Дипломная работа: Формирование коммуникативной компетенции при обучении письменной речи на иностранном языке на среднем этапе
Структура выпускной
квалификационной работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения,
двух глав, 3 параграфов в первой главе и трех- во второй,выводов по каждой
главе, заключения, списка используемой литературы, приложений.
Во введении мы
рассматривали актуальность нашей темы, определили объект, предмет, цель,
гипотезу, задачи, методы и этапы нашего исследования.
Первая глава называется
“Анализ психолого-педагогической и специальной литературы по теме “Формирование
коммуникативной компетенции письменной речи при обучении иностранному языку на
среднем этапе”. В ней мы исследовали психологический аспект формирования у
учащихся коммуникативной компетенции при обучении письменной речи на
иностранном языке на среднем этапе, характеристику коммуникативной компетенции
в письменной речи и характеристику письменной речи.
Для того, чтобы верно
организовать процесс формирования коммуникативной компетенции при обучении
письменной речи на иностранном языке на среднем этапе, мы должны знать психологические
особенности учащихся данного возраста.
В заключении мы делаем
выводы по теоретической части и проведенному исследованию, и выясняем,
подтвердилась ли выдвинутая гипотеза, решились ли поставленные нами задачи.
Далее мы составляем список литературы. Завершают работу приложения, содержащие
анкету и фрагменты уроков.
Глава I. Анализ психолого-педагогической,
методической литературы по теме “Формирование коммуникативной компетенции
письменной речи на среднем этапе обучения немецкому языку"
1.1
Психологический аспект формирования у учащихся коммуникативной компетенции
письменной речи при обучении иностранному языку на среднем этапе
Средний школьный возраст
характеризуется продолжающимся развитием общих и специальных способностей
подростков на базе основных ведущих видов деятельности: учения, общения и
труда. В учении формируются общие интеллектуальные способности, особенно понятийное
теоретическое мышление. Характерной особенностью подросткового возраста
является готовность и способность ко многим различным видам обучения, причем
как в практическом плане (трудовые умения и навыки), так и в теоретическом
(умение мыслить, рассуждать, пользоваться понятиями).
Подросток болезненно
реагирует на реальные ущемления своих прав, пытаясь ограничить претензии взрослых
по отношению к себе в связи с легкой ранимостью подростка. Для учителя очень
важно найти формы налаживания поддержания контактов. В сфере речевого развития
средний школьный возраст – это возраст общей культуры речи. Причем, в этом
возрасте письменная речь уже может опережать развитие устной речи.
Первостепенной задачей на этой ступени является развитие практически
необходимых для человека умений работать с иноязычным сообщением. В учебной
деятельности подросток проявляет готовность к тем видам, которые делают его
более взрослым в собственных глазах. Для подростка становятся привлекательными
самостоятельные формы занятий. Он легче осваивает способы действия, когда
учитель лишь помогает ему. Ильин отмечает, что интерес к учебному предмету
зависит от качества преподавания.
Очень часто у учащихся
возникают трудности при овладении письмом, а значит и письменной речи, иначе
говоря, различные виды диcграфий. Эффективное преодоление этих трудностей
требует понимания их механизмов - коррекционная работа должна быть построена с
учетом качественного своеобразия высших психических функций данного ребенка,
сильных и слабых звеньев функциональной системы письма.
При анализе дисграфий
педагоги, логопеды и психологи выделяют их разные варианты, в основе которых
лежат такие механизмы как трудности фонематического анализа, смешение близких
по артикуляции звуков, трудности овладения зрительным образом буквы, смешение
букв, близких по написанию. В письме могут отражаться дефекты развития речи
ребенка, трудности языкового анализа, речевого внимания .
Как же связаны между
собой вышеуказанные трудности? В какие симптомокомплексы отставания развития
других высших психических функций входят? Ответы на эти вопросы дает особая
отрасль психологии - нейропсихология, изучающая мозговую организацию
психических функций. В нейропсихологии в соответствии с принципом системного
строения высших психических функций письменная речь, рассматривается как
сложная функциональная система, в состав которой входит много компонентов,
опирающихся на работу различных участков мозга. Каждый из этих компонентов
играет свою особую роль, и недоразвитие любого из них ведет к специфическим
затруднениям формирования всей функции в целом. В соответствии с принципом
динамической организации высших психических функций по мере формирования состав
функциональных звеньев меняется - максимально развернутая функциональная
система становится все более свернутой, часть компонентов, которые ранее
принимали участие в реализации функции, переходят в латентное состояние, однако
при необходимости они вновь могут стать действующими. Так, проговаривание того,
что пишешь, очень важно,но взрослые прибегают к проговариванию лишь при
затруднении написать незнакомое слово.
Нейропсихологический
анализ письма был впервые проведен А.Р.Лурия в небольшой книге "Очерки
психофизиологии письма"(1950), которую вполне можно назвать
провозвестницей современной когнитивной нейропсихологии. Последующие работы
отечественных и зарубежных авторов по дислексии и дисграфии показали
перспективность этого направления исследований (Цветкова, 1972; Дорофеева,
Трауготт, 1994; Корнев, 1997; Ахутина, Золотарева, 1997; Coltheart, 1978;
Newcombe, Marshall, 1981; Shallice, Warrington, 1980; Ellis, 1984; Bakker,
1990; Lyon, Flynn, 1991; Temple,1998).
В чем особенность
современного этапа изучения трудностей письма?
Как наука нейропсихология
начиналась с изучения локальных поражений мозга, поэтому многие по старинке
думают, что она имеет отношение только к патологии мозговых систем. Сейчас
нейропсихология сделала еще один шаг к пониманию механизмов высших психических
функций в норме. Возникло новое направление исследований внутри
нейропсихологии, которое называется нейропсихология нормы, или нейропсихология
индивидуальных различий (Хомская,1998; Хомская и др., 1997).
На общую линию развития
накладываются индивидуальные вариации, проявляющиеся в неравномерности развития
функций у данного индивида: одни функции развиты у него лучше, чем в среднем у
сверстников, а другие – хуже. За гетерохронией и неравномерностью развития стоят
разные генетические и средовые факторы. Гетерохрония определяется видовой
генотипической программой развития, а неравномерность развития ВПФ -
индивидуальной программой и средовыми факторами (о двух функциях генотипа:
реализации видовой программы развития и реализации индивидуальной программы
развития см., например, Егорова, Марютина, 1992).. Именно неравномерность
развития ВПФ и изучается нейропсихологией нормы у детей (Ахутина, 1998а,б).
В этих исследованиях было
показано, что относительное отставание в развитии того или иного
функционального компонента (например, кинетической серийной организации или
зрительно-пространственных функций) определяет особенности как невербальных
функций, так и устной речи или письма (Ахутина, 1998б, Ахутина, Ксензенко, в печати).
Такое относительное отставание тех или иных функций обычно не мешает ребенку
адаптироваться к социальным требованиям, в частности требованиям школы, оно
может проявиться лишь при утомлении ребенка или при специальном исследовании.
Однако у части детей при резком повышении социальных требований (поступлении в
школу) имеющиеся функциональные слабости могут приводить к более или менее
выраженным трудностям обучения. Нейропсихологическое исследование позволяет
уточнить механизм имеющихся трудностей, при этом важно, что выбранные на основе
нейропсихологического исследования коррекционно-развивающие методы оказываются
эффективным средством для преодоления трудностей обучения (Ахутина и др., 1995;
Пылаева, 1998).
Проведенный с
нейропсихологических позиций анализ трудностей в овладении письмом и письменной
речью показал, что все выделенные А.Р. Лурия (1973) компоненты
структурно-функциональной организации мозга участвуют в процессе письма
ребенка, начинающего осваивать новый вид деятельности.
Возрастные психологические
особенности – специфические свойства психики, личности, присущие большинству
представителей данной возрастной группы. Эти особенности характеризуют
возможности детей разного возраста и должны учитываться в процессе их обучения
и воспитания.
Существуют следующие
критерии любого возраста:
1.
социальная
ситуация развития – это те отношения ребенка со взрослыми и окружающим миром,
которые специфичны для определенного возраста и ведут к новообразованиям;
2.
ведущий вид
деятельности – это проявление внешней активности ребенка через переживания;
3.
новообразования –
появившиеся качества, навыки и свойства, соответствующие данному возрасту.
Главной особенностью
подросткового возраста является его переходный характер – от детства к
взрослости [8, с. 278]. Это период резкого увеличения темпов физического
развития и полового созревания. Характерная его черта – проявление подростками
противоположных черт личности, их неожиданная смена друг друга. Линии
психического и физиологического развития не идут параллельно, границы этого
периода достаточно не определены [8, с. 279].
Также проблему
психического развития школьников подросткового возраста рассматривают И.Ю.
Кулагина и В.Н. Колюцкий (11-15 лет). Главная задача подростка – формирование
самосознания и идентичности. Устойчиво проявляется в этом возрасте рефлексивный
характер мышления: ученики анализируют операции, которые они производят,
способы решения задач.
Особенности
теоретического рефлексивного мышления позволяют подросткам анализировать
абстрактные идеи, искать ошибки и логические противоречия в суждениях. С
интеллектуальным развитием тесно связано начинающееся в этот период становление
основ мировоззрения. Подросток приобретает взрослую логику мышления. Происходит
дальнейшая интеллектуализация восприятия и памяти. Этот процесс зависит от
усложняющегося в средних классах обучения.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12 |