Дипломная работа: Анализ проблематики и выявление основных особенностей публицистических статей В.Г. Распутина рубежа ХХ–ХХI вв.
В дальнейшем творчестве писатель
обращается к экологической проблематике, вопросам сохранения Байкала. Экологическим
темам публицистики, а также эволюции политических взглядов и нравственным проблемам,
поднимаемым в статьях писателя, посвящена вторая глава.
Влияние человека на природную среду
осмысляется писателем в двух аспектах: индивидуального отношения и социального воздействия.
Первый аспект связан с проблемой познаваемости бытия. С социальным аспектом воздействия
человека на природную среду связана экологическая проблематика. Писатель подчеркивает,
что напряжения всех возможностей человека не достаточно для восприятия величия космоса
во всей его полноте, поэтому природа в концепции В.Г. Распутина связана с тайной.
Ситуация невозможности познания объясняется,
во-первых, разностью бытийного статуса природы и человека, во-вторых, утратой человеком
онтологического сознания, способности к трансценденции (умению видеть и владеть
языком истолкования и расшифровки знаков потусторонней реальности) в результате
замкнутости в границах социального. В мировосприятии В.Г. Распутина стабильно проявляются
черты архаики. Восприятие субъектом речи очерков себя и своего места в мироздании,
как и места в нем человека вообще, близко онтологическому сознанию представителя
архаической культуры, когда человек воспринимает себя неразрывно связанным с космосом
и космическими ритмами.
Особого внимания, на наш взгляд,
заслуживает проповедническая публицистика писателя, своеобразию поэтики которой
посвящена третья глава. Именно анализ поэтики позволил говорить, что слово писателя
- это искренняя боль за страну, за народ, за все то, что происходит в России. Превращение
художника в публициста вполне закономерно. Тематика его прозы и выступлений совпадают
абсолютно, слово живописное и проповедническое остаются глубоко родственными друг
другу. Если в прозе писатель болел за родную землю, за распад нравственности, семейных,
природных связей, то в публицистике - по законам жанра - эта боль обнажена до предела.
Писатель думал о судьбе народа, поэтому в статьях В.Г. Распутина закономерна потребность
вступиться за народные интересы, изобличая власть, ее безответственность, равнодушие,
предательство.
Все проблемы современного общества
рассматриваются в публицистике В.Г. Распутина в 1980-е - начале 2000-х годов в этическом
аспекте. Современная судьба Сибири в 1980-е годы связывается с утратой обществом
исторической памяти и необходимостью охраны памятников истории и культуры. С конца
1980-х годов происходит значительное расширение проблемного поля и увеличение масштаба
и характера выводов и обобщений, касающихся социальной, политической и культурной
ситуации современной России. Объяснимо это усложнением жизни России, произошедшим
в результате смены общественной формации, и усугублением духовного кризиса самого
писателя. При этом остаются неизменными сложившиеся в 1980-х годах проблемные доминанты
и способы их оценки, что позволяет рассматривать публицистику 1980-х - 1990-х годов
как единый текст.
Исследование публицистики позволило
обнаружить замкнутость мышления Распутина: его монологизм, дидактизм, ретроориентацию.
Именно поэтому позиция писателя не находит того отклика, на который рассчитана,
и понимания, которого она заслуживает. Но позиция защитника культуры - защищать
интересы России и ее народа, должна быть не просто принята во внимание. Личность
писателя пробуждает прислушиваться к нему.
Ведущей категорией в парадигме ценностей
писателя становится категория долженствования, которая у В.Г. Распутина имеет метафизическую
природу, но воплощена материально: человек ответственен за конкретное пространство
жизни, за освоенные предками природные и культурные ландшафты и призван их сохранить
и расширить. Следуя этому долгу, человек включается в метафизический круг, предписанный
роду (народу). В отличие от онтологической памяти, историческое сознание требует
сознательных усилий человека как национально-родового существа. В.Г. Распутин не
ставит проблему человеческой воли в формировании нравственных законов, определении
долженствования: человеческая индивидуальность проявляется в следовании или не следовании
априорной необходимости. Человек не свободен в определении долга; однако осознание
себя частью народа, которому предписана общая миссия, придает жизни конкретного
человека осмысленность и стабильность. Забвение заветов предков современниками приводит
к разрушению экосистем и культуры, моральному релятивизму и, в конечном итоге, к
деградации нации.
Перспективы дальнейшего исследования
мы видим в комплексном анализе проблематики художественной прозы писателя и его
публицистики. В рамках этого анализа необходимо глубже рассмотреть мировоззрение
писателя, а также формирование авторского сознания.
В последние годы писатель много времени
и сил отдал общественной и публицистической деятельности, не прерывая творчества.
В 1995 году вышли в свет его рассказ "В ту же землю", очерки "Вниз
по Лене реке"; в 1996 - рассказы "Поминный день"; в 1997 -
"Нежданно - негаданно"; "Отчие пределы". Рассказы "В непогоду",
"Под небом ночным" и повесть "Дочь Ивана, мать Ивана" (2003)
принадлежат XXI веку. Повесть получила премию в Китае как лучшее зарубежное произведение
года.
В феврале 2000 года В.Г. Распутин стал лауреатом премии А. Солженицына
"за пронзительное выражение поэзии и трагедии народной жизни, в сращенности
с русской природой и речью; душевность и целомудрие в воскрешении добрых начал…"
[1; 4].
В июле 2007 года в Москве прошел Конкурс лучших книг, выпущенных
российским издательством. В главной номинации "Издание, ставшее событием года"
лучшей была признана книга очерков В.Г. Распутина "Сибирь, Сибирь…", выпущенная
иркутским издателем Г. Сапроновым.
В марте 2007 года накануне 70-летнего юбилея писателя, президент
РФ В.В. Путин указом наградил В.Г. Распутина орденом "За заслуги перед Отечеством
III степени" за многолетнюю творческую деятельность.
Когда писатель разделяет судьбу своего народа и становится выразителем
его духа, когда он ищет и находит ответы на главные вопросы времени, когда возвращает
сокровенный смысл словам: Родина, совесть, истина, память, свобода, - тогда он обретает
значение национального писателя и его имя становится символом ценностей, которые
он защищает. И тогда литературное творчество сопрягается с общественной деятельностью.
Начатая еще в 70-е годы, она продолжается в творчестве В.Г. Распутина и ныне.
Сейчас, на рубеже веков, значение
творчества В.Г. Распутина проясняется вновь: его голос, обличающий несправедливость,
ложь, безответственность, звучит громко и авторитетно. За категоричностью его суждений
сегодня, наконец, разглядели патриотизм, за нетерпимостью - право на собственную
позицию. За четыре десятилетия В.Г. Распутин доказал свою непримиримость, жесткость,
неподкупность, независимость от властей, и то, что нынешняя власть ищет у него поддержки,
красноречиво говорит о значимости авторитета В.Г. Распутина у общественности, с
одной стороны, и несостоятельности либеральной идеологии в России на нынешнем историческом
этапе - с другой.
Список литературы
А. Художественные и публицистические тексты:
1.
Премия Солженицына Распутину [Текст] // Культура. - 2000. - 11-17 мая (№
17). - С.4.
2.
Распутин В.Г. Исповедимы пути твои…: О рассказах Геннадия Николаева [Текст]
/ В.Г. Распутин // Сибирь. - 1984. - № 1. - С.107.
3.
Распутин В.Г. Познакомьтесь: Николай Дементьев [Текст] / В.Г. Распутин
// Сов. молодежь. - 1958. - 9 дек. - С.3.
4.
Распутин В.Г. Сибирь без романтики [Текст] / В.Г. Распутин // Сибирь. - 1983.
- № 5. - С.119.
5.
Распутин В.Г. В поисках берега. Повесть, очерки, статьи, выступления, эссе
[Текст] / В.Г. Распутин. - Иркутск: Издатель Сапронов, 2007. - 528 с.
6.
Распутин В.Г. [Выступление на съезде народных депутатов СССР] [Текст] / В.Г.
Распутин // Литературная газета. - 1989. - 14 июня (№ 24). - С.3.
7.
Распутин В.Г. Боль наша и вера [Текст] / В.Г. Распутин // Литературная Россия.
- 1991. - 20 сент. - С.2.
8.
Распутин В.Г. В бедности жить не грех [Текст] / В.Г. Распутин // Аргументы
и факты. - 2008. - № 12. - С.3.
9.
Распутин В.Г. Видя вокруг прозрения слепых… [Текст] / В.Г. Распутин // Лесная
газета. - 1990. - 29 нояб. - С 5.
10.
Распутин В.Г. Дай руку, Тайшет! [Текст] / В.Г. Распутин // Красноярский комсомолец.
- 1965. - 29 янв. - С.3.
11.
Распутин В.Г. Запрягли или не запрягли? [Текст] / В.Г. Распутин // Вост.
- Сиб. правда. - 2000 - 22 янв. - С.12.
12.
Распутин В.Г. Идущие на гибель, приветствуют тебя, президент [Текст] / В.Г.
Распутин // Наша земля. - 1993. - 22 нояб. - С.7.
13.
Распутин В.Г. Из глубин в глубины [Текст] / В.Г. Распутин // Литературный
Иркутск. - 1988. - декабрь. - С.230.
14.
Распутин В.Г. Из осколков целое и живое [Текст] / В.Г. Распутин // Сибирь.
- 2001 - № 6 - С. 19-21.
15.
Распутин В.Г. Костровые новых городов [Текст] / В.Г. Распутин // Красноярский
комсомолец. - 1963. - 29 сент.
16.
Распутин В.Г. Край возле самого неба; На снегу остаются следы [Текст] / В.Г.
Распутин // Слиток. - М., 1977. - С.5-16.
17.
Распутин В.Г. Ну, здравствуй, дорога [Текст] / В.Г. Распутин // Красноярский
комсомолец. - 1964. - 5 февр. - С.5.
18.
Распутин В.Г. Патриотизм - это не право, а обязанность [Текст] / В.Г. Распутин
// Правда. - 1988. - 24 июня. - С.1-4.
19.
Распутин В.Г. По Крольскому тоннелю прошел первый поезд [Текст] / В.Г. Распутин
// Красноярский комсомолец. - 1965. - 24 янв. - С.6.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12 |