Дипломная работа: Символико–мифологический смысл произведений Пауло Коэльо
Женщина - неисчерпаемая кладезь мудрости, силы и любви,
которые держат этот мир в гармонии.
На протяжении истории человечества людей всегда интересовал
очень важный вопрос: "В чем смысл жизни?". Человек существует на
земле, как и все живое, с определенным предназначением. И выполнит ли он свое
предназначение, уже зависит от него самого. Судьба - то что должно быть, та
дорога, по которой высшие силы будут вести человека, направляя к новым
открытиям, неудачам, счастью, мудрости, и наконец, к удовлетворенности или
неудовлетворенности от своей жизни.
В романе "Алхимик" Пауло Коэльо ставит проблему
способности человека самостоятельно создавать свою судьбу. Догмы,
складывающиеся столетиями, заставили людей поверить в то, что от судьбы
невозможно уйти, но художник слова лишний раз доказывает своим романом то, что
именно человеку стоит решать: будет ли он идти Своей Стезей, следуя знакам
"Великой Руки" и выбирая счастье или пустоту, или пассивно плыть по
течению, перекладывая всю ответственность за несвершившиеся мечты на
предопределенность собственной жизни.
Как мы считаем, писатель проводит параллель между алхимией и
"искусством" полноценно прожить свою жизнь, проследовав "Своей
Стезей". Так же как не каждый способен постичь тайны алхимии, не каждый
способен следовать "Своей Стезей" и пройти свой путь полноценно. Главный
герой романа - пастух Сантьяго отправляется к египетским пирамидам в поисках
своего сокровища. Он проходит длинный путь. Он находит сокровище и обретает
себя. И все это происходит благодаря тому, что Сантьяго не поверил "лжи":
"- А что это за величайшая на свете ложь? - удивился
Сантьяго.
Звучит она так: в какой-то миг нашего бытия мы теряем
контроль над своей жизнью, и ею начинает управлять судьба. Ничего более лживого
нет.
Со мной все было не так, - сказал Сантьяго. - Меня хотели
сделать священником, а я ушел в пастухи.
Так оно лучше, - согласился старик. - Ты ведь любишь
странствовать" [11; c.10].
Те пути, которые влекут нас, приводят нас в мир неизвестного.
Путешествие - замечательный способ познакомиться с теми частичками самого себя,
которые могли бы оставаться непознанными для человека до самой его смерти. Это
способ вспомнить себя настоящего. Обычная жизнь, когда уже все кажется давно
известным и понятным, - это существование, со всех сторон ограниченное стенами,
которые постоянна возводит сам человек и общество, в котором он живет. Путешествие
помогает преодолеть эти стены. Стены, которые не только вне человека, но и
внутри него. Когда стены эти исчезают, человек оказывается в океане собственной
души.
Человек от самого своего рождения до смерти следует по
определенному жизненному пути ("Своей Стезей"). В мифологическом мире
большое значение предавалось пути. Так, Путь трактовался, как "движение,
освоение пространства, перемещение от исходной точки к точке конечной, которая
может быть и осознаваемой, и неосознаваемой, но предчувствуемой,
предугадываемой. Прохождение пути всегда связано с преодолением препятствий,
трудностей, поэтому путь также символизирует обряд посвящения, приобщения к
прежде недоступному знанию, обретение мудрости, житейской или сакральной. Путь
разворачивается в двух направлениях - по горизонтали и по вертикали. Варианты
горизонтального пути - паломничество, путешествие, т.е. материальное
перемещение в материальном пространстве. Путь же вертикальный представляет
собой "путешествие духа".
Путь обозначен "маркерами", важнейшие из которых -
отправная точка, перекресток, мост, встреча, конечная точка. Каждый из маркеров
обладает собственной символикой: отправная точка, к примеру, может быть
материальной (дом) и фигуральной ("ощущение недостачи" в терминологии
В.Я. Проппа), а точка конечная трактуется как приобщение к сакральным
ценностям, либо как преодоление препятствия, которое преграждает им путь, либо
как обретение мирского блага. Мост и перекресток - граница миров, на которой
происходит полная потеря прежних качеств и приобретение новых, позволяющих
продолжить и завершить путь" [19; с.487]. Исходя из вышеуказанного, мы
видим, что на пути пастуха, смело отправившегося навстречу своей мечте,
встречались люди, менявшие его взгляд на жизнь. Сантьяго умел мечтать и сам
пытался творить свою жизнь. Именно он был готов искать свою стезю и, отыскав
ее, с гордостью следовать по ней к воплощению своей мечты: "…ты способен
следовать Своей Стезей.
Что это за стезя, юноша не знал.
Это то, что тебе всегда хотелось сделать. Каждый человек,
вступая в пору юности, знает, какова его Стезя. В эти годы все ясно, все
возможно, все под силу, и люди не боятся мечтать о том, что бы они хотели
сделать в жизни. Но потом проходит время, и какие-то таинственные силы,
вмешиваясь, стараются доказать, что следовать Своей Стезей невозможно.
Сантьяго не очень-то тронули слова старика, но "таинственной
силой" он заинтересовался.
Силы эти лишь на первый взгляд кажутся пагубными, а на деле
они учат тебя, как найти Свою Стезю. Они укрепляют твой дух и закаляют волю,
ибо в мире нашем есть одна великая истина: кем бы ты ни был, чего бы ни хотел,
но если чего-нибудь сильно хочешь, то непременно получишь, ибо это желание
родилось в Душе Вселенной. Это твое предназначение на Земле.
Даже если я хочу всего-навсего бродить по свету или жениться
на дочке лавочника?
Или отыскать клад. Душа Мира питается счастьем человеческим.
Счастьем, но также и горем, завистью, ревностью. У человека одна-единственная
обязанность: пройти до конца Своей Стезей. В ней - все. И помни, что когда ты
чего-нибудь хочешь, вся Вселенная будет способствовать тому, чтобы желание твое
сбылось" [11; c.12].
Высшая сила посылает человеку знаки, благодаря которым он
сможет либо повернуть на "Свою Стезю", либо прожить несчастную жизнь
и жалеть о том, что не обращал внимания на знаки, посланные высшей силой. Для
Сантьяго одним из первых знаков, направивших его на "Свою Стезю", был
сон о сокровищах, на поиски которого он и отправился. Еще одним знаком явилась
встреча со старым царем, указавшему, где спрятано сокровище: где же искать
сокровища? - спросил он.
В Египте, возле пирамид.
Сантьяго оробел. То же самое сказала ему цыганка, только она
ничего не взяла за это.
Ты найдешь туда путь по тем знакам, которыми Господь
отмечает путь каждого в этом мире. Надо только суметь прочесть то, что написано
для тебя.
Сантьяго еще не успел ответить, как между ним и стариком
закружилась бабочка. Он вспомнил, что в детстве слышал от деда, будто бабочки
приносят удачу. Так же, как сверчки, ящерицы и листики клевера о четырех
лепестках.
Вот именно, - промолвил старик, легко читавший его мысли. - Все
так, как говорил тебе дед. Это и есть приметы, благодаря которым ты не
собьешься с пути" [11; c.16]. здесь же мы
сталкиваемся с очень интересными в своей трактовке символами божественного
откровения. Бабочка символизирует собой непрекращающуюся жизнь, а пирамида сама
по себе отрицает смерть.
Бабочка - "Символ души, бессмертия, возрождения и
воскресения, так как это крылатое небесное существо появляется на свет,
преображаясь из мирской гусеницы. В связи с тем, что бабочка напоминает по
форме обоюдоострый топор, она считается символом Великой Богини" [31].
Пирамида - "мировая гора, сакральный центр,
олицетворение огня и божественного откровения. Основание пирамиды - земля,
вершина - центр, в котором находятся все грани материала и все грани бытия. Египетские
пирамиды, символы бессмертия фараонов, строились по единому плану: направленный
на север коридор ориентирован на звезды, окружающие полярную звезду; помещение
для саркофага расположено в западной части, со стороны царства мертвых; храм
находится на восточной стороне, встречающей восходящее солнце. Считалось, что
египетские пирамиды суть "изображения" первичного кургана, на который
упал первый луч солнца. Прочность этих сооружений отрицала саму смерть, а
высота и гладкая поверхность символизировали абсолютное единство между
захороненным в пирамиде фараоном и богом Солнца" [19; с.427].
Как видим, данные символы предзнаменуют читателю о том, что
Сантьяго выбрал верный путь, ведущий к мечте и счастью.
Безусловно, жизнь часто преподносит неожиданности, которые
могут заставить человека усомниться в правильности совершенного выбора. Но
смысл следования "Своей Стезей" именно в том и заключается, чтобы
преодолевать препятствия на пути, ведь именно благодаря сложностям человек в
полной мере может насладиться результатом тех, усилий, которые были приложены
для преодоления всех препятствий и помех. Чем сильнее намерение воплотить свою
мечту в реальность, тем менее тяжелыми кажутся встречающиеся преграды: "У
него ни гроша в кармане, но зато есть вера в жизнь. Вчера ночью он выбрал себе
судьбу искателя приключений: он станет одним из тех, о ком читал в книгах"
[11; c.22].
Во время своего путешествия Сантьяго встречает еще одного
человека, следующего к своей мечте - англичанина. Мечтой его было постижение
мудрости алхимии. Именно с ней связана фигура Гермеса Трисмегиста. Именно тайну
текста, именуемого "Изумрудная скрижаль" и приписываемого этому
божеству пытается постичь англичанин: "Из одной книги он узнал, что самые
важные сведения об алхимии - это всего несколько строчек, выведенных на
изумруде.
Это называется "Изумрудная скрижаль", - сказал
англичанин, гордый тем, что может чему-то научить своего спутника.
Но для чего же тогда столько книг?
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10 |