Дипломная работа: Анализ проблематики и выявление основных особенностей публицистических статей В.Г. Распутина рубежа ХХ–ХХI вв.
Дипломная работа: Анализ проблематики и выявление основных особенностей публицистических статей В.Г. Распутина рубежа ХХ–ХХI вв.
Министерство образования и науки РФ
Государственное образовательное учреждение
Высшего профессионального образования
"Иркутский государственный университет"
Факультет филологии и журналистики
Кафедра новейшей русской литературы
ДИПЛОМНАЯ РАБОТА
Анализ проблематики и выявление основных особенностей публицистических
статей В.Г. Распутина рубежа ХХ-ХХI вв.
Выполнила:
Калиуш
Екатерина Сергеевна
Научный руководитель
д. ф. н.,
профессор Плеханова И.И.
Иркутск, 2010
Содержание
Введение
Глава I.
Эволюция публицистики В.Г. Распутина в советское и постсоветское время
1.1 Публицистика ранняя
1.2 Публицистика зрелого В.Г. Распутина
Глава II.
Проблематика публицистических статей В.Г. Распутина
2.1 Экологическая тема в прозе и публицистике
2.2 Эволюция политических взглядов писателя
2.3 Публицистика религиозная
2.4 Проповедническая публицистика В.Г. Распутина последних
лет
Глава III.
Особенности поэтики публицистических статей В.Г.
Распутина
3.1 Императив нравственной чистоты языка и стиля
3.2 Поэтика проповеднической публицистики
Заключение
Список литературы
Введение
В.Г. Распутин - одна из центральных
фигур литературного процесса второй половины ХХ века. Практически все произведения
В.Г. Распутина конца 1960-х - начала 1980-х годов признаны классическими и заслуженно
входят в сокровищницу русской литературы. В его творчестве соединились классические
литературные традиции и современность, этот необыкновенный синтез вывел "деревенскую"
литературу на качественно новый этап развития, обогатив литературный процесс в целом.В.Г.
Распутин, раскрывая корневые основы жизни народа, саму сущность народного существования,
предельно усилил нравственно-философское звучание прозы о деревне, создал модель
единого мира и человеческого бытия (Г.А. Белая). Художественное наследие писателя
всегда привлекало внимание исследователей в России и за рубежом, оно широко изучено
в критике и литературоведении (В.Я. Курбатов, А.Ф. Лапченко, С.В. Перевалова, С.Г.
Семенова, Н.С. Тендитник, А.В. Урманов, В. Шапошников и т.д.), однако в отечественной
и зарубежной науке очень мало работ, в которых рассматривается такой обширный пласт
его творчества, как публицистика (В.Я. Курбатов, И.А. Панкеев, Н.С. Тендитник, Б.М.
Юдалевич и др.), и отсутствуют исследования, где она изучается целостно и системно.
Творчество В.Г. Распутина неразрывно связано с социальными, нравственными,
психологическими процессами современной российской истории. Журналистская деятельность
В.Г. Распутина началась в 60-е годы, до 80-х годов писатель много внимания в своей
публицистике уделял экологическим темам. Конец 80-х годов - это время обращения
В.Г. Распутина к политическим и экономическим темам. В течение 10 лет - с 1985 года
(повесть "Пожар") до середины 90-х - публицистика писателя становится
открытой критикой политической ситуации в России.
Актуальность дипломного исследования
определяется интересом современного литературоведения потребностью в целостном
изучении творчества писателя. В этом контексте актуально исследование публицистики
В.Г. Распутина как самостоятельного дискурса, позволяющего выявить становление и
развитие мировоззрения писателя от конца 1950-х годов до настоящего времени. В современной
социокультурной ситуации изучение специфики публицистического текста, воплощенных
в нем идей и оценок истории, современности, культуры виднейшего русского писателя
второй половины ХХ века дает возможность понять типологические и индивидуальные
особенности мировоззрения В.Г. Распутина, место и роль публицистики в его творчестве.
Все это углубляет представления о своеобразии индивидуального мировоззрения писателя
и его судьбе в ситуации модернизации российского общества, происходящей на протяжении
последних десятилетий.
Конец 80-х - начало 90-х годов стали переломным временем для
России. Это время перехода от тоталитарного общества к демократическим свободам,
гласности, к началу капиталистического предпринимательства, частной инициативе.
Это время начала распада государства, буквально распада СССР, распада государственной
машины. Происходит разрушение культуры, нравственности, в обществе распространяется
нигилизм, утрачивается чувство гордости и ответственности за свое отечество. Поэтому
в 90-е годы так остро разворачиваются дискуссии вокруг русской идеи, ставящие вопросы
бытия нации, ее духа и судьбы.
В последние десятилетия вокруг русской идеи появляется множество
рассуждений разного характера. Как отмечают исследователи, в национальном сознании
в России конца ХХ века происходит "мировоззренческое разъединение общественного
мнения, которое нашло свое отражение и в литературной среде, выразившись в размежевании
писателей и публицистов по общественно-политическим и идеологическим вопросам. Сторонники
демократических преобразований в стране видят общественный идеал в западной цивилизации
и считают необходимым для России "догнать" цивилизованный мир путем реформ
и кардинальных изменений в обществе" [47; 56]. В этом лагере И.В. Попова выделяет
как минимум три фракции:
1) воинствующий либерал-космополитизм (Б. Сарнов, Б. Хазанов,
А. Янов);
2)
интернационал-большевизм;
3)
"христианский космополитизм" (неофиты).
Автор не утруждает себя расшифровкой этих понятий, и мы можем
предположить, что это жупелы политической борьбы.
Этому лагерю принято противопоставлять современное почвенничество,
делающее акцент на особенностях развития России, сохранении ее традиционных ценностей.
У почвенников фракции следующие:
1)
сторонники правого государства на основе христианских традиций (А. Солженицын
и его единомышленники);
2)
национал-большевизм (группирующиеся вокруг А. Проханова, редакций журнала
"Молодая гвардия" и газеты "Завтра");
3)
почвенничество, распространенное в среде националистически настроенной творческой
интеллигенции.
Под почвенничеством в общественно-политических позициях писателей
и публицистов подразумевается приоритетное сочетание национальных и христианских
традиций. Почвенники XIX века
"придерживались идеи о "национальной почве" как основе социального
и духовного развития России…как единственно возможного способа сохранения самобытности
страны и особого пути ее развития; пытались обосновать мысль об особой миссии русского
народа, призванного, по их мнению, спасти человечество" [54; 375]. Почвенничество
в современном понимании близко славянофильству, основополагающей идеей которого
было утверждение собственного пути России и её исторической миссии. Понятия
"почвенничества" и "славянофильства" исторически не идентичны
и не полностью отражают вкладываемый в них сегодня смысл, но в связи с отсутствием
четкого определения используются в качестве синонимов. Первыми идеологами современного
почвенничества были так называемые "писатели-деревенщики" (В. Белов, В.
Солоухин и др.). Именно в среде советских писателей, объединившихся в 1970-1980
годах вокруг редакций журналов "Наш современник", "Молодая гвардия"
и, в меньшей степени, журнала "Москва", вырабатывались все будущие рецепты
патриотической идеологии. Помимо "деревенщиков" в этот круг входили
"писатели-фронтовики" (Ю. Бондарев до сих пор входит в редколлегию
"Нашего современника").
Основу идеологии почвенников образует тезис: государственная
политика должна отвечать интересам русского народа. Внутри страны это означает ограничение
доступа нерусских групп к власти и социальным ресурсам и создание условий для доминирования
русских в экономической, политической и культурной сферах. Во внешнеполитической
сфере это означает отказ от курса, ведущего к сближению с западом.
Ветераны почвенничества, действующие и сегодня - В. Бондарев,
С. Куняев, В. Распутин. Из более поздних фигур стоит выделить В. Чеснокову и М.
Назарова. В.Ф. Чеснокова представляет секулярное (православию отводится важная,
но не определяющая роль в строительстве будущей национальной государственности),
а М. Назаров - православно-фундаменталистское направление почвеннического национализма
(православие - необходимое условие политического и культурного выживания нации).
Современных почвенников объединяет неприятие нынешнего, американизированного типа
цивилизации с его ставкой на "просвещенный эгоизм". Разногласия между
их фракциями в основном касаются степени совместимости национально-традиционных
духовных ценностей и социалистического идеала.
В.Г. Распутин - главный идеолог и проповедник современного почвенничества,
рассматривающий путь России как путь религиозно-нравственного возрождения. Произведения
писателя, его статьи, интервью являются своеобразной программой почвенничества.В.Г.
Распутин обращается к своему читателю с помощью художественного слова, которое в
публицистике писателя звучит особенно остро и проблемно. В связи с этим целью
нашей работы является анализ проблематики и выявление основных особенностей публицистических
статей В.Г. Распутина рубежа ХХ - ХХI вв.
Для достижения поставленной цели нами были выдвинуты следующие
задачи:
1) определить место и роль публицистики
В.Г. Распутина в литературной и общественной жизни второй половины ХХ века;
2) выявить и обосновать факторы формирования
авторской позиции;
3) показать эволюцию взглядов В.Г.
Распутина на национальные, экономические, экологические, исторические проблемы российской
истории и современности;
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12 |