Дипломная работа: Анализ проблематики и выявление основных особенностей публицистических статей В.Г. Распутина рубежа ХХ–ХХI вв.
Таким образом, художник в публицистике
писателя оценивается как носитель родового; в статьях В.Г. Распутина формируется
представление о литературе как форме национального самосознания. Художник последовательно
предстает медиумом, праведником и проповедником, в зависимости от этапа эстетической
деятельности, связанной с познанием и продуцированием этической правды. На основании
этих представлений В.Г. Распутин оценивает творчество ушедших из жизни художников
(А. Вампилова, В. Шукшина, Ф. Абрамова, Л. Леонова и др.). В эстетике В.Г. Распутина
инициатива акта творения не принадлежит автору. Художник - лишь проводник высших
смыслов. Истина метафизична, доступна лишь гению. Пространство истины составляет
духовное существо народа. Ощущая вечность человечества, понимая цель национального
бытия, художник становится хранителем нравственных ценностей - праведником. В.Г.
Распутин требует от писателя гражданственности, а публицистика, с точки зрения В.Г.
Распутина, должна способствовать осознанию современниками родового предназначения.
Глава III. Особенности поэтики
публицистических статей В.Г. Распутина
3.1 Императив нравственной чистоты языка и стиля
Как уже было отмечено, творчество
является для В.Г. Распутина тайной. Писатель настаивает на автономности, интимности
творчества и говорит о невозможности рационального его постижения. Источником литературы
в эстетике В.Г. Распутина является жизнь, писатель утверждает приоритет жизни перед
литературой. В понятие жизни он включает момент становления, это процесс, непрерывно
осуществляемый в прошлом, настоящем и будущем. Он стихиен, развивается по неведомым,
таинственным законам, его течение невозможно предусмотреть и полностью воплотить
в слове: "…стихийная выверенность, расставляющая, вопреки нашим суждениям,
все по своим собственным местам" [2; 107]. Понятие жизнь охватывает все многообразие
реальности - природного и человеческого бытия. Художник в состоянии отразить процесс
жизни, лишь обратившись к отдельному его фрагменту - создав завершенную модель действительности,
упорядочив ее течение в произведении. Ценностным центром литературы в эстетике В.Г.
Распутина является человек: "В литературе мир сходится в человеке" [5;
162]. Человек в эстетическом мышлении В.Г. Распутина - тайна, которую можно познать
лишь в связи с общей тайной жизни. Писатель стремится к постижению человека в его
целостности, поэтому главным эстетическим принципом его изображения становится психологизм,
позволяющий исследовать внутренний мир души во всей полноте.
Реалистический метод признается писателем
единственно адекватным полноте бытия, позволяющий в полной мере реализовать предназначение
литературы. В публицистике утверждается представление об искусстве как самосознании
жизни. С точки зрения В.Г. Распутина, все, что включено в жизненный процесс, обязательно
найдет свое отражение в литературе, так как сама жизнь нуждается в том, чтобы быть
осмысленной. Единственный, кто способен придать жизни осмысленность, преодолеть
ее текучесть в форме целого - это художник. Именно поэтому центральная категория
эстетики В.Г. Распутина - "правда жизни". Категория правды жизни определяет
и представления писателя о том, что в основе художественного произведения должен
быть положен только личный опыт автора, обеспечивающий достоверность переживаемого.
С 1970-х годов в публицистике писатель
активно размышляет над проблемами языка. Феномен языка осмысляется как "имя
нации" - средоточие народной субстанциальности, форма нравственного самосознания
народа, поэтому язык в состоянии помочь писателю в исследовании жизни, человека
и народного бытия. В.Г. Распутин испытывает тревогу за современное состояние русского
языка, который утрачивает понятийную точность. Многократное наращивание смыслов
приводит к утрате словом значения. Но главной проблемой является то, что язык перестает
обозначать этическую реальность. Отсюда вытекает и представление писателя о задаче
литературы, обозначенной понятием "экология языка" - сохранение первичного
значения слов. Народность языка других писателей становится одним из основных критериев
оценки истинности их прозы.
С конца 1970-х годов В. Распутин
размышляет о сущности, предназначении и современном состоянии культуры и искусства.
Культура понимается, с одной стороны, как национальный феномен - воплощение души
народа, способ его самовыражения. С другой стороны, множество национальных культур
находятся в состоянии диалога и в целом составляют общемировую культуру, сохраняя
при этом свою специфичность и самодостаточность.
Понятие культуры включает в себя
традиции, обычаи, этические и эстетические нормы, язык, литературу и искусство.
В.Г. Распутин не проводит четкой понятийной границы между терминами культура, искусство
и литература, используя эти понятия как синонимы, поэтому литературный процесс часто
выступает аналогом процессу развития культуры и искусства. Классическая культурная
парадигма, в целом, и классическая литература, в частности, в публицистике В. Распутина
выступает как идеал, поле базовых интерпретаций, которое призвано обеспечивать сохранение
культурного кода.
Писатель подчеркивает идею преемственности
русской литературной традиции. В поле рефлексии В.Г. Распутина входят, во-первых,
литературная жизнь XIX века - идейное противостояние западников и славянофилов.
Во-вторых, эпоха Серебряного века, трактуемого как вершина развития русской культуры,
которая в предчувствии скорой катастрофы до предела реализовала свой потенциал.
В-третьих, В. Распутин анализирует парадокс революционных лет - как русская литература,
во многом подготовив октябрьскую революцию 1917 года (В. Розанов), спасла впоследствии
национальную культуру и самосознание (В. Непомнящий). В-четвертых, литература 1960-х
- первой половины 1980-х годов, взявшая на себя миссию правдоискательства, проповедничества.
По мысли писателя, она подготовила духовно-нравственное возрождение, возврат к истокам.
В. Распутин анализирует и кризис литературы 1990-х - начала 2000-х годов. Литературе,
продолжающей традиции классики, противопоставляется литература "постмодернизма"
("погребальная литература", "трупоядствующая словесность",
"смердяковщина") и современная развлекательная литература ("наркотические
таблетки в книжной обертке"). Писатель надеется на кратковременность этого
явления.
В публицистических статьях В.Г. Распутина
говорится о необходимости господдержки культуры, выдвигаются требования введения
государственных ограничений массовой культуры. С точки зрения писателя, художник
не знает всех возможностей своего творческого мастерства, находится в постоянных
поисках средств изображения, моделирования изменяющейся жизни. При этом он должен
следовать собственным познаниям о жизни и познанным ценностям.
Находясь в границах эстетики реализма,
В. Распутин не отрицает права на вымысел. Художественный вымысел понимается как
прием поэтики, позволяющий максимально выразить нравственный смысл происходящего
в реальности. Эстетическое представление о бытии как о тайне, которая должна быть
передана в художественном произведении, обусловливает поэтику многозначности. В
публицистике В.Г. Распутина устанавливается баланс между мыслью, эмоцией и стилем
в рамках художественного произведения. В.Г. Распутин-критик предъявляет авторам
требование простоты, в которой проявляется мастерство, т.е. умение передать глубокие
истины о жизни, доступные писателю, перевести их на понятный читателю язык. Творческий
процесс в эстетическом сознании В.Г. Распутина связан с погружением в создаваемый
художественный мир, обеспечивающим целостное его видение. Основной трудностью творчества
для В.Г. Распутина является поиск и последующее сохранение устойчивой авторской
позиции по отношению к изображаемой реальности, позволяющей зафиксировать непрерывный
процесс жизни.
3.2 Поэтика проповеднической публицистики
Проповедь должна быть вдохновенной,
красноречивой и предельно ясной по мысли, но суггестивной, т.е. захватывающей сознание
слушателей и читателей.
Писатель в своих текстах часто использует
антитезу - как противопоставление прошлого и нынешнего, должного и преступного.
Система противопоставлений многогранна.
1. Противопоставление народа и власти
"элиты": "страна худо-бедно принялась в низах наводить порядок, а
в верхах, счастливым случаем наткнувшись на бешеные богатства, двинулась покорять
и скупать Европу" [5; 187].
2. Противопоставление социальной
миссии человека и навязанной модной "роли": "женщину совратили публичной
значимостью и освободили ее от извечной и тихой обязанности культурного укрепления
народа; духовность она заменила социальностью, мягкость и проницательность особого
женского взгляда - категоричностью, женственность - женоподобием, материнство -
болезненным деторождением … семейственность - непорочными связями" [5; 165].
Эти антитезы противопоставляют старое
и новое, демонстрируют ошибочное отступление от правильного пути, предательство
природного и государственного необходимого.
Для усиления пафоса своих изобличений
писатель использует развернутые сравнения:
1) "И как для экологии природы вредны грязные производства,
так и экологию языка загрязняют "фабрики" чужесловия, дурно - и тупословия,
против которых вместе с охранительными законами нужна и постоянная расчистка родных
истоков" [5; 173].
Живописность сравнения подчеркивает жизненную силу языка:
2) "В обильном пиршестве великорусского языка, как за скатерью
- самобранкой, с которой чем больше потчуешься, тем больше прибывает, участвовали
и Тургенев, и Лесков, и Бунин, и Шмелев…" [5; 169].
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12 |