Контрольная работа: Роман М. Ю. Лермонтова "Герой нашего времени". Анализ лирического произведения
Вернер – своеобразная разновидность «печоринского» типа,
существенная как для понимания всего романа, так и для оттенения образа
Печорина. Подобно Печорину, Вернер – скептик, эгоист и «поэт», изучивший «все
живые струны сердца человеческого». Он невысокого мнения о человечестве и людях
своего времени, но идеальное начало в нем не заглохло, он не охладел к
страданиям людей, живо чувствует их порядочность и добрые наклонности. В нем
есть внутренняя, душевная красота, и он ценит ее в других.
Вернер «мал ростом, худ и слаб, как ребенок; одна нога
была у него короче другой, как у Байрона; в сравнении с туловищем голова его
казалась огромна…». В этом отношении Вернер - антипод Печорина. В нем все
дисгармонично: чувство красоты и телесное безобразие, уродливость. Видимое
преобладание духа над телом дает представление о необычности, странности доктора,
как и прозвание: русский, он носит немецкую фамилию. Добрый по натуре, он
заслужил прозвище Мефистофеля, потому что обладает критическим зрением и злым
языком, проникая в сущность, скрытую за благопристойной оболочкой. Вернер
наделен даром соображения и предвидения. Он, еще не зная, какую интригу задумал
Печорин, уже предчувствует, что Грушницкий падет жертвой его приятеля.
Философско-метафизические разговоры Печорина и Вернера напоминают словесную
дуэль, где оба противника достойны друг друга.
Но в сфере поведенческой равенства нет и быть не может. В
отличие от Печорина Вернер – созерцатель. Он не делает ни шагу, чтобы изменить
свою судьбу и преодолеть скепсис, куда менее «страдательный», чем скепсис
Печорина, относящегося с презрением не только ко всему миру, но и к самому
себе. Холодная порядочность – вот «жизненное правило» Вернера. Далее этого
нравственность доктора не простирается. Он предупреждает Печорина о слухах,
распространяемых Грушницким, о заговоре, о готовящемся преступлении (в пистолете
Печорина во время дуэли «забудут» положить пулю), но избегает и боится личной
ответственности: после гибели Грушницкого отходит в сторону, как будто не имел
к ней косвенного отношения, и всю вину молчаливо возлагает на Печорина, не
подавая ему при посещении руки. (Тот расценивает поведение доктора как измену и
нравственную трусость).
Мери – героиня одноименной повести. Имя Мери
образовано, как сказано в романе, на английский манер. Характер княжны Мери в
романе обрисован подробно и выписан тщательно. Мери в романе – страдательное
лицо: именно над ней Печорин ставит свой жестокий эксперимент разоблачения
Грушницкого. Не ради Мери осуществляется этот опыт, но она втянута в него игрой
Печорина, поскольку имела несчастье обратить заинтересованный взор на лжеромантика
и лжегероя. Одновременно с образом Мери в романе связана проблема любви –
подлинной и мнимой.
Мери - светская девушка, настроенная несколько
романтически, не лишенная духовных запросов. В ее романтизме много
наивно-незрелого и внешнего. Сюжет повести основан на любовном треугольнике.
Избавляясь от любви Грушницкого, Мери влюбляется в Печорина, но оба чувства
оказываются иллюзорными. Влюбленность Грушницкого – не более чем волокитство,
хотя он искренно убежден в том, что любит Мери. Влюбленность Печорина – мнимая
с самого начала.
Чувство Мери, оставшись без взаимности, перерастает в свою
противоположность – ненависть, оскорбленную любовь. Ее «двойное» любовное
поражение предопределено, ибо она живет в искусственном, условном, хрупком
мире, ей угрожает не только Печорин, но и «водяное общество». Так, некая
толстая дама чувствует себя задетой Мери (« Уж ее надо проучить…»), и ее
кавалер, драгунский капитан, берется это исполнить. Печорин разрушает замыслы и
спасает Мери от клеветы капитана. Точно так же мелкий эпизод на танцах
(приглашение со стороны пьяного господина во фраке) выдает всю неустойчивость,
казалось бы, прочного социально-общественного положения княжны Мери в свете и
вообще в мире. Беда Мери в том, что она, чувствуя разницу между непосредственным
душевным порывом и светским этикетом, не отличает маску от лица.
Наблюдая за Мери, Печорин угадывает в ней это
противоборство двух начал – естественности и светскости, но убежден, что
светскость в ней уже победила. Дерзкий лорнет Печорина сердит княжну, но сама
Мери тоже смотрит через стеклышко на толстую даму; в юнкере Грушницком Мери
видит разжалованного офицера, страдающего и несчастного, и проникается к нему
сочувствием. Пустая банальность его речей кажется ей интересней и достойной
внимания. Герой решает показать Мери, как ошибается она, принимая увлеченность
за любовь, как неглубоко судит о людях, применяя к ним обманчивые светские
мерки. Однако. Мери не вмещается в те рамки, в какие заключил ее Печорин.
Она выказывает и отзывчивость, и благородство. Особую
многозначительность приобретает фраза Вернера о московских барышнях, которые
«пустились в ученость». Мери «знает алгебру», читает по-английски Байрона. Она
способна не больше и глубокое чувство. Княжна понимает, что ошиблась в Грушницком,
но не может предложить интриги и коварства со стороны Печорина. И она вновь
обманывается, но неожиданно для себя обманулся и Печорин: он принял Мери за
обычную светскую девушку, а ему открылась и ответила любовью глубокая натура.
По мере того как герой пленяет Мери и экспериментирует с ней, ирония исчезает
из его рассказа. Опыт Печорина венчается «формальным» успехом: Мери в него
влюблена, Грушницкий разоблачен. Однако результат «смешного» развлечения
драматичен и вовсе не весел. Первое глубокое чувство Мери растоптано, шутка
обернулась низостью, и девушка должна заново учиться любить человечество. Здесь
уже недалеко до скептического отношения к любви, ко всему прекрасному и
возвышенному. Жертвой прихоти Печорина становится не бездушная кокетка, а существо
юное, с порывами к идеальному. Именно потому Мери вызывает такое сочувствие.
Автор оставляет Мери на распутье, и читатель не знает, сломлена она или найдет
силы преодолеть урок Печорина.
Вера – светская дама, любовница Печорина. Она
играет заметную роль в сюжете повести. С одной стороны, благодаря отношениям
Печорина с Верой и ее раздумьям, объясняется, почему Печорин, «не стараясь»,
способен непобедимо властвовать над женским сердцем, а с другой – Вера
представляет иной, по сравнению с Мери, тип светской женщины.
Впервые о Вере упоминает доктор Вернер, рассказывая
Печорину о новых обитателях Кавказских вод: «какая-то дама из новоприезжающих,
родственница княгини по мужу, очень хорошенькая, но очень, кажется, больная…
среднего роста, блондинка, с правильными чертами, цвет лица чахоточный, а на
правой щеке черная родинка: ее лицо меня поразило своей выразительностью». Это
сообщение взволновало Печорина: «Мое сердце, точно, билось сильнее
обыкновенного». Из дальнейшего повествования проясняется предыстория отношений
Печорины и Веры: она была любовницей Печорина. Эта давняя любовь оставила
неизгладимый след в душе героев, хотя в их прежнем драматическом романе
радости было, очевидно, меньше, чем печали. Теперь Вера больна. Таким образом,
в романе юная княжна Мери и Вера даны как разные полюсы жизни – расцвета и
угасания.
Новая встреча Веры и Печорина происходит на фоне природы и
в домах людей света, приехавших на воды. Здесь сталкиваются жизнь естественная
и жизнь цивилизованная, родовое и социальное. Верин муж - дальний родственник
княгини Лиговской, хромой, богатый и обремененный болезнями. Выходя за него не
по любви, она пожертвовала собой ради сына и дорожит своей репутацией –
опять-таки не из-за себя. Уговаривая Печорина познакомиться с Лиговскими, чтобы
чаще его видеть, Вера не подозревает об интриге с Мери, замышленной героем, а
когда узнает, мучается ревностью.
Отношения Печорина с Верой служат для героев поводом для
раздумий о женской логике, о женской природе, о притягательности зла. В иные
минуты Печорин чувствует силу любви Веры, которая снова с беспечностью
вверилась ему, и сам готов ответить на ее бескорыстную привязанность. Ему
кажется, что Вера – «единственная женщина в мире», которую он «не в силах был
бы обмануть». Но большей частью, даже обнимая Веру и покрывая ее лицо
поцелуями, он заставляет ее страдать, полагая, что именно зло, которое он
причинил Вере, и есть причина ее любви («Может быть, <…> оттого-то именно
меня и любила : радости забываются, а печали никогда!..»; «Неужели зло так
привлекательно?..»). В этих и других суждениях Печорина заключена часть правды.
Недаром Вера потом в письме к Печорину признается: «ни в ком зло не бывает так
привлекательно». Но этими суждениями вся правды не исчерпывается. Печорин
принес Вере не одни только страдания: всегда желая быть любимым и никогда не
достигая полноты любви, он дарит женщинам беспредельность чувства, на фоне
которого любовь «прочих мужчин» кажется мелкой, приземленной и тусклой. Поэтому
Вера обречена любить Печорина и страдать. Трагическая, страдающая и
бескорыстная любовь – ее удел.
Возможно, Вера и надеялась поначалу на семейное счастье с
Печориным. Печорин же с его беспокойным характером, исканием жизненной цели
меньше все был склонен создавать семейный очаг с «тихими радостями и спокойствием
душевным». Он «как матрос <...>: его душа сжилась с бурями и битвами и,
выброшенный на берег, он скучает и томится, как ни мани его тенистая роща, как
ни свети ему мирное солнце...».
Лишь потеряв Веру, Печорин осознает, что именно она несла
в себе ту любовь, которую он жадно искал, и эта любовь погибла, ибо он истощал
душу Веры, не наполняя ее своим чувством.
Романтическая основа образа Мери в значительной мере
реалистически уравновешивается психологически мотивированным изображением
постепенного зарождения и развития в ее душе чувства любви. Вера же изнутри
остается нераскрытой, ее любовь к Печорину дана в готовом виде, о возникновении
и развитии этого чувства можно только предполагать. Вера - наиболее
объектированный, лирического плана образ, представляющий как бы синтез образов
Белы с ее естественностью и страстностью и Мери, с ее утонченностью и сложной
умственно-душевной организацией.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7 |