Контрольная работа: Роман М. Ю. Лермонтова "Герой нашего времени". Анализ лирического произведения
Проблема личности – центральная в романе. Личность
в ее отношении к обществу, в ее обусловленности социально-историческими
обстоятельствами и в то же время противодействии им – таков особый,
двусторонний подход Лермонтова к проблеме. Человек и судьба, человек и его
назначение, цель и смысл человеческой жизни, ее возможности и действительность
– все эти вопросы получают в романе многогранное образное воплощение.
В романе органически сочетаются социально-психологическая
проблематика и нравственно-философская, острая сюжетность и беспощадный
самоанализ героя, очерковость отдельных описаний и новеллистическая
стремительность поворотов в развитии событий, философские размышления и
необычные эксперименты героя; его любовные, светские и иные похождения
оборачиваются трагедией несостоявшейся в полной мере судьбы незаурядного
человека. Тем самым, роман при своей необычайной сжатости, отличается
исключительной насыщенностью содержания, многообразием проблематики, органичным
единством основной художественной идеи, которая развивается в главном герое –
Печорине. Именно герой является основой произведения. Раскрытие героя - цель
всей системы повестей, она определяет и построение сюжета.
“Герой нашего времени” — первый в русской литературе
роман, в центре которого представлена не биография человека, а именно личность
человека — его душевная и умственная жизнь как процесс. Произведение не
случайно представляет собой цикл повестей, сконцентрированных вокруг одного
героя. Хронология жизни героя нарушена, но четко выстроена хронология
повествования: читатель постепенно постигает мир главного героя романа,
Григория Александровича Печорина, от первоначальной характеристики, которую
дает Максим Максимыч, через авторскую характеристику к исповеди в “Журнале
Печорина”. Второстепенные герои также нужны прежде всего для того, чтобы полнее
раскрыть характер Печорина. Итак, главная задача М. Ю. Лермонтова в романе
“Герой нашего времени” — рассказать “историю души человеческой”, увидев в ней
признаки эпохи. В предисловии к “Журналу Печорина” автор подчеркнул, что в
образе героя дан портрет не одного человека, а художественный тип, вобравший в
себя черты целого поколения молодых людей начала века.
История разочарованной и гибнущей печоринской души
изложена в исповедальных записях героя со всей беспощадностью самоанализа,
будучи одновременно и автором, и героем «журнала», Печорин бесстрашно говорит о
своих идеальных порывах, и о темных сторонах своей души, и о противоречиях
сознания.
Роман строится как цепь повестей. Сюжет замкнут кольцевой композицией:
действие начинается в крепости (повесть «Бэла»), в крепости же и заканчивается
(повесть «Фаталист»). Подобная композиция свойственна романтической поэме:
внимание читателя сосредоточено не на внешней динамике событий, но на характере
героя, который так и не находит достойной цели в жизни, возвращаясь к исходному
пункту своих нравственных исканий. Символически – из крепости в крепость.
Рассматривая двойную хронологию произведения, Э. Герштейн[3]
выступает против восстановления фактического течения событий, которое
предлагают многие исследователи. Согласно предложенной ими схеме путешествия
Печорина первой повестью должна быть «Тамань» (Печорин едет впервые в
действующий отряд), второй – «Княжна Мери» (герой после военной экспедиции
отдыхает в Пятигорске), третьей – «Бэла» (за убийство Грушницкого герой
отправлен в крепость), четвертой – «Фаталист» (Печорин отлучается из крепости
на 2 недели в станицу, пятой – «Максим Максимыч» - (Печорин проездом из
Петербурга в Персию встречается с Максимом Максимычем и повествователем).
«Предисловие» к «Журналу Печорина», в котором сообщается о смерти героя на
обратном пути из Персии, играет роль последней части. Герштейн обосновывает
свое мнение тем, что двойная хронология только показывает, что центр тяжести не
в описании внешних приключений, а во внутреннем состоянии человека. Чередование
повестей подчинено цели развития философской, психологической и этической
проблематике.
Циклизация повестей – находка Лермонтова, позволяющая
разносторонне осветить главного героя. Вначале герой предстает со слов
Максим Максимыча, затем из описания встречи с ним повествователя (внешний
портрет Печорина), и только после этого слово представляется самому герою в его
дневнике. Печорин в каждой повести раскрывается в новом обличье, в соответствии
с новыми внутренними конфликтами. В романе дается не статичный образ Печорина,
а серия его портретов с различных точек зрения. Вот почему, по мнению
Герштейна, предложенная литературоведами хронологическая схема путешествий
только мешает раскрытию психологии Печорина.
Система
образов
В основе композиции «Героя нашего времени» лежит принцип
зеркальности. Вся система образов этого произведения, как и вся художественная
структура романа, построена таким образом, чтобы с разных сторон и под
разным углом зрения осветить центрального героя. Однако и второстепенные
лица имеют вполне самостоятельное художественное значение, что соответствует
реалистическим принципам изображения. Тем не менее, в некоторых из них реализм
уживается с более или менее ярко выраженными элементами и традициями
романтизма.
Таковы, в частности, образы горцев в повести «Бэла».
Они уже не похожи на романтических героев, в которых все необыкновенно от
внешности до поступков, однако в них осталась романтическая сила страстей. В
создании образов Лермонтов дает сплав обычной внешней повседневности с
внутренней, постоянно раскрываемой исключительности.
В первоначальной характеристике Казбича, которую
ему дает Максим Максимыч, нет ни приподнятости, ни нарочитой сниженности: «Он,
знаете, был не то, чтоб мирной, не то чтоб немирной. Подозрений на него было
много, хотя он ни в какой шалости не был замешан». Затем упоминается такое
будничное занятие горца, как продажа баранов; говорится о его неказистом
наряде, хотя и обращается внимание на его страсть к богатому оружию и своему
коню. В дальнейшем образ Казбича раскрывается в острых сюжетных ситуациях,
показывающих его действенную, волевую, порывистую натуру. Но и эти внутренние
качества Лермонтов обосновывает в значительной мере реалистически, связывая их
с обычаями и нравами реальной жизни горцев.
Бэла - черкесская княжна, дочь мирного князя и
сестра юного Азамата, который похищает ее для Печорина. Именем Бэлы, как
главной героини, названа первая повесть романа. О Бэле рассказывает
простодушный Максим Максимыч, но его восприятие постоянно корректируется
словами Печорина, приводимыми в рассказе. Бэла – горянка; в ней сохранились
природная простота чувств, непосредственность любви, живое стремление к
свободе, внутренне достоинство. Оскорбленная похищением, она замкнулась, не
отвечая на знаки внимания со стороны Печорина. Однако в ней пробуждается любовь
и, как цельная натура, Бэла отдается ей со всей силой страсти. Когда же Бэла
наскучила Печорину, и он насытился любовью «дикарки», она смиряется со своей
участью и мечтает лишь о свободе, гордо говоря: «Я сама уйду, я не раба его, -
я княжна, княжеская дочь!». Традиционную ситуацию романтической поэмы –
«бегство» интеллектуального героя в чуждое ему «простое» общество – Лермонтов
переворачивает: нецивилизованная героиня насильно помещается в чуждую ей среду
и испытывает на себе воздействие интеллектуального героя. Любовь на короткое
время приносит им счастье, но, в конце концов, завершается гибелью героини.
Любовная история построена на противоречиях: пылкий
Печорин – равнодушная Бэла, скучающий и охладевший Печорин – горячо любящая
Бэла, Тем самым разница культурно-исторических укладов одинаково катастрофичная
как для интеллектуального героя, оказавшегося в «естественном» обществе, родном
для героини, так и для «дикарки», перенесенной в цивилизованное общество, где
обитает интеллектуальный герой. Всюду столкновение двух несходных миров
кончается драматически или трагически. Человек, наделенный более развитым
сознанием, навязывает свою волю, но его победа оборачивается нравственным
поражением. В конце концов, он пасует перед цельностью «простой» натуры и
вынужден признать свою моральную вину. Исцеление его больной души,
первоначально воспринимаемое как возрождение, оказывается мнимым и
принципиально невозможным.
Ситуация осложняется вводом третьего лица, Казбича, также
испытывающего влечение к Бэле. Но сила обычая превышает силу любви, и Казбич
жестоко мстит за нанесенную ему обиду. Возвращенная на родную почву Бэла
приносится в жертву кровавому закону горцев и оскорбленному самолюбию горца.
Следовательно, и возвращение «домой», в привычный уклад для Бэлы столь же
трагично, как и жизнь вне его. Бэла предстает заложницей хотя и пересекающихся,
но несовместимых культурно-исторических общностей и гибнет под напором разных,
но более могущественных, чем сами люди, сил, которые играют ею,
персонифицируясь в Казбиче и Печорине.
В создании образов черкесов, автор отходит от
романтической традиции их изображения как «детей природы». Бэла, Казбич, Азамат
– сложные, противоречивые характеры. Рисуя их ярко выраженные общечеловеческие
качества, силу страстей, цельность натуры Лермонтов показывает и их
ограниченность, обусловленную патриархальной неразвитостью жизни. Их гармония
со средой, которой так не хватает Печорину, основывается на силе обычаев,
устоев, а не на развитом сознании, в чем одна из причин ее хрупкости в
столкновении с «цивилизацией».
Образам горцев во многом противостоит глубоко
реалистический в своей основе художественный тип Максим Максимыча, пожилого
штабс-капитана, который встречается на страницах нескольких повестей – «Бэла»,
«Максим Максимыч», «Фаталист». Он выполняет функции рассказчика и
самостоятельного персонажа, противопоставленного Печорину. Штабс-капитан –
настоящий «кавказец» не в пример Печорину, Грушницкому и другим офицерам, лишь
волею случая занесенным на Кавказ. Он служит на Кавказе давно, хорошо знает его
природу, местные обычаи, психологию и обычаи горцев. У Максим Максимыча нет ни
романтического пристрастия к Кавказу, ни пренебрежения к горским народам. В
какому-то смысле ему, носителю патриархального сознания, горцы даже более
понятны, чем рефлектирующие соотечественники типа Печорина.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7 |