Дипломная работа: Русская усадьба в драматических произведениях А.П. Чехова
И не случайно Наташа, жена Андрея Прозорова, хочет срубить еловую
аллею, клен и посадить везде цветочки. Ей, человеку другого уровня воспитания,
образования, непонятно то, чем дорожат сестры. Для нее не существует связей
прошлого с настоящим.
Деревья – символ жизни, которые Тузенбах и Ирина воспринимают как
одушевленные существа. Наташа же видит среди деревьев этой аллеи страшный,
некрасивый клен, который надо срубить. Так через символический образ
открывается читателю богатство внутреннего мира одних героев и черствость,
равнодушие к прекрасному – других.
Здесь образ
деревьев, помимо уже отмеченных значений, выступает с еще одним смысловым
оттенком. Деревья напоминают человеку о его предназначении, заставляют
задуматься о жизни и о своем месте в ней.
В следующей
пьесе Чехова этот образ расширяется до целого вишневого сада, о котором даже
упомянуто в «Энциклопедическом словаре».
Символика
сада определяет структуру пьесы, ее сюжет, но сам символ сада не может
трактоваться однозначно. Образ вишневого сада всеобъемлющ, на нем сосредоточены
сюжет, персонажи, отношения. Он становится и главным героем произведения.
В последней
пьесе Чехова на этом символе сосредоточены все элементы сюжета: завязка («...вишневый
сад ваш продается за долги, на двадцать второе августа назначены торги...»
[84;145]), кульминация (сообщение Лопахина о продаже вишневого сада) и,
наконец, развязка («О, мой милый, мой нежный, прекрасный сад!.. Моя жизнь,
моя молодость, счастье мое, прощай!..» [84;180]).
Однако же
действие пьесы не ограничено рамками только лишь сада. Пространство, в котором
происходит действие второго акта «Вишневого сада», не является частью имения
Раневской. «В стороне, возвышаясь, темнеют тополи; там начинается вишневый
сад», – сообщает в ремарке к этому действию Чехов, специально подчеркивая,
что место действия находится за пределами усадьбы главной героини[84;151].
Второе действие происходит на фоне необъятной дали, и о ней особенно заботится
Чехов: «...во втором акте дадите мне необычайную для сцены даль», – писал он
В.И. Немировичу-Данченко[1;211].
В этой дали
виднеется и начало вишневого сада, который вписан в нее. Именно из необъятной
дали доносится до героев «отдаленный звук, точно с неба, звук лопнувшей струны,
замирающий, печальный». Доносится сразу же после слов Лопахина о громадных лесах,
необъятных полях и монолога Гаева: «О природа, дивная». Монолог Гаева и звук
«лопнувшей струны» создают особый фон для происходящего – фон уже не просто
России, а едва ли не вселенной. Это усиливается тем, что пейзаж, который мы
видим во втором акте, содержит в себе косвенно обозначенную картину мира в
целом. Мы видим: «Поле. Старая, покривившаяся, давно заброшенная часовенка,
возле нее колодец, большие камни, бывшие, по-видимому, могильными плитами,
видна дорога. В стороне, возвышаясь, темнеют тополи: там начинается
вишневый сад. Вдали ряд телеграфных столбов, и далеко-далеко на горизонте
неясно обозначается большой город, Скоро сядет солнце» [84;151].
Итак, небо, солнце, деревья, поле, колодец (первоначально была река);
часовенка, кладбище; дорога, телеграфные столбы, город, а в конце действия мы
увидим луну и звезды. Обозначены: природа, Бог, смерть, люди, цивилизация, –
это как бы образ мира в целом, до значения которого подымается фон пьесы. Фон
«Вишневого сада» – едва ли не вселенная.
В «Вишневом саде»
символ постоянно расширяет свою семантику. Во многом это связано с отношением к
образу разных персонажей пьесы. В той или иной степени этот символ раскрывается
с помощью всех героев произведения. Он появляется уже на первых страницах
пьесы. Для Раневской и Гаева сад – это их прошлое:
Любовь
Андреевна (глядит в окно на сад). О, мое детство, чистота моя! В этой детской я
спала, глядела отсюда на сад, счастье просыпалось вместе со мной каждое утро, и
тогда он был точно таким, ничто не изменилось. (Смеется от радости.) Весь, весь
белый! О, сад мой! После темной, ненастной осени и холодной зимы опять ты
молод, полон счастья, ангелы небесные не покинули тебя... [84;151].
Вишневый сад
для Раневской и ее брата Гаева – это родовое гнездо, символ молодости, благополучия
и былой изящной жизни. Хозяева сада любят его, хотя и не умеют сохранить или
спасти. Для них вишневый сад – символ прошлого. Символом природной красоты,
которую невозможно воспринимать с точки зрения извлечения прибыли, становится
букет цветов, в первом действии принесенный Епиходовым из сада в дом.
Раневская,
глядя на сад, приходит в радостное восхищение: «Какой изумительный сад!
Белые массы цветов, голубое небо...» [84;151]. Аня, уставшая от
долгой дороги, перед сном мечтает: «Завтра утром встану, побегу в сад...»
[84;144]. Даже деловитая Варя на минуту поддается обаянию весеннего
обновления природы: «...Какие чудесные деревья! Боже мой, воздух! Скворцы
поют!» [84;151]. Природа выступает в пьесе не только как пейзаж, а
как обобществленный символ природы.
Совершенно
иное отношение к саду у Лопахина, отец которого был крепостным у деда и отца
Гаевых. Сад для него – источник получения прибыли: «Ваше имение находится
только в двадцати верстах от города, возле прошла железная дорога, и если
вишневый сад и землю по реке разбить на дачные участки и отдавать потом в
аренду под дачи, то вы будете иметь самое малое двадцать тысяч в год дохода»
[84;148]. Он оценивает этот сад только с практической точки зрения:
Лопахин.
Замечательно в этом саду только то, что он очень большой. Вишня родится раз в
два года, да и ту девать некуда, никто не покупает [84;148].
Мы можем
косвенно оценить размеры поместья. Имение состоит из дома и хозяйственных
построек, сада и земли вдоль реки. Дом и постройки, конечно, занимают небольшую
площадь. С другой стороны, Лопахин, предлагая свой проект спасения Раневской от
разорения, сказал: «…землю по реке», – так можно сказать лишь об относительно
узкой полоске земли, протянувшейся вдоль речки. О том, что это не широкая
полоса земли, можно судить и по тому, что изначально в декорации второго
действия зритель должен был видеть и реку и начало вишневого сада,
следовательно, сад и река расположены недалеко друг от друга. А главное –
очевидно, что землю вдоль реки Чехов включил в имение Раневской затем, чтобы
проект Лопахина выглядел более реальным и привлекательным.
Однако же
предложение Лопахина показалось Раневской и Гаеву абсурдным и абсолютно
неприемлемым, несмотря на то, что оно позволило бы спасти имение от продажи с
молотка. Вишневый сад, коммерческий по назначению, давно уже перестал приносить
прибыль, а использовать занятую фруктовыми деревьями землю как-то иначе
непредприимчивым хозяевам даже не приходило в голову. В этой связи интересно
вспомнить слова Симеонова-Пищика, когда он появляется в доме Раневской, чтобы
раздать долги: «Приехали ко мне англичане и нашли в земле какую-то белую
глину… Сдал им участок с глиной на двадцать четыре года» [84;176].
Пищик, в отличие от Раневской и Гаева, нашел способ получить доход со своей
земли: не мог сам вести хозяйство, так сумел с выгодой для себя сдать землю в
аренду.
После отмены
крепостного права «дворянские гнезда» оскудевали и разрушались по двум основным
причинам. В новых экономических условиях ряд дворянских хозяйств оказывался не
рентабельным. С другой стороны, жизнь за счет крепостных рабов привела к тому,
что многие дворяне оказались не приспособленными к жизни: для ведения
самостоятельного хозяйства им не хватало трудолюбия, привычки к ежедневному
упорному труду, энергии, предприимчивости, а порой и элементарных знаний по
сельскому хозяйству.
Очевидно,
прежние коммерческие связи, налаженные отцом и дедом Раневской, расстроились, а
наладить новые совершенно беспомощный в практической жизни Гаев не смог.
В самой
конструкции пьесы сад – признанный знак «поэтического» начала бытия –
становится неизбежным символом, связанным с традицией. И в качестве такового
выступает на всем дальнейшем протяжении пьесы. Вот Лопахин в очередной раз
напоминает о продаже имения: «Напоминаю вам, господа: двадцать второго
августа будет продаваться вишневый сад» [84;161].
Он недавно
доказывал убыточность этого сада и необходимость его уничтожить. Сад обречен на
уничтожение – и в этом смысле тоже становится символом, ибо результат этого
уничтожения – не что иное, как обеспечение лучшей жизни для потомков: «Настроим
мы дач, и наши внуки и правнуки увидят тут новую жизнь...» [84;172].
В тоже время для Лопахина покупка имения и вишневого сада становится символом
его успешности, наградой за многолетние труды: «Вишневый сад теперь мой!
Мой! (Хохочет.) Боже мой, господи, вишневый сад мой! Скажите мне, что я пьян,
не в своем уме, что все это мне представляется... (Топочет ногами.) <…> Я
купил имение, где дед и отец были рабами, где их не пускали даже в кухню. Я
сплю, это только мерещится мне, это только кажется...» [84;172].
Еще одно
значение символического образа сада вводит в пьесе студент Петя Трофимов:
Трофимов.
Вся Россия наш сад. Земля велика и прекрасна, есть на ней много чудесных мест.
Подумайте, Аня: ваш дед, прадед и все ваши предки были крепостники, владевшие
живыми душами, и неужели с каждой вишни в саду, с каждого листка, с каждого
ствола не глядят на вас человеческие существа, неужели вы не слышите голосов...
Владеть живыми душами – ведь это переродило всех вас, живших раньше и теперь
живущих, так что ваша мать, вы, дядя, уже не замечаете, что вы живете в долг,
на чужой счет, на счет тех людей, которых вы не пускаете дальше передней... [84;162].
З.С. Паперный
отмечает, что «там, где Раневской чудится покойная мать, Пете видятся и
слышаться замученные крепостные души; <…> Так чего жалеть такой сад, эту
крепостническую юдоль, это царство несправедливости, жизни одних за счет
других, обездоленных» [61;146]. С такой точки зрения в судьбе чеховского
вишневого сад просматривается судьба всей России, ее будущее. В государстве,
где нет крепостного права, остались традиции и пережитки крепостного права.
Петя как бы стыдится прошлого страны, он призывает «сначала искупить наше
прошлое, покончить с ним, а искупить его можно только страданием» [84;162],
чтобы идти навстречу будущему. В данном контексте гибель вишневого сада может
восприниматься как гибель прошлого России и движение навстречу ее будущему.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16 |