Дипломная работа: Русская усадьба в драматических произведениях А.П. Чехова
Дипломная работа: Русская усадьба в драматических произведениях А.П. Чехова
Содержание
Введение
ГЛАВА 1. Усадьба и распорядок ее жизни
1.1 История усадьбы
1.2 Слуги и господа
ГЛАВА 2. Образы русской природы
2.1 Водоемы
2.2 Сад и парк
ГЛАВА 3. Усадьба и окружающий ее мир
ГЛАВА 4. Методические рекомендации по изучению
образа русской усадьбы в пьесах Чехова
Заключение
Список использованной литературы
Введение
Усадьба как феномен русской культуры XVIII – начала XX веков в
последние годы занимает все большее место в современных гуманитарных науках –
искусствоведении, литературоведении, музееведении и пр. По-видимому, это важный
знак современной культурной жизни, очень медленно, но неуклонно возвращающейся
к осмыслению происшедших за столетие потерь. Родовое имение с портретной
библиотекой, семейными альбомами, парком и садом, храмом и фамильным некрополем
– это, собственно, и жилище усадебных муз – музыки, поэзии, живописи, графики,
прикладного искусства, и колыбель великой русской литературы и философской
мысли, и источник художественного вдохновения, и пространство для проявления
личностного начала и творческой свободы владельцев или их гостей.
Трудно подобрать какой-то другой организующий элемент русской
жизни и культуры более точно соответствовавший национальным традициям и веками
складывавшемуся жизненному укладу, более слитный с миропониманием наших
соотечественников. Эти качества сделали усадьбу своеобразной константой
русского быта. Вглубь средневековья уходят ее корни как простейшей ячейки
любого городского или сельского поселения. Усадебный бум второй половины XVIII
– начала XIX в., соединивший многовековой опыт развития с западноевропейскими
художественными новациями и, по сути, сделавший усадьбу многосоставным
произведением искусства, лишь слегка проявил и воплотил ее облик,
соответствовавший устойчивым ценностям национальной психологии, в ясные
изобразительные формы.
Судьбы
русских усадеб похожи на людские судьбы, да и зависимы от них – в них можно
найти времена весны и расцвета, зрелости и увядания, они полны неожиданностей,
роковых случайностей и, увы, также конечны.
Существование
русского дворянства со времени формирования и становления непременно связано с
усадьбой. Поэтому обращение к жизни усадьбы дает Чехову возможность показать
эволюцию дворянства, сравнить прошлое и настоящее.
Мир русской
усадьбы в изображении А.П. Чехова – явление интересное и противоречивое.
Именно в
русской усадьбе, в Мелихове возникли образы и сюжеты таких известных
драматических произведений А.П. Чехова, как «Чайка», «Дядя Ваня», «Три сестры»,
а также целый ряд рассказов о тяжелой крестьянской жизни.
В Мелихове и
по соседству с Мелиховым было много дворянских усадеб, которые, переходя из рук
в руки, постепенно на глазах Чехова приходили в упадок. Эти конкретные факты
мелиховской жизни во многом дополнили и углубили прежние наблюдения писателя
над этим явлением русской дореволюционной жизни.
Для Чехова
усадьба это не дом, не земля, не собственность. Судьба дворянской усадьбы - это
судьба ее обитателей, судьба вишневого сада, судьбы дворянской интеллигенции.
Чехов
осознавал, каким образом достигается благополучие усадьбы и поэтому зачастую с
иронией описывал провинциальных господ, хотя сам был немало увлечен усадебной
жизнью.
Образ русской
усадьбы так или иначе представлен в каждой пьесе автора. Например, пьеса
«Чайка» очень тесно связана с Мелиховом и сюжетом, и прообразами своих героев,
и местом действия, и пейзажем, и целым рядом других более мелких деталей. Из
мелиховских впечатлений выросла глубоко правдивая, полная трагизма пьеса Чехова
о русской уездной интеллигенции - «Дядя Ваня (сцены из деревенской жизни)», как
подчеркнуто в названии пьесы. Связь ее с жизнью одними из первых поняли и
почувствовали те, кто прямо или косвенно дал писателю материал для пьесы.
Провинциальный мир русской усадьбы широко представлен в пьесе «Три сестры». Не
стоит вне мелиховских впечатлений и последняя пьеса Чехова «Вишневый сад»,
представляющая собой идейное и художественное завершение всего творческого пути
писателя.
Актуальность
исследования состоит в том, что тема изображения русской усадьбы не достаточно
исследована в русской критике. Традиционно она рассматривается применительно к
анализу жизни в усадьбе Раневской, к образу вишневого сада в одноименной пьесе
Чехова. Усадебная тематика в других произведениях практически детально не
исследовалась.
Актуальность
темы работы и ее недостаточная разработанность обусловили выбор целей и задач
исследования.
Цель
работы:
рассмотрение особенности изображения А.П. Чеховым русской усадьбы в его
драматических произведениях.
Задачи:
● рассмотреть
своеобразие усадебной жизни в исследуемых пьесах;
●
исследовать особенности изображения образов русской природы в пьесах;
●
проанализировать противопоставление в пьесах Чехова усадьбы и окружающего мира.
Драматургия
Чехова давно привлекала исследователей. В советское время анализу драматических
произведений писателя было посвящено много монографий, в которых
рассматривалась, в основном, проблематика, система образов и художественные
приемы. Тема усадебной жизни в пьесах Чехова литературоведами разработана
недостаточно. Существуют лишь статьи, посвященные некоторым аспектам
рассматриваемого в данной работе вопроса, на которые и опирался автор
настоящего исследования: И.В. Грачевой, Б.И. Зингермана, О. Подольской и др.
Объект
исследования: пьесы «Дядя Ваня», «Чайка», «Три сестры» и «Вишневый сад».
Предмет
исследования: русская усадьба в вышеуказанных произведениях.
Новизна
исследования определяется комплексным характером анализа темы русской усадьбы
в драмах Чехова.
Основной метод,
использованный в данной работе – культурно-исторический.
Теоретическая и практическая значимость данного исследования
заключается в том, что его материалы могут быть использованы на уроках
литературы и факультативных занятиях в средней школе.
Структура:
работа
состоит из введения, четырех глав, заключения и списка литературы.
ГЛАВА
1. Усадьба и распорядок ее жизни
1.1
История усадьбы
Из
мелиховских впечатлений выросла глубоко правдивая, полная трагизма пьеса Чехова
о русской уездной интеллигенции - «Дядя Ваня (сцены из деревенской жизни)», как
подчеркнуто в названии пьесы. Связь ее с жизнью одними из первых поняли и
почувствовали те, кто прямо или косвенно дал писателю материал для пьесы.
Так, доктор
П. И. Куркин после первого представления «Дяди Вани» писал Чехову: «Перед нами
с чрезвычайной живостью встала деревенская глушь с туземным и пришлым
элементами, с тоской и скукой, охватывающими одинаково всех, как торжествующих
в жизни, так и униженных. Наконец, последняя сцена. Ах, эта последняя сцена!
Как хороша она! Как глубоко она задумана. Я особенно отметил эту сцену при
чтении пьесы. И теперь, сегодня, целый день после того, как видел эту сцену,
...я не могу отделаться от очарования этой последней сцены... не могу работать
над моими цифрами и докладами. Мне очень хотелось разобраться, в чем именно
секрет очарования последней сцены... Дело, мне кажется, в трагизме положения
этих людей, в трагизме этих будней, которые возвращаются теперь навсегда и
навсегда сковывают этих людей. И дело еще в том, что очень талантливо здесь
освещена жизнь и душа самых простых, самых обыкновенных людей. Все улицы
переполнены этими простыми людьми, и частицу такого существа носит в себе
каждый. При виде последней сцены, когда все уехали, когда наступили опять
бесконечные будни, со сверчками, счетами и т. д., я почувствовал почти
физическую боль - казалось, лично за себя. Кажется, что от меня все уехали, я
сижу и щелкаю счетами»[16;74].
Возможно, что
некоторые черты творческой личности П. И. Куркина, типичного представителя
передовой русской интеллигенции, вошли в образ Астрова. Куркин, самозабвенно
изучавший лесное хозяйство Серпуховского уезда, внутренне близок Астрову. В
пьесе «Дядя Ваня» фигурирует и картограмма лесного хозяйства Серпуховского
уезда, составленная Куркиным. В центре этой картограммы - Мелихово.
Близкие к
Антону Павловичу и его семье люди узнавали в некоторых образах пьесы членов
чеховской семьи. Так, в образе Сони угадывалась трудолюбивая, деятельная
хозяйка Мелихова Мария Павловна, посвятившая всю свою жизнь заботам о Чехове.
Подтверждает это и письмо Михаила Павловича: «Видел «Дядю Ваню»! Ах, какая это
превосходная пьеса! Какой великолепный конец! И как в этой пьесе я увидел нашу
бедную самоотверженную Машечку!..»[96;11].
Итак, какой же предстает усадьба перед читателем в пьесе?
Действие
происходит в имении, принадлежащем Соне, дочери столичного профессора
Серебрякова. Из четырех действий пьесы только первое разворачивается на
воздухе, в саду, возле накрытого для чая стола, остальные три действия – в
доме. Интересная деталь: в авторских ремарках прямое указание на пейзаж дается
в пьесе только один раз: сад в имении Серебрякова — в I действии. Но природа
входит в сознание зрителя, организуя настроение и его и героев. Чехов постоянно
обращает к ней действующих лиц своей пьесы: «Вот собирается гроза... Вот
прошел дождь, и все освежилось... Вот уже сентябрь. Утром было пасмурно, а
теперь солнце». Автор таким образом заставляет зрителя мысленно выйти за
пределы усадьбы Серебрякова, увидеть не только кусочек аллеи сада, но и весь
сад, и, в перспективе, образцовый питомник Астрова, и лесничество, и всю
природу этого края, и русские леса, реки, поля. Пейзаж в «Дяде Ване», как и в
других произведениях Чехова, помогает уяснить основную проблему пьесы: красота,
богатство, целесообразность, гуманизм мира (в возможности) и уродство,
бескрылость, ограниченность, нищета социальной действительности.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16 |