Дипломная работа: Русская усадьба в драматических произведениях А.П. Чехова
Однако в
мифологическом сознании символика огня имеет двойственный характер: с одной
стороны, это уничтожающая стихия, с другой – очищающая. В пьесе реализуются оба
представления.
Маша открывает
тайну о себе сестрам, каясь в своей любви к Вершинину, одновременно надеясь на
прощение своего греха: «Мне хочется каяться, милые мои сестры. Томится душа
моя. Покаюсь вам и уж больше никому, никогда...» [84;124].
Реализуется
представление о пожаре как разрушительной силе: уничтожаются прошлое и будущее,
стирается память и рушатся иллюзии. Так, во время пожара герои осознают, что
они многое забыли. «Думают, что я доктор, – говорит Чебутыкин, – умею лечить
всякие болезни, а я не знаю решительно ничего, все позабыл, что знал, ничего не
помню, решительно ничего. <…> Кое-что знал лет двадцать пять назад, а
теперь ничего не помню. Ничего... В голове пусто, на душе холодно» [84;120].
«Тузенбах. Можно бы устроить, если
захотеть. Марья Сергеевна, например, играет на рояле чудесно.
Кулыгин. Чудесно играет!
Ирина. Она уже забыла. Три года
не играла… или четыре» [84;118].
Ирина также
осознает, что уже многого не помнит: «Куда все ушло? Где оно? <…> Я
все забыла, забыла... у меня перепуталось в голове... Я не помню, как
по-итальянски окно или вот потолок... Все забываю, а жизнь уходит и никогда не
вернется» [84;124]. Тузенбах понимает несбыточность своих желаний: «<…>
счастливая жизнь! Где она?» [84;116]. Это же понимают и сестры: «Никогда
мы не уедем в Москву...» [84;131].
В драматургии
Чехова реализуются разные функции символа огня. Но все они объединяются воедино
в сцене пожара в пьесе «Три сестры», обнажая лучшие и худшие человеческие
качества героев.
Разумеется,
музыка в пьесе также несет психологическую нагрузку и помогает автору воплотить
идею разобщенности, разрушения гармонии и взаимопонимания.
В конце второго действия барон Тузенбах садится за пианино, играет вальс, но Маша танцует одна.
Интересен и
символ скрипки, на которой играет Андрей Прозоров. С одной стороны, его умение
играть – признак образованности. В начале пьесы сестры гордятся им:
«За сценой
игра на скрипке.
Маша. Это Андрей играет, наш
брат.
Ирина. Он у нас ученый. Должно
быть, будет профессором. Папа был военным, а его сын избрал ученую карьеру» [84;107];
«Ольга. Он
у нас и ученый, и на скрипке играет, и выпиливает разные штучки, одним словом,
мастер на все руки» [84;108].
С другой
стороны, для самого Андрея скрипка – это способ бегства от окружающей
действительности, от проблем. Даже начавшийся пожар не трогает его:
«Ирина.
<…> И вот все побежали на пожар, а он сидит у себя в комнате и никакого
внимания. Только на скрипке играет» [84;123].
И даже его
жена начинает пренебрежительно относиться к занятию мужа:
«Наташа (горничной).
<…> В твою комнату я велю переселить Андрея с его скрипкой – пусть там
пилит!»
[84;134].
К концу пьесы
скрипка начинает звучать все чаще. Андрей все больше замыкается в своем мире,
больше времени уделяет игре на инструменте. Для него, как и для трех сестер,
уютный мир интеллигентной семьи навсегда потерян, родной дом становится чужим и
немилым.
В образах пьесы «Вишневый сад» отразились впечатления пребывания Чехова на даче Станиславского в Любимовке. А.Л. Вишневский, друг писателя по таганрогской гимназии, побывавший у Чехова в Любимовке, вспоминал: «В Любимовке Чехов начал работать над пьесой «Вишнёвый сад». Обдумывая «Вишнёвый сад» и непосредственно наблюдая за жителями и гостями Любимовки, Чехов мысленно переселяет их в свою будущую пьесу. Многие герои произведения имели своих «любимовских» прототипов, в том числе и главный герой пьесы — вишнёвый сад. Этот образ был навеян чудесным садом, некогда являвшимся подлинным украшением Любимовки.
Именно в Любимовке, по свидетельству К.С.Станиславского, в
воображении Чехова рождается окно старого барского дома, через которое виден
цветущий вишнёвый сад, вызывающий в пьесе восторженные реплики Ани, Раневской,
Вари, Пети Трофимова и других чеховских героев. По воспоминаниям режиссёра,
Чехов говорил, что в этом старом доме поселится барыня, которая будет постоянно
бегать к старому лакею и занимать у него деньги. А около барыни окажется её
дядя или брат — любитель игры на бильярде, не приспособленный к жизни и
совершенно не умеющий ухаживать за собой... По свидетельству В.И. Немировича-Данченко,
Чехов впервые посетил Любимовку ещё в 1898 году и провёл в усадьбе всего
несколько дней. Но и эти дни дали благодатный материал для наблюдений, которые
впоследствии отразятся в облике и манере поведения одной из героинь пьесы —
Раневской. Именно тогда Чехов познакомился с пятидесятишестилетней Елизаветой
Васильевной Алексеевой, находящейся постоянно в окружении приживалок, среди
которых мимо внимания драматурга не прошла и очаровательная полуфранцуженка,
«либеральная старуха».
Быт усадьбы Станиславского привлекал Чехова своей теплотой,
сердечностью, непосредственностью. Писатель зорко вглядывался в окружавших его
горничных, кухарок, прачек, лакеев. Живо интересуют его живущие здесь горничная
Дуняша и её сын Володя; лакей Егор; соседи-дачники Сапожниковы и Смирновы.
«Егор и Дуняша очень заботливы и радушны. Из соседей чаще всего наведывается
Мика (Ваш племянник) и Н. Смирнова, художница, которая пишет с меня портрет», —
сообщает Чехов в письме К.С. Алексееву (Станиславскому) [63;138]. Но обитатели
Любимовки не только обогатили жизненные впечатления Чехова на пути к «Вишнёвому
саду» или стали прототипами целого ряда действующих лиц комедии. Они
непосредственно испытали на себе и благотворное влияние художника слова. По его
совету Дуняша и Егор стремятся стать образованными людьми: немолодая горничная
поступает на вечерние курсы, а Егор начинает изучать французский язык.
Роль Епиходова в «Вишнёвом саде», по утверждению Станиславского, как раз и создавалась из наблюдений Чехова над работником Егором, человеком очень неловким, незадачливым.
Представляет интерес точка зрения Станиславского: прототипом Пети
Трофимова стал сын горничной Дуняши, Володя. Он служил в конторе при имении.
Приглядевшись к нему, Антон Павлович не без убеждения говорил, что из юноши выйдет
непременно профессор и что молодому человеку нужно бросить контору и готовиться
к сдаче экзаменов в университет. Не может не привлечь внимания дальнейшая
судьба Володи, который уделял много внимания учебным занятиям и стал студентом
университета. Какие же черты юноши привлекали Чехова? Это, прежде всего, некая
угловатость, мягкость, пасмурная внешность «облезлого барина», которого
писатель внесёт в образ Пети Трофимова.
Хорошо был знаком Чехов и с сестрой Станиславского Анной
Сергеевной Штекер, хозяйкой имения в Комаровке, которое находилось неподалёку
от Любимовки. При создании образа Раневской, «сумасбродной, бесшабашной,
удивительно очаровательной немолодой уже кокетки», Чехов «спишет» отдельные
черты А.С. Штекер (к ним примешиваются и более ранние впечатления Чехова от
Е.В. Алексеевой).
Некоторые черты Шарлотты Ивановны Чехов позаимствует у племянницы
Станиславского Лили Глассби, которая была воспитательницей девочек Смирновых.
Работа над «Вишнёвым садом» шла нелегко. Ко многим причинам,
замедлившим создание пьесы, следует отнести и новизну, сложность задачи,
которую Чехов поставил перед собой и к решению которой он стремился, — написать
«подлинно весёлую большую комедию» [63;140].
Итак, какой
же видит читатель усадьбу в пьесе?
В ходе
повествования становится известно, что род Раневской и Гаева жил весьма богато.
«Дом старый, барский; когда-то жили в нем очень богато, и это должно
чувствоваться в обстановке. Богато и уютно», – так писал Чехов
О.Л. Книппер-Чеховой[63;109]. «Прежде у нас на балах танцевали
генералы, бароны, адмиралы…», – вспоминает прошлое Фирс[84;125]. И очень
богато род Раневской жил за счет вишневого сада: никакие иные источники доходов
имения в пьесе не называются. «В прежнее время вишню сушили, мочили,
мариновали, варенье варили, И, бывало, сушеную вишню возами отправляли в Москву
и Харьков. Денег было!» – говорит Фирс[84;147]. При усадьбе Раневской есть
и церковь, что является еще одним свидетельством богатства владельцев имения.
С домом у
героев связаны самые нежные воспоминания:
Гаев (отворяет другое окно). Сад весь белый. Ты не забыла, Люба? Вот эта длинная аллея идет прямо, прямо, точно протянутый ремень, она блестит в лунные ночи. Ты помнишь? Не забыла? Любовь Андреевна (глядит в окно на сад). О, мое детство, чистота моя! В этой детской я спала, глядела отсюда на сад, счастье просыпалось вместе со мною каждое утро, и тогда он был точно таким, ничто не изменилось. (Смеется от радости.) Весь, весь белый! О, сад мой! После темной, ненастной осени и холодной зимы опять ты молод, полон счастья, ангелы небесные не покинули тебя... Если бы снять с груди и с плеч моих тяжелый камень, если бы я могла забыть мое прошлое! [84;149] Все в усадьбе напоминает вернувшейся из-за границы Раневской о счастливом детстве, проведенном в этой усадьбе: Варя. … (Любови Андреевне.) Ваши комнаты, белая и фиолетовая, такими же и остались, мамочка. Любовь Андреевна. Детская, милая моя, прекрасная комната... Я тут спала, когда была маленькой... (Плачет.) Любовь Андреевна. Я не могу усидеть, не в состоянии... (Вскакивает и ходит в сильном волнении.) Я не переживу этой радости... Смейтесь надо мной, я глупая... Шкафик мой родной... (Целует шкаф.) Столик мой. [84;145]
И оттого, что
без родного имения герои не могут представить своего существования, им кажется
нелепой и абсурдной идея Лопахина вырубив сад, сдавать землю в аренду под
дачные участки:
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16 |