Дипломная работа: Русская усадьба в драматических произведениях А.П. Чехова
Любовь Андреевна. Ведь я родилась здесь, здесь жили мои отец и мать, мой дед, я люблю этот дом, без вишневого сада я не понимаю своей жизни, и если уж так нужно продавать, то продавайте и меня вместе с садом... (Обнимает Трофимова, целует его в лоб.) Ведь мой сын утонул здесь... (Плачет.) [84;146]
Непременными
атрибутами дворянской усадебной жизни были прогулки на лоне природы (такую
прогулку мы видим во втором действии) и балы, на которые съезжались
многочисленные соседи и знакомые, такой бал с нанятым местным еврейским
оркестриком устраивает Раневская в третьем действии. Из четырех действий пьесы
три происходят в доме Раневской, одно – за пределами усадьбы.
В авторской ремарке ко второму действию читаем: Поле. Старая, покривившаяся, давно заброшенная часовенка, возле нее колодец, большие камни, когда-то бывшие, по-видимому, могильными плитами, и старая скамья. Видна дорога в усадьбу Гаева. В стороне, возвышаясь, темнеют тополи: там начинается вишневый сад. Вдали ряд телеграфных столбов, и далеко-далеко на горизонте неясно обозначается большой город, который бывает виден только в очень хорошую, ясную погоду. Скоро сядет солнце. Шарлотта, Яша и Дуняша сидят на скамье; Епиходов стоит возле и играет на гитаре; все сидят задумавшись. Шарлотта в старой фуражке; она сняла с плеч ружье и поправляет пряжку на ремне. [84;151] Изображенный автором пейзаж символичен: с одной стороны дорога в усадьбу, вишневый сад, символизирующие уходящую в прошлое усадебную жизнь, с другой стороны – неясный силуэт большого города как воплощение новой, современной жизни.
Интересно,
как в пьесе автор использует «вечные» предметы, образы-символы для того, чтобы
передать основную мысль произведения, мысль о разрушении «дворянского гнезда».
В «Вишневом
саде» главная символическая функция стола – объединение людей – не проявляется:
ни разу обитатели дома не соберутся вокруг стола. Кроме этого, стол воплощает
идею главного места в доме, «престола». И когда в третьем акте Лопахин, купивший
вишневый сад, случайно натыкается на стол и чуть не опрокидывает его (подобно
тому, как Епиходов опрокидывает стул в первом действии), это становится знаком
разрушения этого дома и его мира.
В пьесе
«Вишневый сад» Чехов развивает символику еще одного символа, непосредственно
связанного с образом дома, - ключей.
Так, в начале
пьесы автор указывает на, казалось бы, незначительную деталь в образе Вари: «Входит
Варя, на поясе у нее связка ключей» [84;142]. В приведенной ремарке Чехов подчеркивает
роль ключницы, домоправительницы, хозяйки дома, избранную Варей. В тоже время
именно через символ ключей передается связь Вари с домом. Она чувствует себя в
отчете за все, что происходит в имении, но ее мечты не связаны с вишневым
садом: «пошла бы себе в пустынь, потом в Киев... в Москву, и так бы все
ходила по святым местам... Ходила бы и ходила. Благолепие!..» [84;143].
Неслучайно
Петя Трофимов, призывая Аню к действию, говорит ей выбросить ключи: «Если у
вас есть ключи от хозяйства, то бросьте их в колодец и уходите. Будьте
свободны, как ветер» [84;161].
Символику
ключей Чехов искусно использует в третьем акте, когда Варя, услыхав о продаже
имения, бросает ключи на пол. Этот ее жест объясняет Лопахин: «Бросила
ключи, хочет показать, что она уж не хозяйка здесь…»[84;170].
Еще один
вещественный символ хозяина есть в «Вишневом саде». На всем протяжении пьесы
автор упоминает портмоне Раневской, например, «глядит в портмоне» [84;135].
Увидав, что денег осталось мало, она случайно роняет его и рассыпает золотые. В
последнем действии Раневская отдает свой кошелек мужикам, которые пришли
попрощаться:
«Гаев. Ты
отдала им свой кошелек, Люба. Так нельзя! Так нельзя!
Любовь
Андреевна. Я не смогла! Я не смогла!» [84;173].
В тоже время,
только в четвертом действии бумажник появляется в руках Лопахина, хотя читателю
с самого начала пьесы известно, что он не нуждается в деньгах.
Постоянно присутствует и играет важную роль в пьесе Чехова
«Вишневый сад» образ времени и изменений, с ним связанных.
Время и в
драме Перспектива от настоящего в прошлое открывается почти каждым действующим
лицом, хотя и на разную глубину. Фирс уже три года бормочет. Шесть лет назад
умер муж и утонул сын Любови Андреевны. Лет сорок-пятьдесят назад помнили еще
способы обработки вишни. Ровно сто лет назад сделан шкаф. И совсем о седой
старине напоминают камни, бывшие когда-то могильными плитами. Петя Трофимов же
наоборот, постоянно говорит о будущем, прошлое его мало интересует.
Часы – важная
деталь, характеризующая образ Лопахина. Он единственный персонаж в пьесе, время
которого расписано по минутам; оно принципиально конкретно, линейно и, при
этом, непрерывно. Его речь постоянно сопровождается авторскими ремарками:
«взглянув на часы» [84;147]. Примечательно, что именно Лопахин сообщает Раневской
дату продажи имения – двадцать второе августа. Таким образом, часы Лопахина
становятся не просто деталью его костюма, а символом времени.
Читатель
видит, как усадебная жизнь в «Вишневом саде» ветшает на глазах.
В последнем
действии, перед отъездом, прощаясь с домом, Раневская произносит:
Любовь Андреевна. Минут через десять давайте уже в экипажи садиться... (Окидывает взглядом комнату.) Прощай, милый дом, старый дедушка. Пройдет зима, настанет весна, а там тебя уже не будет, тебя сломают. Сколько видели эти стены! [84;175] Любовь Андреевна. Я посижу еще одну минутку. Точно раньше я никогда не видела, какие в этом доме стены, какие потолки, и теперь я гляжу на них с жадностью, с такой нежной любовью... Гаев. Помню, когда мне было шесть лет, в Троицын день я сидел на этом окне и смотрел, как мой отец шел в церковь... Любовь Андреевна. О мой милый, мой нежный, прекрасный сад!.. Моя жизнь, моя молодость, счастье мое, прощай!.. Прощай!.. [84;179]
Пьеса Чехова
наполнена звуками. Свирель, гитара, еврейский оркестр, стук топора, звук
лопнувшей струны – звуковые эффекты сопровождают едва ли не каждое значительное
событие или образ персонажа, становясь символическим отзвуком в читательской
памяти.
Лопнувшая
струна получает в пьесе неоднозначное значение, которое нельзя свести до
ясности какого-либо абстрактного понятия или зафиксировать в одном, точно
определенном слове. Дурная примета предзнаменует печальный конец, который
действующие лица – вопреки своим намерениям – не могут предотвратить.
И печальный
характер звука, и неопределенность его происхождения – все это создает вокруг
него какую-то таинственность, которая переводит конкретное явление в ранг
символических образов.
В самом конце
пьесы звук лопнувшей струны заслоняет звук топора, символизирующий гибель дворянских
усадеб, гибель старой России. На смену России старой приходила Россия
действующая, динамичная.
Рядом с
реальными ударами топора по вишневым деревьям символический звук «точно с
неба, звук лопнувшей струны, замирающий, печальный» венчает собой конец
жизни в имении и конец целой полосы русской жизни[84;180]. И предвестие беды, и
оценка исторического момента слились воедино в «Вишневом саде» – в отдаленном
звуке лопнувшей струны и стуке топора.
1.2
Слуги и господа
В пьесе «Дядя
Ваня» с образом старой няни Марины связаны такие черты, как доброта,
милосердие, кротость, способность понять, выслушать, забота о других, поддержка
традиций. Няня выступает хранителем дома, семьи. Она, как и подобает
классической няне, поит, кормит, утешает, убирает и ворчит. Но, с головою
ушедшая в заботы, не выпускающая недовязанного чулка из рук, няня живёт в пьесе
как никто внимательно и мудро. Её выбирает в собеседницы умница Астров (их
разговором, в котором измотанный работой доктор жалуется ей на душевную
неприкаянность, начинается пьеса), у неё ищет защиты и чудаковатый Сонин
крёстный, которого деревенские дразнят приживалом. И обоих равно она утешает,
обоих равно берёт под крыло, спокойно и твёрдо, как наделённая властью свыше («люди
не помянут, зато Бог помянет» [84;62], «все мы у Бога приживалы» [84;88]).
Единственная
в доме, няня способна пожалеть даже «герра профессора». Для всех он кара,
наказание Господне, а для неё – несчастный, неразумный, непонятливый старик («Старые
что малые, хочется, чтобы пожалел кто... Пойдём, батюшка, в постель... Пойдём,
светик... Я тебя липовым чаем напою, Богу за тебя помолюсь» [84;71]).
В сцене
неудавшегося убийства, где люди в безумии топчут друг друга, няня с её
ворчаньем-вязаньем – скала, сила. К ней взывает Соня в молчаливом отчаянии («Нянечка,
нянечка!» [84;86]), и с извечно-материнским «ничего, деточка, ничего»
няня утешает, успокаивает её, гладит по волосам. [84;86]
В пьесе «Три
сестры» важным персонажем, хотя и эпизодическим, является няня Анфиса. Нити к
этому образу тянутся от няни Марины из пьесы «Дядя Ваня». В семье Прозоровых
Анфиса является таким же хранителем дома, как и в «Дяде Ване». Она воспитала не
одно поколение Прозоровых, вырастила сестёр как собственных детей. Они и
являются её единственной семьёй. Но семья разваливается в тот момент, когда в
доме появляется Наташа, обращающаяся с няней так, как с прислугой, в то время
как она для сестёр является полноправным членом семьи. Тот факт, что сёстры не
могут отстоять свои права в доме, что няня покидает дом, и сёстры не могут
ничего изменить, говорит о неизбежности краха семьи и неспособности героев
повлиять на ход событий.
Образ няни
Анфисы во многом пересекается с характером Марины («Дядя Ваня»). Но освещён
этот характер в «Трёх сёстрах» уже по-новому. В речи Анфисы мы наблюдаем
обращения: батюшка мой, батюшка Ферапонт Спиридоныч, милые, деточка, Аринушка,
матушка, Олюшка. Анфиса редко появляется на сцене, немногословие — её
отличительная черта. В её речи встречаются и ключевые для чеховского творчества
слова-символы чай, пирог: «Сюда, батюшка мой <...> Из земской управы,
от Протопопова, Михаила Ивановича... Пирог» [84;103]; «Маша, чай кушать,
матушка» [84;119].
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16 |