Дипломная работа: Роль описания природы в романах Джейн Остен "Гордость и предубеждение" и Шарлотты Бронте "Джейн Эйр"
После того, как Джордж
Остен в 1801 г. передал приход сыну Джеймсу, Джейн вместе с родителями
объездила многие курортные города на Западном побережье Англии. В одном из этих
городков произошло ее знакомство с моряком, вскоре после этого погибшим. Она ни
с кем не делилась своими переживаниями из-за своей трагической любви. Его имени
никто из близких не знал, кроме сестры Кассандры.
После смерти отца (в 1805 г.) началась новая фаза в жизни Остен. Джейн вместе с матерью и сестрой на время поселилась в
Соутемптоне, затем женщины перебрались в Кент, где поселились в доме,
предоставленном им Эдуардом Остеном в Чоутоне. Ко времени переезда Джейн в
Чоутон, братья ее уже все были женаты и добились видного положения в обществе.
Мнимая «отшельница»
постоянно гостит то у одного, то у другого из них и исподволь воспитывает их
детей, огромной симпатией которых пользуется. Наблюдательность Остен, как
показывают ее романы, была необыкновенно обострена, но писала она далеко не обо
всем, что знала и видела.
Как же она воспринимала
тот мир, который видела и изучала? Родившись за четырнадцать лет до Французской
революции 1789-1794 гг., Остен была ее современницей. При ней начались
наполеоновские войны, в которых участвовали ее родные, братья и их друзья. При
ее жизни все больше углублялся промышленный переворот.
Если Остен – начитанная,
широко развитая и богато одаренная, действительно была наблюдательна, то как
могло получиться, что от взгляда ее умных и зорких глаз ускользнуло все то, что
волновало умы ее поколения?
Когда некоторые критики
либо высказывают догадки о социально-политических взглядах Остен, либо
указывают на то, что женщинам ее круга высказываться по этим вопросам
неприлично. Но так ли уж в действительности далека была Остен от общественной
жизни? В романах и переписке ее действительно нет прямых откликов на события
большого мира, жизни за пределами провинциальных усадеб. И все же умеющий
внимательно читать прочтет в них многое между строк.
Остен отгораживается с
явной брезгливостью от окружающего ее общества. Другого благоразумного выхода у
нее не было: она смеялась над обществом, которое изображала, презирала и в то
же время защищала.
Связанная представлениями
своего круга и своей среды тем, что была женщиной в обществе, смотревшем на
«прекрасный пол» со снисходительной усмешкой, Остен не решалась идти далеко в
разоблачении тех и того, что, может быть, действительно презирала. И все же
Остен рано начала заносить на бумагу свои наблюдения над людьми, с которыми ее
сталкивала жизнь. Эти наблюдения не назовешь злой сатирой. Но как они далеки в
то же время от добродушной карикатуры раннего Диккенса или «Крэнфорда» Э.
Гаскелл!
Остен многое видела,
многое и многих судила, но делала это на свой очень тонкий и сдержанный лад.
Самые почтенные как будто
отцы и матери весьма респектабельных семейств в ее книгах объективно прибиты к
позорному столбу.
Очень сдержанно, но не
менее убедительно показывает она, чего стоят судьи общественного мнения, такие,
как генерал Тильни («Нортенгерское аббатство») или леди де Бёр («Гордость и
предубеждение»), каковы льстивые и слащавые мещане и мещанки в среде джентри
(миссис Элтон в «Эмме», миссис Торн в «Нортенгерском аббатстве») и какое
количество дураков составляет так называемое приличное общество!
Остен сознательно ограничивала
себя изображением частной жизни своего круга, но это, понятно, отнюдь не
исключало в подтексте социального критицизма. Она восхищалась поэтом Скоттом,
но еще не могла знать Скотта-романиста – его первый роман появился за два года
до ее смерти. Не порывая с традицией реалистического романа XVIII века, она шла
к реализму критического романа XIX века, но своими путями и на свой осознанно
выбранный ею лад.
Джейн Остен прожила всего
43 года, и литературное наследство ее невелико – шесть законченных романов,
книга юношеских очерков и пародий («Juvenilia») и отрывок начатой, но не законченной книги, работу над
которой в 1817 г. оборвала смерть.
Пробовать перо Остен
начала, когда ей было 15 лет. Начала она с остроумных пародий на современный
плохой роман. Самая последняя из юношеских пародий, входящих в трехтомник не
изданных при жизни писательницы «Ювенилиа», писалась в 1793 г. Дома эти пробы назывались «проказами Джейн» (Jane’s nonsense), однако
по дошедшим до нас свидетельствам ее близких, весь дом с интересом эти
“проказы» слушал.
В 1796 г. Джейн начала (уже всерьез) писать роман и кончила его в августе 1797 г. Это были «Первые впечатления», увидевшие свет только в 1813 г. под названием «Гордость и предубеждение». Уже через три месяца Джейн села писать новый роман «Разум и
чувствительность» и окончила его также через год. Но издан он был лишь в 1811 г. «Нортенгерское аббатство», увидевшее свет после смерти писательницы (1818 г.), было написано сразу после «Разума и чувствительности», т.е. опять-таки за много лет до
того, как было напечатано. Так было со всеми книгами Остен. Они писались, потом
«отлеживались» и медленно дорабатывались.
Работа Остен над текстом
своих книг, отчасти вынужденная обстоятельствами («Первые впечатления» были
отвергнуты издателями, «Нортенгерское аббатство» принято к изданию, но не
напечатано), отчасти вошедшая у нее в обычай, затрудняет серьезный разговор об
эволюции в ее творчестве, а тем более о его периодизации. Да и была ли
эволюция, если учесть, что «Мэнсфилд Парк» был одновременно с «Гордостью и
предубеждением»? И все же снимать вопрос о движении во взглядах и искусстве
Остен нельзя. Достаточно того, что замысел « Мэнсфилд Парк» и «Убеждение»
родился все-таки позже замысла «Гордости и предубеждения» (1796-1797) и «Разума
и чувствительности» (1797-1798), и тем более «Нортенгерского аббатства»,
непосредственно примыкающего к юношеским пародиям 90-х гг.
После смерти отца и
переезда миссис Остен и двух ее дочерей в Чоутон, выезды Джейн то в Лондон к
Томасу Генри, то в имение Эдуарда стали учащаться. Круг наблюдений ее
расширялся; меняется и ее положение в тех кругах, в которых вращается
незамужняя и небогатая «тетушка». Джейн начинает ощущать сословные неравенства
острее, чем в счастливые дни в Стивентоне. Читая последний роман «Убеждение»,
нельзя не задуматься над тем, какие изменения могли произойти в творчестве его
автора, если бы ее жизнь не оборвала в 1817 г. преждевременная кончина.
Начиная с юношеских лет,
Остен рано начала осмысленно и почти профессионально судить, как о писателях
прошлого, так и о современной литературе. Отец и брат привили ей тонкий
литературный вкус, и, как показывают ее многочисленные высказывания, она
безошибочно различала прекрасное от тривиального и пошлого.
Свое отношение к
популярной беллетристике конца XVIII в., в которой преобладали сентиментальные
мотивы и готика, к книгам, написанным зачастую литературными ремесленниками,
Остен впервые высказала в своих юношеских пародиях. Свою насмешку Остен
распространяла и на произведения знакомых ей авторов, которые считала безвкусными
и лишенными правды. Критерий Остен – правда. Отклонения от нее в любом
направлении – будь то тематика и ситуации, будь то решение характеров, будь то
описание природы и чувств, вызывали решительный протест, воспринимались как
безвкусица и подвергались ее беспощадной насмешке.
Прямым продолжением
юношеских пародий Остен был ее первый роман, задуманный, начатый и законченный
вслед за юношескими пародиями (в 1794 г.), хотя и изданный лишь посмертно. Это
«Нортенгерское аббатство», в котором не так пародируется сам готический роман,
как отношение к нему легковерных и жадных до сенсации обывателей и
обывательниц.
Но если говорить о романе
в контексте литературных взглядов Остен и тех пародий, которые она писала в
юности, борясь против дурного вкуса в литературе своих дней, то надо признать,
что изданное в 1817 г. «Нортенгерское аббатство» потеряло живую актуальность
чрезвычайно острую в те дни, когда оно писалось.
Именно поэтому Остен
сочла нужным, готовя книгу к печати в 1816 г., предпослать ей предисловие, в котором отмечается, что и часть написанного здесь в настоящее время совсем не
актуальна.
Своим литературным
учителем, Остен считала писателя Джонсона. Она высоко ценила Каупера Крэбба, но
очень охотно читала М. Эджуорт и В. Скотта, которым всегда восхищалась.
Впрочем, восхищаясь Стерном, Гольдсмитом, Ричардсоном и Филдингом, Остен
никогда не восторгалась Смоллеттом, который казался ей слишком грубым (coarse).
Читала и ценила Остен не
только отечественных поэтов и писателей. Хорошо зная французский язык, она
читала в оригинале книги Жанлис и м-м де Севинье, а может быть и «Новую Элоизу»
Руссо.
Текст романа «Убеждение»
показывает знакомство Остен с «Кандидом» Вольтера, а брат и сестра Кроуфорд в
«Мэнсфилд Парк» не случайно напоминают героев «Опасных связей» Шадерло де
Лакло.
К романтизму в его
различных формах Остен относилась скорее отрицательно, и это отношение в ходе
лет мало менялось. Но если сравнить несомненную и неприкрытую насмешку над
предромантизмом (т.е. «готикой») в «Нортенгерском аббатстве» с высказываниями
Остен о Байроне и других больших поэтах-романтиках в позднем романе
«Убеждение», то станет очевидно уважительное отношение писательницы к большим
художникам романтизма в отличие от безоговорочного отрицания фальши и излишков
школы Радклиф.
Суждения о романтиках,
вступивших в литературу в годы написания романа «Убеждение», высказаны его
положительной героиней – девушкой рассудительной и стойкой. Читая их, не можешь
не ощутить за ее раздумьями голос самого автора.
Исследования литературных
вкусов Остен безошибочно ведет к одному общему выводу: она всегда занимала
позицию непреклонного и убежденного реалиста – для нее прекрасно то, что
правдиво.
В этой связи особый
интерес приобретают суждения об Остен В. Скотта (18 сентября 1827 г.): «Провел вечер за чтением одного из романов мисс Остен. Во всем, что она пишет, меня
восхищает правдивость. Правда, она не идет дальше изображения привилегированных
слоев общества, но в том, что она показывает, она несравненна».
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15 |