Дипломная работа: Анализ проблематики и выявление основных особенностей публицистических статей В.Г. Распутина рубежа ХХ–ХХI вв.
3) "Школьное образование и есть материнское молоко, продолжающее
необходимое кормление с пеленок" [5; 270].
Пафос защитника русской земли, народа и культуры побуждает его
мыслить гиперболически, обобщенно, категорично. В своих статьях В.Г. Распутин, говоря
о людях, не использует конкретные цифры, а прибегает к образу бесчисленного:
1) "…на поддержку десятков миллионов русских…" [5;
238].
2) "Доведенные до отчаяния миллионы и миллионы…" [5;
233].
2) "И ни число оппозиционных партий и движений может внушить
надежду, не многие тысячи в них состоящих" [5; 233].
3) "Многие миллионы молодых людей…выбрасывают из России
в Америку, миллионы в Канаду и Австралию, Европу…" [9; 3].
4) "Подавляющее большинство населения не сделалось от этих
ломок энергичней" [5; 245].
В.Г. Распутин не только подчеркивает угрожающие тенденции, его
пафос оттеняется иронией - она представляет карикатурно чужую позицию осмеяния и
разоблачения абсурда:
1)
"Народы не делятся по сортности, второстепенных народов не бывает"
[5; 247].
2)
"…ее (о книге "Сибирь, Сибирь") представление, новоязом
говоря, презентация состоялась в начале сентября 1991 года, когда к власти только
что окончательно пришел Ельцин и его комарилья…" [47;
4]
3)
"…староватая наша экономика, мягко говоря воровата" [9; 4].
Там, где нужно утвердить безусловное, Распутин прибегает к высокой
лексике. Говоря о земле, природе, Байкале писатель указывает на их родство:
1)
"…буду говорить…о судьбе нашей родной земли…" [49; 198].
2)
"…отдавая силы и время защите родной земле" [49; 201].
3)
"… будучи давно родной землей, землей своей, она … продолжала оставаться
землей приданной…" [31; 144].
Понятие "родная земля" у писателя является основополагающим:
это доминанта его сознания, его вера.
4)
"И человек остается человеком только тогда, когда он сохраняет связи
со своей землей" [5; 151].
Любовь побуждает Распутина к языкотворчеству: окказионализмам,
неологизмам, которые раскрывают действенность идеального, его участие в жизни человека.
Особый интерес писателя к слову "душа", "душеводный" окказионализм
носит положительную окраску: "несметью", "чувствилище".
В своей речи писатель использует все пласты русского языка: архаизмы
("обширные крепи", "выя", "тушуется" - слово Ф.М.
Достоевского), диалектизмы ("захолонуло", "говоря"), а также
прижившиеся в русском языке иностранные слова ("индивид", "индустрия",
"анархия", "консервативный").
Композиционная особенность выступлений соответствует языковым
примерам, речь построена как развернутая метафора:
1)
"Но как только повреждается корень, а специалисты принимаются хлопотать
не над его спасением, а над спасением занесенных в него вредителей, дело может закончиться
печалью" [5; 247].
2)
"Скорее вода пойдет против своего обычного течения, чем русский поселянин
может быть оторван от земли, упитанной его потом" [5; 146].
При описании ситуации в стране Распутин использует историческую
параллель:
1)
Поле Куликово и Отечественная война: "Эти два события - поле Куликово
и Отечественная война, разделенные более чем полутысячелетием, невольно в нашем
представлении возвышаются над Россией огромными скорбными курганами" [5; 249].
2)
Смута и нынешняя Россия: "В последнее время мы часто вспоминаем нижегородское
ополчение, спасшее Россию и Смуту XVII
века - новая смута теперь закрадывается в нас самих, в народ наш" [5;
251].
3)
Деревня XIX и XX веков: "мужика в деревне не надо было учить патриотизму
- он был у него в крови; мужик не нуждался в понуждении к национальному чувству
- он весь из него состоял…" [5; 262], а теперь "земля отчуждена от пахаря,
а пахарь от земли, прервалась меж ними таинственная связь, произошло обоюдное чувственное
остывание" [5; 263].
Любая проповедь В.Г. Распутина заканчивается на высокой ноте.
Финалы выступлений звучат как призыв и утверждение веры:
1)
"И если соберем волю каждого в одну волю - выстоим! Если соберем совесть
каждого в одну совесть - выстоим! Если соберем любовь к России каждого в одну любовь
- выстоим!" [5; 241]
2)
"Обретем силу, законную, наследственную - и сделается это не на условиях
вассальства, а дружества. В добродетельной крепости всегда искали и станут искать
заступничества" [11; 12]
3)"…есть мгновение, которое сильнее тебя и в которое ты
или успеешь или не успеешь сделать спасительный для победы рывок и невидимые крылья
подхватят тебя и вознесут в строй бессмертных: "Да славится в нас Воскресение
Христово!" [5; 255].
Все эти средства призваны обеспечить эмоциональный, духовный
контакт со слушателями. Проповедник не просвещает их, а апеллирует к нравственному
сочувствию и патриотическому сознанию аудитории.
Особого внимания заслуживает организация
хронотопа в статьях В.Г. Распутина. Город в его публицистике представляет собой
сложный феномен и выступает в нескольких значениях: в социальном - как знак современного
состояния жизни; в историческом - как субстанция, развивающаяся в ходе исторического
процесса; наконец, в онтологическом - как неотъемлемая часть бытия. Город участвует
в двух диалогах: внутреннем - это диалог крупных пространственно локализованных
образований в пределах самого города (старый и новый город) и внешнем - это диалог
города и окружающего его природного мира. Кризис этой системы в концепции В.Г. Распутина
связан с распадом целостности пространства города - деградацией пространственных
звеньев, нарушением их органической взаимосвязи, происходящим во времени, с момента
прошлого к настоящему, когда новый город обособляется от целого, теряет историческую
преемственность, связь с вечностью, природой, свою духовную наполненность, и превращается,
фактически, в cамотождественную, замкнутую, агрессивную
квазисистему.
Так язык публицистики В.Г. Распутина,
вся её поэтика - являются переходным звеном между художественным творчеством и прямым,
открытым, страстным высказыванием. Они - творчество и публицистика - апеллируют
к одному и тому же читателю-единомышленнику.
С точки зрения В.Г. Распутина, художественное
произведение должно существовать в сознании читателя как самодвижущийся момент жизни,
развивающийся по своим законам. Автор должен принципиально устраниться из художественного
мира и поля жизни героя, чтобы читатель испытывал доверие к воссоздаваемой в произведении
реальности. Эта установка определила поэтику повествования в прозе В.Г. Распутина
до начала 1980-х годов: между автором и героем устанавливаются особые отношения.
Герой является самостоятельным субъектом, наделенным внутренней логикой существования
и саморазвития. После завершения произведения созданный мир отрывается от сознания
творца и начинает жить по законам собственной логики.
Попытка внесения изменений в самодвижущуюся
художественную реальность означает не переделку, а создание уже другой реальности,
поэтому писатель считает, что легче написать новую вещь, чем вторгаться в ткань
завершенной. В эстетической системе В.Г. Распутина автор и читатель составляют единую
духовную общность и сложно взаимодействуют между собой. При этом читатель оказывается
активной стороной творчества: он в той же степени, что и автор, сопричастен творению,
вживается в художественный мир, способен переживать те же состояния, что и автор.
В публицистике формируется представление об особой роли читателя, который должен
в процессе чтения самостоятельно познать тайну жизни, воплощенную в произведении.
Заключение
Анализ публицистики В.Г. Распутина
в ее эволюции с 1950-х до 2000-х годов выявил то, что темы публикаций в разные годы
изменялись, а с ними менялось и отношение автора к современным проблемам. Героическое
направление раннего периода в публицистике В.Г. Распутина связано с изображением
сибирских комсомольских строек. Пафос этих очерков определяет романтическая устремленность
к идеалу, настоящее оценивается с позиции будущего. Грядущий мир символизируется
традиционным для соцреализма образом новых городов ("Голубые города" А.
Толстого).
Основной тип героя - герой-преобразователь,
человек-теург, строитель утопически прекрасного будущего. Образы персонажей приближены
к "житийному" образцу, раскрываются в сюжете титанического труда и противостояния
природе. Они гармонизируют, укрощают и возделывают пространство хаоса дикой природы
(рытье котлована на строительстве ГЭС в пятидесятиградусный мороз, подрыв скал на
месте прокладки железнодорожных тоннелей и т.д.). Природа в очерках дана как символический
фон, пейзаж, подчеркивающий мужество и силу героя, обретающего в этом неравном противостоянии
духовно-моральное совершенство. Персонажи обладают своеобразно понимаемой внутренней
свободой чувства и воли, даны в момент самоопределения.
Будущий писатель постигает, интерпретирует
и оценивает жизнь с точки зрения прочно укорененной в структуре мышления имплицитной
теоретической парадигмы. Картина мира складывается из понятий и образцов, штампов
и концептов официальной социалистической культуры. Мировоззрение В.Г. Распутина
в ранней публицистике соответствует нормативам и идеологическим установкам авторитарного
общества, оно связано с "удвоением" мира: умозрительно постигаемое господствует
над реальным, поэтому реальность наделяется идеальными свойствами. Этим объясняется
поэтика символизации в репортажах, очерках и зарисовках молодого В.Г. Распутина.
"Стиль мышления" определяет своеобразие иерархии ценностей: общественное
доминирует над личностным, реализация личностных ценностей возможна только через
подчинение общественному предназначению.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12 |