Дипломная работа: Роль описания природы в романах Джейн Остен "Гордость и предубеждение" и Шарлотты Бронте "Джейн Эйр"
В истории Англии 30-40-е
гг. XIX в. – это период напряженной социальной и идеологической борьбы, период
вступления на историческую арену пролетариата. Эта бурная эпоха вызвала к жизни
расцвет демократической культуры.
Политическая атмосфера в
стране особенно накалилась в 1846-1847 гг., т.е. в канун европейских революций 1848 г. Во второй половине 40-х годов выступила замечательная плеяда чартистских поэтов и
публицистов. Стихи поэтов-чартистов отличались большой социальной глубиной и
политической страстностью.
В 40-е гг. были созданы
лучшие произведения английского критического реализма. Именно в это время
выходят романы «Домби и сын» Ч. Диккенса, «Ярмарка тщеславия» У. М. Теккерея,
«Джейн Эйр» и «Шёрли» Ш. Бронте, «Мэри Бартон» Э. Гаскелл. Все эти произведения
с большой силой отразили настроение широких масс.
Творчество английских
реалистов развивалось в обстановке напряженной идеологической борьбы.
В трудах буржуазных
ученых и писателей утверждалось понятие «викторианской Англии», связанное с
насаждаемым ими представлением о периоде правления королевы Виктории,
продолжавшемся с 1834 г. по 1901 г., как эпохе благоденствия и устойчивого
процветания страны. Эта официальная точка зрения не соответствовала истинному
положению дел и опровергалась самой действительностью. Ее разрушению
содействовало творчество писателей-реалистов.
В своем творчестве
английские реалисты XIX в. всесторонне отразили жизнь современного им общества,
правдиво воспроизвели типические характеры в типических обстоятельствах.
Объектом своей критики и
осмеяния они сделали не только представителей буржуазно-аристократической
среды, но и ту систему законов и порядков, которая установлена власть имущими.
Писатели-реалисты ставят проблемы большой социальной значимости, приходят к
таким обобщениям и выводам, которые непосредственно подводят читателя к мысли о
бесчеловечности и несправедливости существующего общественного строя.
Произведения
писателей-реалистов имеют ярко выраженную антибуржуазную направленность. В
описании людей из народа особенно ярко проявился гуманизм английских писателей,
а прежде всего у Ч. Диккенса.
Блестящих успехов в
английской литературе XIX в. достигает роман. Жанр романа прочно завоевывает
себе популярность. Диккенс и Теккерей, сестры Бронте и Гаскелл помогли своим
современникам задуматься над коренными проблемами эпохи, раскрыли перед ними
глубину социальных противоречий. Со страниц их романов страшными глазами
смотрели нищета и страдания народа.
И не «старая добрая
Англия», а страна, раздираемая противоречиями, была изображена в их книгах.
Собственно, это была не одна Англия, а две – Англия богатых и Англия бедных.
Широко раздвинулись
социальные и вместе с тем и географические рамки романа: трущобы Лондона и
английская провинция, небольшие фабричные города и крупные индустриальные
центры; за пределы Англии переносят действие своих романов Теккерей и т.д.
Появляются и новые герои.
Это не просто люди из народа, а люди, глубоко задумывающиеся над жизнью, тонко
чувствующие, горячо реагирующие на окружающее и активно действующие (Джон
Бартон в романе «Мэри Бартон», герои романов Шарлотты и Эмилии Бронте).
Формы английского
реалистического романа XIX в., впитавшего достижения просветительского романа
предшествующего столетия, открытия романтиков, опыт создания исторического
романа В. Скотта, многообразны. Эпическая многоплановая масштабность в
изображении общества сочетается с углубляющимся мастерством изображения
человеческой личности в ее обусловленности обстоятельствами и ее взаимодействии
с окружающим. Возрастает мастерство психологического анализа.
После 1848 г. начинается новый период в истории критического реализма и одного из ведущих жанров – романа.
В 50-60-е гг., последовавшие за революционным подъемом и подавлением
европейских революций 1848 г., Англия вступает в новую фазу развития. Англия
завоевала ведущее положение на международной арене в промышленности и торговле.
Реалистический роман
второй половины XIX в. в Англии приобретает новые черты и особенности. Это
проявилось в заметном усилении драматического и лирического начал, в более
пристальном внимании к интеллектуальной и духовной жизни героев; к их
психологии; с особым интересом романисты этого периода относятся к разработке
этического аспекта общественной проблематики. Это сказалось в творчестве
Джорджа Элиот, а позднее в романах Мередита и Батлера.
Подводя итог выше
сказанному можно сделать следующий вывод: у художника-реалиста в его
мировоззрении и творческом методе преобладает стремление к объективному
изображению действительности. Он, как правило, не приписывает ей того, что он
хотел бы в ней видеть. Свой идеал реалист стремится вывести из условий самой
объективной реальности, из познания ее исторически закономерного развития, из
заключенных в ней возможностей.
ГЛАВА 2. Судьбы и
творчество английских писательниц-романистов
2.1. Джейн Остен
С именем Джейн Остен для
каждого образованного англичанина связано многое: книги, которые он когда-то
прочел и любит перечитывать, представление о совершенстве формы, образы героев,
которых он вспоминает, узнавая их речь или повадки в людях, живущих сегодня.
Влияние Остен на
английских писателей-реалистов XIX века было огромно. Ее почитали большие
художники и критики; на нее ссылались, у нее предлагали учиться. Одни писатели
ставили ее творения в пример другим как образец реалистического мастерства.
Иные ее отвергали. Вплоть до наших дней английские литературоведы, изучая того
или другого из классиков реализма XIX века, сравнивают его с Остен.
Какой это реализм?
Любители незыблемых определений встанут в тупик перед подобным вопросом.
Просветительским реализм Остен уже не назовешь, как не назовешь его, впрочем,
придерживаясь установившихся канонов, и критическим.
Искусство Остен требует
особого разговора и каких-то особых определений, но – что уже бесспорно, и к
этому убеждению пора прийти, - без Остен нет английского реализма XIX века.
Трудно не согласиться с
Уолтоном, Литцем (США) писавшим в своей монографии об Остен: «Мы называем ее
первым «современным» английским романистом, потому что она была первым
прозаиком, который синтезировал достигнутые Филдингом и Ричардсоном, тем самым
предвосхищая классические образы XIX века, тот метод его, который позволили
художникам отразить как ход внешних событий, так и всю сложность индивидуальных
впечатлений и восприятий личности».[1]
Сказать об Остен, что она
родилась в семье провинциального священника, и провела жизнь в деревенской
глуши – причем жизнь, в которой не было ни бурь, ни потрясений, - что рамки ее
существования были ограничены местечком Стивентон в Хэмпшире, а потом Чоутон в
Кенте, - это сказать заведомо неверное. Исходя из подобного представления об
общественных связях автора «Гордости и предубеждения», можно понять ее
творчество превратно. В самом деле, откуда у дочери провинциального священника
наблюдения над людьми из различных пластов привилегированных классов? Откуда та
начитанность и развитие автора, которые обнаруживают все ее книги?
Отец Джейн Джордж Остен
имел ученую степень, полученную в Оксфордском университете, и, в течение ряда
лет был членом ученой корпорации одного из его колледжей. Он отличался большой
эрудицией, умом и широтой кругозора. Как от, так и мать Джейн – принадлежали к
старинным дворянским фамилиям. И все же принадлежность Остенов к родовитому
дворянству обусловила круг знакомств и связей семьи, открывая перед ними двери
«лучших» домов графства.
Семья Остенов была
велика: Джейн была предпоследним ребенком в семье, состоявшей из пяти сыновей и
двух дочерей. Остены если и не были богаты, то не испытывали материальных
затруднений.
Когда Остен начала
писать, то изображала людей, которых знала «изнутри». Другое дело, каково было
отношение к ним писательницы. И на какой основе рождалась ее весьма язвительная
ирония, граничащая временами с сатирой.
К общению с людьми Остен
привыкла с юности. Ее родители часто устраивали у себя приемы и постоянно
общались с местными помещиками. Дочери Джорджа Остена посещали балы и вечера,
описанием которых полна переписка Джейн с сестрой Кассандрой. Развитая не по
годам и необыкновенно одаренная Джейн никогда не была синим чулком – в ее
письмах много внимания уделяется нарядам и модам, и, судя по небольшому
портрету, принадлежащему кисти Кассандры, она обладала привлекательной
наружностью.
Джейн не была ханжой. Ее
переписка говорит о живом интересе к светской жизни и даже порой к той
болтовне, которую англичане удачно прозвали «small talk». Незаурядное дарование
ее не бросалось никому в глаза, и мало кто подозревал о ее талантах, пока не
начали выходить ее романы.
Первые 25 лет своей жизни
Джейн Остен провела в Стивентоне в доме родителей, и первым взыскательным
наставником Джейн был ее отец. Он передал жадной до знаний дочери очень многое
из того, что знал сам, и привил ей страстную любовь к серьезному чтению. Ее мир
действительно замкнут, но герои выступают в более широком контексте, чем может
показаться. Остен расширяла свое знакомство с окружающим миром не только путем
непосредственных личных наблюдений. Остен могла многое слушать и обдумывать
услышанное, делая самостоятельные выводы и заключения, не зависящие от чужих
мнений.
Помимо Джеймса, Джейн
находилась в непосредственном общении с другими своими братьями – Генри
Томасом, служившим во флоте, и Фрэнсисом Уильямом, ставшим адмиралом
королевского флота. Брат Джейн Эдуард, женившийся на дочери баронета и
унаследовавший от одного из родственников имения в Кенте, был менее любим
сестрой и посещался ею до смерти его жены. Джейн и ее сестра Кассандра
постоянно общались с семьями братьев, выезжали к ним в гости, то в Лондон, то в
их загородные угодья, встречаясь в их домах с разнообразными людьми,
принадлежавшим к различным пластам джентри и нобилити.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15 |