психологических романах
Разрабатывая свою художническую концепцию человека, Лермонтов
одним из первых воссоединил эти две противостоящие тенденции в развитии романа,
осуществляет их органический синтез, который был закономерно подготовлен
движением мирового историко-литературного процесса.
«Герой нашего времени» - принципиально новый этап в
исторической эволюции романа. Он вмещает в себя не только углубленное
отображенную «биографию чувств», характерную для «субъективного» романа, но и в
не меньшей мере «жизнь и приключения» героя, столь характерные для
«объективного» романа. Лермонтов усвоил и творчески переработал достижения
«субъективного» французского романа с его психологизмом, но не отбросил и опыта
«авантюрного» романа, уходящего своими истоками к западному «плутовскому» и русскому
авантюрно-бытовому, нравоописательному и даже историческому роману.
«Герой нашего времени» не просто психологический, а в
первую очередь социально-психологический роман – и по характеру
психологизма в раскрытии главного героя, и по широте и многообразию
отображенной в нем социальной действительности, представленной рельефно
выписанными образами персонажей, каждый из которых является, в свою очередь,
определенным социально-психологическим типом. Однако психологизм романа не
только социален, но и в тоже время глубоко философичен. Отношение
человека с человеком, личности с обществом и природой, с миром, человеческие
устремления, возможности и действительность, свобода воли и необходимость – все
эти, по сути, философские проблемы ставятся в «Герое нашего времени». А это
делает его романом не только социально-психологическим, но и философским.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7 |