Контрольная работа: Роман М. Ю. Лермонтова "Герой нашего времени". Анализ лирического произведения
У Максим Максимыча золотое сердце и добрая душа, он ценит
душевное спокойствие и избегает приключений, на первом месте стоит для него
долг, но с подчиненными он не чинится и ведет себя по-приятельски. Командир и
начальник берут верх в нем на войне и только тогда, когда подчиненные, по его
разумению, совершают дурные поступки. Сам Максим Максимыч свято верит в дружбу
и готов оказать уважение и любовь любому человеку. Его роль как персонажа и
рассказчика состоит в том, чтобы снять ореол романтической экзотики с
изображения Кавказа и взглянуть на него глазами «простого», не наделенного
особым интеллектом наблюдателя.
Лишенный личностного самоанализа, как бы не выделенный из
«естественного» мира, Максим Максимыч воспринимает Печорина и Вулича как
«странных» людей. Ему неясно, почему Печорин скучает, но зато он твердо знает,
что с Бэлой тот поступил нехорошо и неблагородно. Еще более уязвляет самолюбие
Максим Максимыча та холодная встреча, какой «наградил» его Печорин после
долгой разлуки. По понятиям старого штабс-капитана, люди, прослужившие вместе,
становятся чуть ли не родными. Между тем Печорина вовсе не хотел обидеть Максим
Максимыча, просто ему не о чем говорить с человеком, которого он не считал
своим другом.
Максим Максимыч – чрезвычайно емкий художественный образ.
С одной стороны, это ярко очерченный конкретно-исторический и социальный тип, с
другой – один из коренных национальных характеров. Этот образ по его
«самостоятельности и чисто русскому духу» Белинский ставил в один ряд с
художественными образами мировой литературы. Но критик обращал внимание и на
другие стороны характера Максим Максимыча – инертность, ограниченность его
умственного кругозора и воззрений. В отличие от Печорина Максим Максимыч почти
лишен личностного самосознания, критического отношения к действительности,
которую он приемлет такой, как она есть, не рассуждая, выполняя свой «долг».
Характер Максим Максимыча не так гармоничен и целен, как представляется на
первый взгляд, он неосознанно драматичен. С одной стороны, этот образ –
воплощение лучших национальных качеств русского народа, а с другой – его
исторической ограниченности, силы вековых традиций. В этом плане символичны
превращения Максим Максимыча, который инстинктом человека, близкого к народу, в
представителя иерархического порядка: «Извините! Я не Максим Максимыч: я
штабс-капитан».
Благодаря Максиму Максимычу обнаруживаются и сильные и
слабые стороны печоринского типа – разрыв с патриархально-народным сознанием,
одиночество, потерянность молодого поколения интеллектуалов. Но и сам
штабс-капитан тоже оказывается одиноким и обреченным. Его мир ограничен и лишен
сложной гармонии, а целостность характера «обеспечена» неразвитостью чувства
личности. Смысл столкновения Максим Максимыча и Печорина не в преобладании и в
превосходстве личного начала над патриархально-народным или
патриархально-народного над личным, а в их драматическом разрыве, в
желательности сближения и движения к согласию.
Многое связывает в романе Печорина и штабс-капитана, каждый по-своему
высоко ценит другого, и в то же время они антиподы. И в том и в другом многое
близко автору, но ни один из них по отдельности не выражает полностью
лермонтовский идеал; более того, что-то в каждом из них неприемлемо для автора
(эгоизм Печорина, ограниченность Максим Максимыча и др.). Драматические
отношения передовой русской интеллигенции и народа, их единства и
разобщенности, нашли своеобразное воплощение этих начал в романе. Как
печоринская правда свободно, критически мыслящей личности, так и правда
непосредственного, патриарахально-народного сознания Максим Максимыча далеки от
завершенности и гармоничной целостности. Для Лермонтова полнота истины не в
преобладании одной их них, а в их сближении. Правда Печорина и Максим Максимыча
постоянно подвергаются испытанию, проверке другими жизненными позициями,
находящимися в сложном состоянии взаимного оттолкновения и сближения. Умение
видеть относительность и вместе с тем несомненность отдельных правд – извлечь
из их столкновения высшую правду развивающейся жизни – одна из главных
философско-этических принципов, лежащих в основе «Героя нашего времени».
«Тамань» - произведение, с которого начинается
дневник Печорина.
Это своего рода кульминация в столкновении двух стилей романа: реализма
и романтизма. Необыкновенную прелесть и очарование тонкого колорита,
сопутствующего образам и картинам новеллы, окружены предельно убедительной
реалистичностью и жизненным правдоподобием.
Ундина – так по-романически назвал Печорин
девушку-контрабандистку. Герой вмешивается в простую жизнь «честных
контрабандистов». Его привлекли загадочные ночные обстоятельства: слепой
мальчик и девушка поджидали лодку с контрабандистом Янко. Печорину не терпелось
узнать, что они делали ночью. Девушка, казалось, сама заинтересовалась
Печориным и вела себя двусмысленно: «вертелась около моей квартиры: пенье и
прыганье не прекращались ни на минуту». Печорин увидел «чудно нежный взгляд» и
воспринял его как обычное женское кокетство («он напомнил мне один из тех
взглядов в старые годы так самовластно играли моей жизнью»), т.е. в его
воображении взор «ундины» сопоставлялся со взором какой-нибудь светской
красавицы, взволновавшей его чувства, и герой ощутил в себе прежние порывы
страсти. В довершение всего последовал «влажный, огненный поцелуй», назначенное
свидание и признание в любви. Герой почувствовал опасность, но все-таки был
обманут: не любовь была причиной демонстративной нежности и пылкости, а угроза
Печорина донести коменданту. Девушка была верна другому, Янко, и ее хитрость
служила лишь поводом для расправы с Печориным. Отважная, наивно-коварная и
ловкая, заманив Печорина в море, она едва не утопила его.
Душа Печорина жаждет обрести среди «честных контрабандистов» полноты
жизни, красоты и счастья, которых так не хватает герою. А его глубокий трезвый
ум осознает невозможность этого. Печорин понимает безрассудность своих
поступков, всей истории с «ундиной» и другими контрабандистами с самого начала.
Но в этом-то и особенность его характера, что, несмотря на присущий ему в
высшей степени здравый смысл, он никогда не подчиняется ему целиком, - для него
существует в жизни более высокое, чем житейское благополучие.
Постоянное колебание между «реальным» и заключенным в его глубинах
«идеальным» ощущается почти во всех образах «Тамани», но особенно ярко – в
девушке-контрабандистке. Восприятие ее Печориным меняется от завороженного
удивления и восхищения до подчеркнутой прозаичности и будничности. Это
обусловлено и характером девушки, построенном на переходах и контрастах. Она
так же изменчива, как и ее жизнь, беззаконно-вольная.
В «Тамани» есть образы, полностью выдержанные в реалистических тонах.
Они относятся, как правило, к третьестепенным эпизодическим персонажам
(урядник, десятник и др.). Их назначение – создать реально-бытовой фон
повествования. Более сложными функциями наделен образ денщика Печорина. Это
персонаж появляется в самые напряженно-роматические моменты и своим реальным
обликом сдерживает романтическое повествование. К тому же своей пассивностью
он оттеняет беспокойную натуру Печорина. Но и самоирония главного героя
обуславливает смену романтических и реалистических планов, их тонкое
взаимопроникновение.
В новелле действуют три главных типа героев.
1)«Ундина», Янко и слепой мальчик - представители
загадочно-таинственного мира вольной жизни, борьбы и отваги
2) Урядник, десятник, денщик - воплощающие регламентированный мир
обыденной жизни
3) Печорин – беспокойно мятущийся между этими двумя мирами, не
находящего себе места, чужого среди «честных контрабандистов» еще более, чем
среди горцев. Буря, окончившаяся ничем, поманившая призраком счастья,
оборачивается обманутыми надеждами, усиливающими опустошенность в душе героя.
«Княжна Мери»
Система образов в этой повести глубоко продумана и
уравновешена. В первых же записях Печорина намечен круг основных персонажей
(Грушницкий, княжна Мери, Вера, Вернер).
Грушницкий – юнкер, выдающий себя за разжалованного
офицера, сначала играющий в любовном треугольнике (Грушницкий-Мери-Печорин)
роль первого любовника, но затем оттесненный на позицию неудачливого соперника.
(Печорин демонстрирует княжне Мери незначительность, пустоту Грушницкого, из
желанного гостя он превращается для нее в скучного, надоедливого собеседника).
Финал трагичен: убит Грушницкий, погружена в духовную драму Мери, а Печорин
находится на распутье и вовсе не торжествует победу. В каком-то смысле
Грушницкий представляет собой не только антигероя и антипода Печорина, но и его
«кривое зеркало».
Грушницкий - один из наиболее реалистически
объектированных образов. В нем изображен тип романтика не по внутреннему
складу, а по следованию за модой. Его замкнутость на самом себе подчеркнута
органической неспособностью к подлинному духовному общению: «он не отвечает на
ваши возражения, он вас не слушает. Только вы остановитесь, он начинает длинную
тираду <...>, которая в самом деле есть только продолжение его
собственной речи». Грушницкий – неумен и самовлюблен, живет модными
представлениями и привычками (маска таинственной трагичности), «вписан» в
стереотипное поведение «света»; наконец, он – слабая натура, позер, чье
позерство легко разоблачить, - что и делает Печорин. Смириться с поражением
Грушницкий не может, он сближается с сомнительной компанией и с ее помощью
намерен отмстить обидчикам. Хотя чем ближе Грушницкий к смерти, тем меньше в
нем романтического кокетства, хотя он побеждает зависимость от драгунского
капитана и его шайки, но до конца преодолеть условности светского этикета и
победить самолюбие не в силах.
Иной тип представляет доктор Вернер, приятель
Печорина, человек, по его мнению, «замечательный по многим причинам». Живя и
служа в привилегированной среде, он внутренне близок к простым людям. Он
насмешлив и нередко исподтишка насмехается над своими богатыми пациентами, но
Печорин видел, как «он плакал над умирающим солдатом». В его злых эпиграммах
были осмеяны многие сановитые чины, в то же время все «истинно порядочные люди»
были его приятелями
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7 |