Дипломная работа: Формирование коммуникативной компетенции при обучении письменной речи на иностранном языке на среднем этапе
В начале статьи “Развитие
психических функций” автор указывает, что в подростковом возрасте продолжает
развиваться теоретическое рефлексивное мышление, приобретенные в младшем школьном
возрасте операции становятся формально-логическими операциями.
Автор утверждает, что
подросток умеет оперировать гипотезами, решая интеллектуальные задачи.
Известный психолог И.Ю.
Кулагина четко определяет, что в подростковом возрасте появляются 2 особые
формы самосознания: чувство взрослости и “Я- концепция”. Автор [11, с. 289-290]
определяет чувство взрослости как отношение подростка к себе, как ко взрослому,
ощущение и осознание себя в какой-то мере взрослым человеком. После поисков
себя, личностной нестабильности у него формируется “Я-концепция”- система
внутренне согласованных представлений о себе, образов “Я”.
С общим интеллектуальным
развитием связано и развитие воображения. Сближение воображения с теоретическим
мышлением дает импульс к творчеству, подростки начинают писать стихи, серьезно
заниматься разными видами конструирования и т.д. Воображение подростка,
конечно, менее продуктивно, чем воображение взрослого человека, но оно богаче
фантазии ребенка.
Психолог М.В. Гамезо [4,
с. 186] приводит следующие критерии, которые входят в понятие “готовность к
обучению в средней школе”:
l сформированности основных компонентов
учебной деятельности;
l
успешное
усвоение программного материала;
l более “взрослый” тип взаимоотношений
с учителями и одноклассниками.
Трудно не согласиться,
что эмоциональное благополучие подростка во многом зависит от оценки учебной
деятельности взрослыми.
Е.П. Ильин утверждает,
что [8, с. 283] волевая сфера подростков весьма противоречива. Подросток
стремиться к самостоятельному поведению. У них усиливается проявление
упрямства.
Также автор пишет, что
[8, с. 284] учащиеся среднего этапа могут удерживать преднамеренное внимание в
течение 40-45 минут (при сильной мотивации к учебному предмету) и следить путем
распределения и переключения внимания за 4-6 объектами сразу. Несмотря на это,
у них наблюдается повышенная отвлекаемость, приводящая к нарушению дисциплины.
Характерной особенностью
восприятия подростков является его интеллектуализация, т.е. умение не просто
видеть объект (чертеж, схему), а выделять в нем определенные связи зависимости.
В подростковом возрасте
снижается объем памяти, т.к. запоминание в этом возрасте еще непосредственное,
без использования специальных приемов, и в значительной мере зависит от
врожденных задатков, в частности подвижности инертности нервных процессов.
Общение подростка со
взрослыми и со сверстниками за стенами школы, пишет Е.П. Ильин [8, с. 286],
становится основным, если в школе он не получает удовлетворения своих
потребностей. Такое общение помогает подростку выйти за рамки школы и там
искать свое статусное место, а также получать от сверстников оценку себя. У
учащихся этого возраста активно формируется самосознание.
Главная задача
подросткового периода, отмечает автор [8, с. 289], - поиск ответов на вопросы
“Кто Я?” и “Каков мой дальнейший путь?”
В самосознании происходят
значительные изменения: появляется чувство взрослости, ощущения себя взрослым
человеком, появляются подростковая дружба, и объединение в неформальные группы.
Мы выяснили, что средний
школьный возраст характеризуется продолжающимся развитием общих и специальных
способностей детей на базе основных ведущих видов деятельности: учения, общения
и труда. В самосознании происходят значительные изменения: появляется чувство
взрослости, ощущения себя взрослым человеком, возникает подростковая дружба и
объединение в неформальные группы. У подростка складываются разнообразные
образы «Я». К концу периода они интегрируют в единое целое, образуя на границе
ранней юности «Я-концепция», которую можно считать центральным новообразованием
всего периода.
1.2
Характеристика коммуникативной компетенции в письменной речи
Проблеме формирования
коммуникативной компетенции уделили большое внимание такие методисты как
Сысоева Е.Э., Мильруд Р.П., Гальскова И.Д. и многие другие. Коммуникативная
компетенция- способность средствами изучаемого языка осуществлять речевую
деятельность в соответствии с целями и ситуацией общения в рамках той или иной
сферы деятельности.
Подход к формированию
коммуникативной компетенции, утверждает Сысоева Е.Э. [19, с. 6],
продекламированный в современной системе образования на всех уровнях,
предполагает формирование способности человека использовать имеющиеся знания и
умения для решения конкретных практических задач.
Трудно не согласиться с
автором, что владение письменной речью даёт возможность пользоваться уже
имеющимися знаниями иностранного языка при общении с носителями языка с помощью
современных средств коммуникации, находясь вне языковой среды. Возможность
вести переписку со сверстниками, писать личные и официальные письма, заполнять
анкеты, бланки документов на иностранном языке мотивируют учащихся к активному
овладению письменной коммуникацией на изучаемом языке.
Хомский Н. пишет, что
[22, с. 282-284] в понятие коммуникативной компетенции включаются навыки и
умения адекватного использования иностранного языка в конкретной ситуации
общения. Коммуникативная компетенция определяется как творческая способность
человека пользоваться инвентарем языковых средств (в виде высказываний и
дискурсов), которая складывается из знаний и готовности к их адекватному
использованию. Приобретение коммуникативной компетенции индивидом становится
доминирующей целью обучения.
По Сысоевой Е. Э. [19, с.
6], организация учебного процесса на основе подхода к формированию
коммуникативной компетенции предполагает:
l использование знаний, умений и
навыков работы с письменными текстами, полученных учащимися в ходе изучения
других дисциплин и их личного жизненного опыта;
l приобретение в ходе обучения иностранным
языкам таких навыков и умений, которые могут быть использованы в разных сферах
деятельности, связанных с обработкой и продукцией текстовой информации.
Изаренков Д. И. полагает,
что [7, с. 55] в содержание коммуникативной компетенции, которую можно охарактеризовать
как методически, психологически и лингвистически согласованное единство всех
компонентов, входят следующие взаимосвязанные разделы:
l сферы коммуникативной деятельности,
темы и их интеллектуальная значимость для учащихся;
l ситуации и программы их развертывания
(сценарии коммуникативных событий);
l социальные и коммуникативные роли
собеседников в ситуациях, программы поведения каждой роли в соответствии с
ходом развертывания коммуникативных событий;
l
речевые
действия, прагматические цели;
l типы дискурсов / контекстов и правила
их построения;
l
списки
языковых минимумов.
В литературе последних
лет были предприняты попытки разделить два понятия: компетенция и
компетентность. Щукин А.Н. приводит следующие определения компетентности и
компетенции: компетентность – способность к выполнению какой-либо деятельности,
в том числе и речевой; компетенция – это содержательный компонент такой
способности в виде знаний, умений и навыков.
Таким образом,
компетенция – это круг вопросов, в которых кто-либо хорошо осведомлён, обладает
познанием и определённым опытом. Компетентность- свойство личности,
базирующееся на компетенции [24, с. 139].
Теперь мы охарактеризуем
содержание коммуникативной компетенции, формируемой на занятиях по иностранному
языку и являющейся конечной целью обучения языку и овладения языком (По Щукину
А.Н.).
В основе коммуникативной
компетенции лежит комплекс умений, позволяющих участвовать в речевом общении в
его продуктивных и рецептивных видах. Базируется же коммуникативная компетенция
на ряде других компетенций [24, с. 139-140].
Социокультурная
компетенция по А.Н. Щукину [24, с. 140] подразумевает знание учащимися
национально-культурных особенностей социального и речевого поведения носителей
языка: их обычаев, этикета и т.п. Результатом знакомства с культурой изучаемого
языка и овладения способами межкультурного общения является формируемая у
учащихся социокультурная компетенция как составная часть коммуникативной
компетенции.
Филатов В.Н. доказывает,
что письменная коммуникативная компетенция, включающая овладение письменными
знаками, содержанием и формой письменного произведения, ограничена в рамках
программы обучения иностранному языку в средней школе до умений:
l
графически
правильного письма;
l письма как самостоятельного вида
речевой деятельности, то есть по окончании базового курса учащиеся должны уметь
в рамках наиболее типичных ситуаций общения делать выписки из текста;
составлять и записывать план прочитанного или прослушанного текста; написать
короткое поздравление, выразить пожелание; заполнить формуляр; написать личное
письмо и т.п.;
l письма как средства обучения другим
видам речевой деятельности.
Сысоева Е.Э. [19, с. 6]
утверждает, что уровень сформированности коммуникативной компетенции в
письменной речи зависит не только от уровня владения конкретным иностранным
языком, но и от общего уровня образованности пишущего, так как в основе лежит
общее умение работать с информацией.
Формирование
коммуникативной коммуникативной компетенции есть непрерывный процесс решения
средствами изучаемого русского языка невербальных, поведенческих, актуальных
для общества и самих учащихся задач, ведущих к расширению границ коммуникации,
готовности ко взаимодействию с партнером по речевому общению, к развитию
языкового чутья и рефлексивной деятельности.
Таким образом, роль
письменной речи в формировании коммуникативной компетенции при обучении
иностранному языку велика, так как она позволяет сохранить языковые и
фактические знания, служит надежным инструментом мышления, стимулирует
говорение, слушание и чтение на иностранном языке.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12 |