Дипломная работа: Анализ проблематики и выявление основных особенностей публицистических статей В.Г. Распутина рубежа ХХ–ХХI вв.
4) в анализе публицистики обнаружить
те свойства мышления В.Г. Распутина, которые определяют творчество и формируют картину
мира.
Научная новизна работы определена
тем, что в ней публицистика В.Г. Распутина интерпретируется как целостное высказывание
о человеке и бытии. В анализе его поэтики и проблематики осуществляется системная
реконструкция авторской позиции, устанавливаются факторы ее формирования, определяются
этапы становления и развития. Полученные результаты открывают значение публицистического
типа высказывания для самосознания писателя и углубляют представления о месте и
роли публицистики в творчестве В.Г. Распутина.
Основным материалом исследования является весь корпус
статей писателя с конца 1950-х годов до 2000-х годов.
Методы исследования: интерпретация публицистических текстов,
т.е. комментарии тех прямых заявлений, которые составляют содержание писательских
выступлений.
публицистика распутин язык стиль
Практическая значимость дипломной работы заключается в
том, что ее результаты могут использоваться в изучении литературного процесса второй
половины ХХ века, современной литературы Сибири
Структура диплома: состоит из введения, трех глав, заключения
и списка литературы.
Глава I. Эволюция публицистики
В.Г. Распутина в советское и постсоветское время
1.1 Публицистика ранняя
В течение десяти лет - с начала перестройки и почти до середины
90-х годов - творчество В.Г. Распутина продолжалось только в сфере публицистики.
Его статьи являются не чем-то дополнительным ко всему остальному творчеству, а естественным
продолжением его в иных формах.
О первых публикациях В.Г. Распутина в своих статьях пишет Н.С.
Тендитник, подробно описывая биографию писателя. "Первые публикации В.Г. Распутина
появились в 1957 году в газете "Советская молодежь", внештатным корреспондентом
которой он был зачислен в марте того года. А незадолго до окончания университета,
в январе 1959 года, был принят в штат редакции на должность библиотекаря. В газете
"Советская молодежь", а ранее и в университетской многотиражке "Иркутский
университет", появляются статьи, репортажи, критические корреспонденции о студенческой
жизни, о школах, пионерских дружинах, милиции. Печатался под псевдонимом Р. Валентинов,
В. Каирский, а чаще всего под собственным именем" [Тендитник 1978: 127].
Сущность публицистики (лат. publicus - общественный) заключается, прежде всего, в том, что
этот вид литературы, характеризующийся злободневным общественно-политическим содержанием,
предназначен для воздействия на сознание максимально широкого круга читателей. Публицистический
дискурс, представляя собой разновидность риторического, прагматичен, выполняет эмотивную
функцию и направлен на достижение конкретного эффекта внушения, убеждения или побуждения.
Писательская публицистика - переходное явление, объединяющее публицистичность и
художественность как способы мышления. Писательская публицистика - тип творчества,
предшествующий художественному или следующий за ним как авторский комментарий эстетики
художественных текстов, выражение позиции по самым разным вопросам действительности.
В понятие публицистики нами включаются жанры критической статьи, очерка, поскольку
определяются самой логикой развертывания публицистического дискурса.
"Публицистика реализует свою способность воздействовать
на жизненную реальность путем вовлечения читателей в действенный диалог о животрепещущих
вопросах современности, трансформируя знания аудитории в убеждения" [43; 837].
Писатели-публицисты обращаются к прямому слову, потому что хотят непосредственного
воздействия на читателя. "Объектом публицистики выступают социальные, политико-идеологические,
философские, литературные, моральные, религиозные, исторические, экономические,
экологические и другие проблемы" [43; 837]. Публицистика требует изменения
образа мышления художника. "Главное в публицистике - аналитическая мысль автора,
откликающегося на самые живые потребности общества, обращающегося к наиболее насущным
вопросам" [43; 837].
Таким образом, публицистика понимается
нами как тип высказывания, в котором максимально развернуто такое свойство мышления
и коммуникативной ситуации, как публицистичность, т.е. прямое выражение мысли автором
высказывания.
Возможность публицистики привлекает писателей с отчетливой гражданской
позицией. Большое значение в публицистике имеет фактор современности - оперативность
отклика на те или иные события и проблемы. Умение ярко и эмоционально подать свою
мысль, чтобы воздействовать на общественное мнение, повлиять на развитие общественно-политических
процессов, - неотъемлемое свойство публициста. В публицистике раскрывается масштаб
личности - искренность, глубина переживаний.
Публицистика во многом определяет своеобразие прозы В.Г. Распутина.
Н.С. Тендитник отметила остроту нравственных конфликтов в первых рассказах писателя.
Одним из них является рассказ "Я забыл спросить у Лешки", напечатанный
впервые в январском-февральском 1961 года номере альманаха "Ангара". В
нем повествуется о судьбе трех товарищей на большой сибирской стройке, о неприятии
ими проявления бюрократизма и равнодушия к человеку, а в результате чего один из
них, Лешка, погиб. Нужен трактор, чтобы перевезти тело, а мастер сказал, что не
даст его, даже если "свалится половина бригады" [32; 86]. Друзья несут
Лешку на руках, их дорога оказывается нелегкой, она полна тяжелых раздумий. В памяти
живут слова и поступки товарища, всегда настаивавшего на верности принципам, на
неприятии лжи.
В августе 1961 года В.Г. Распутин увольняется из редакции
"Советская молодежь" и поступает на должность редактора литературно-драматических
передач Иркутской студии телевидения. Проработал он здесь менее года и был уволен
за передачу о писателе П. Петрове. В.Г. Распутин пострадал за попытку публичной
реабилитации писателя, возглавлявшего иркутскую писательскую организацию в 30-е
годы. Уже тогда он доказал, что может идти против течения.
В 1962 году писатель уезжает в Красноярск и работает литсотрудником
газеты "Красноярский рабочий", позже переходит на должность спецкора газеты
"Красноярский комсомолец". Активно печатает в газете очерки, статьи о
жизни комсомольцев и молодежи Красноярского края.
В газетах "Красноярский рабочий", "Красноярский
комсомолец", "Советская молодежь", "Восточно-Сибирская правда",
в альманахе "Ангара" началась публикация рассказов и очерков, составивших
книги "Край возле самого неба" и "Костровые новых городов".
Писатель побывал в этот период на строительстве дороги Абакан
- Тайшет. В газете "Красноярский комсомолец" появляются статьи:
1)
"Ты пламя берешь" - 1964, 13 сентября;
2)
"По Крольскому тоннелю прошел первый поезд" - 1965, 24 января;
3)
"Слушайте, Абакан и Тайшет…" - 1965, 27 января;
4)
"Дай руку, Тайшет" - 1965, 29 января;
5)
"Там, за Кролом, восток" - 1965, 31 января;
6)
"Ну, здравствуй, дорога" - 1965, 5 февраля;
7)
"Слет первопроходцев" - 1965, 7 марта;
8)
"Поездам снятся дали" - 1965, 10 марта;
9)
"Вот и все - начинайте сначала" - 1966, 16 февраля.
Так же В.Г. Распутин побывал на Красноярской ГЭС, у первооткрывателей
Талнаха и у охотников Тофаларии. Эти события отразились в статьях: "Ребята
верят…" - 1964, 25 ноября, "От солнца до солнца", "Из Тофаларского
дневника" - 1964, 19,20 декабря, "Возвращение" - 1965, 17 января,
"Подари себе город на память" - 1965, 27 июня, "Володя и Слава"
- 1965, 15 августа, "Пять последних шагов" - 1965,20 августа.
Тип молодежной газеты обусловил тематическую
специализацию В.Г. Распутина-журналиста, тип героя и модус его авторской оценки.
Положительный герой В.Г. Распутина - ударный труженик, активный общественник, сознательный
гражданин - "настоящий советский человек". Он характеризуется непротиворечивостью
и внутренней цельностью. Уже в начале 1960-х годов в журналистском творчестве В.Г.
Распутина оформляются две основные тенденции - героическая и онтологическая. Первая
возникает в репортажах и очерках о жизни бодайбинских приисков и строительстве Братской
ГЭС и развивается в период работы писателя в "Красноярском комсомольце".
Вторая воплощается в цикле очерков о Тофаларии и ряде других работ.
В очерках о Тофаларии складываются
основы распутинской онтологии. Природа Саян описывается как космос - система, все
элементы которой взаимосвязаны и пребывают в состоянии единства. В результате постижения
писателем человека и его места в мироздании изменяется понимание природы и места
человека в ней. В аборигенах Тофаларии В.Г. Распутин открывает носителей особого
- онтологического - типа сознания. Писатель впервые проявляет себя как философ.
Об этом свидетельствует художественный очерк "Вниз по течению" (в более
поздних публикациях - "Вниз и вверх по течению"), опубликованный в журнале
"Наш современник" в 1972 году. Хронотоп пути (возвращение писателя Виктора
на малую родину) несет семантику прозрения трагической сути современной жизни и
открывает пессимистический взгляд писателя на возможности технократического переустройства
действительности. В.Г. Распутин фиксирует отчуждение людей, изменение их духовного
облика. Писатель создает два образа мироздания - до затопления Братского водохранилища
и после. Центром прежнего бытия является река - основа жизни, разворачивающейся
по берегам. Река воплощает могучие силы природы, в сезонных ритмах которой происходит
циклическое обновление жизни - сцена грозы и начала ледохода на Ангаре. Река обладает
руслом, т.е. упорядоченностью и стабильностью. Воплощаемый ею онтологический принцип
порядка транслируется на весь береговой космос, частью которого является и патриархальное
общество людей. С другой стороны, река в очерке - метафора самой жизни. Затопление
окультуренного пространства, по мысли В.Г. Распутина, становится высвобождением
стихии, преодолением в результате человеческой деятельности онтологических закономерностей,
естественного устройства мира, свершившийся конец стабильности, надежности и осмысленности
человеческого бытия, с чем и связаны апокалипсические мотивы очерка. Его можно считать
своеобразным "рубиконом", обозначившим коренную трансформацию мировоззрения
В.Г. Распутина в результате осмысления личной духовной драмы (затопление в 1967
году родной деревни Аталанки).
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12 |