Дипломная работа: Символико–мифологический смысл произведений Пауло Коэльо
Как мы видим, повествователь использует еще одну мифологему.
"Исида - сестра и жена Осириса, разыскивающая останки
своего убитого мужа, которые злобный Ей по всему миру.
Исида способствовала плодородию, материнству, жизни и
здоровью, она покровительствовала путешественникам на море, ей приписывают
изобретение паруса. Женщины считали ее своей заступницей, утешительницей в горе.
Муки Исиды делали ее покровительницей угнетенных и униженных.
Исида почиталась как "ведьма-колдунья", которая
могла защитить сына Гора - и вместе с ним также земных детей - от змей, хищных
животных и других опасностей.
Культ Исиды повлиял на христианскую догматику и искусство. Образ
богоматери с младенцем на руках восходит к образу Исиды с младенцем Гором"
[2; с.568-570].
Сравнение Афины, танцующей в такт музыке, с Исидой
символично. Так как Исида олицетворяет собой плодородие, материнство, защиту
угнетенных и униженных, Афина, подобно Исиде, стремится дать людям, окружающим
ее, надежду, поддержку, сочувствие, свет познания и радость жизни.
Танец - своеобразный ритуал, через который Шерин пыталась
открыть свои скрытые и еще пока неизвестные силы. И в данном случае она
предстает перед нами уже в совершенно иной ипостаси. Сам Коэльо назвал ее Ведьмой.
С давних времен ведьм и колдунов боялись, так как они
являются носителями ужасающей "темной" силы, способной погубить
человека. Ведьмы, по общему мнению, отличаются от всех прочих женщин тем, что
имеют хвост (маленький) и владеют способностью летать по воздуху на метле,
кочергах, в ступах и т.д. отправляются они на темные дела из своих жилищ
непременно через печные трубы и, как все чародеи, могут превращаться в разных
животных, чаще всего в сорок, ворон, кошек. Ведьмы тяжело умирают, мучаясь в
страшных судорогах, вызываемых желанием передать кому-то свою науку. Затем
начинаются беспокойные ночные хождения из свежих могил на старое пепелище. Успокаивает
ведьм осиновый кол, вбитый в могилу. Кровавые страницы истории ведьм уходят в
глубь веков, и кажется, что они потеряли свое начало - до такой степени
укоренился обычай жестокой расправы. "Ведьмы несут зло!" - неоспоримая
истина, которой руководствовались инквизиторы.
Однако, Пауло Коэльо совсем иначе видит предназначение ведьм
в этом мире:
"Набирает силу новая охота на ведьм, но на этот раз
действовать предпочитают не раскаленным железом, а насмешкой и глумлением. Каждый,
кто случайно открыв в себе дар, осмеливается упомянуть о нем, сталкивается с
недоверием. А муж, жена, отец, сын этого человека, вместо того, чтобы гордиться
им, обычно запрещает ему говорить о своей таинственной способности, потому что
боятся травли" [1; с.8-9]
По мнению создателя книги, ведьма - жертва, невинно
осужденная за свою попытку дать драгоценный свет доброты, любви и самопознания:
"Никто не зажигает свечу, чтобы таить ее за дверью, ибо свет затем и
существует, чтобы светить, открывать людям глаза, показывать, какие вокруг
чудеса.
Никто не приносит в жертву свое величайшее сокровище, имя
которому - любовь.
Никто не вверяет мечты в руки тех, кто способен их
уничтожить.
Только Афина" [1; с.78]
Особо показательно для понимания эзотерической первоосновы
идей Пауло Коэльо описание Штейнером эволюции Женского Начала в культуре до - и
собственно человеческих рас. "В лемурийской расе, предшествовавшей
современной человеческой, девочек воспитывали иначе, нежели мальчиков. Правда,
закаляли и их, но все остальное было обращено на развитие могущественной
фантазии. Так, например, их заставляли выносить бурю, чтобы они спонтанно
испытали ее грозную красоту; девочки должны были присутствовать на состязаниях
мужчин, без страха и лишь проникнутые чувством той крепости и силы, которую они
видели перед собой. Благодаря этому у девочек развивались задатки к
мечтательности и фантазированию: женщины в первооснове своей - волшебницы, но
это-то и ценилось особенно высоко.
Одновременно все величественнее и совершеннее становились к
концу лемурийской эпохи здания, предназначенные для служения "божественной
мудрости и божественному искусству". Эти учреждения во всех отношениях
отличались от тех, которые служили более позднему человечеству храмами, ибо они
были в то же время и учебными заведениями, и местами, посвященными науке. Здесь
посвящались в науку о мировых законах и в управление этими законами те, которые
были найдены пригодными к тому. Если лемуриец был прирожденным магом, то здесь
эти задатки развивались до степени искусства и знания. Сюда могли быть допущены
только те, которые путем всяческого закаливания развивали в себе в высшей
степени способность преодоления. Здесь знакомились с силами природы в
непосредственном созерцании их и учились владеть ими. Но учение было поставлено
так, что силы природы обращались у человека в силы волевые. Он мог, таким
образом, сам совершать то, что производила природа.
Особенно важно одно явление, обусловленное в дальнейшем ходе
лемурийского развития образом жизни, который вели женщины. Они выработали таким
путем особые человеческие силы. Их сила воображения, находившаяся в союзе с
природой, стала основой для высшего развития жизни представлений. Они вдумчиво
принимали в себя силы природы и давали им действовать в своей душе. Так
образовались зачатки памяти, а вместе с памятью появилась в мире и способность
образования первых простейших нравственных понятий.
Именно из женской сущности возникли первые представления о
"добре и зле". Из того, что произвело особое впечатление на жизнь
представлений, люди начали одно любить, а к другому чувствовать отвращение. Если
власть, которою обладала мужская часть населения, была наиболее направлена на
внешнее действие волевых сил и на управление силами природы, то, наряду с нею,
в женской возникло иное действие через душу, через внутренние личные силы
человека. Первые шаги в жизни представлений были сделаны женщинами. От них
произошло развитие привычек, связанных с вдумчивой жизнью представлений и с
выработкой памяти, образовавших зачатки правовой жизни и своего рода нравов. Если
мужчина созерцал силы природы и владел ими, то женщина стала их первой
истолковательницей.
Благодаря своей памяти женщина приобрела способность
извлекать пользу для будущего из единичных опытов и переживаний. Что оказалось
целесообразным вчера, то применяла она и сегодня и понимала, что это будет
полезным и завтра. Благодаря этому от нее исходило устройство совместной жизни.
Из такого душевного сырья возникло то, что можно назвать
человеческой религией. Душевное в природе и в жизни человека стало постепенно
предметом почитания и поклонения. Некоторые женщины достигали душевного
господства, ибо они умели черпать свои истолкования из того, что содержится в
мире, из собственных таинственных глубин" [6; с. 202-206]
Как отмечает Коэльо, первым божеством в истории была богиня
земного плодородия. Так было пока мужчины-воины не создали себе бога мужского
пола. Именно тогда женщину стали оттеснять на вторые роли, а Бог превратился в
сурового Господа, воздающего всем по заслугам, всегда готового карать,
жаждущего жертвоприношений. Тем самым, по мысли писателя, религии отняли у Бога
его женское лицо, способность сострадать, любовь к жизни, к людям и всему миру.
Творчество - чисто женский процесс, медленный, таинственный… Он связан не с
мужской логикой, а с самой сущностью женщины, которая призвана защищать жизнь и
не выносит войны, убивающей плоды ее чрева.
Именно у женского лика Бога Шерин стала искать ту духовную
силу, которой ей так не хватало.
"- Не случай свел нас вместе.
Если не случай, то что?
До отправления ее автобуса оставалось еще полчаса, так что я
могла ответить. Не "что", а "кто". Мать. Избранные души
излучают особый свет, и потому они должны встретиться, и ты - Шерин, или Афина -
одна из них, но должна много работать, чтобы употребить эту энергию во благо"
[1; с.124]
Богиня-Мать - главное женское божество в большинстве
мифологических систем. Как правило, соотносится с землей и - более широко - с
женским творческим началом в природе. Образ Богини-Матери первоначально
зачастую не был единым, ее функции распределялись среди целого ряда
мифологических персонажей.
"Основная характеристика Богини-Матери, определяющая ее
место в мифологической модели мира, - созидательная функция, которая имеет
несколько аспектов.
Во-первых, как супруга Бога-творца Богиня-Мать участвует в
создании населяющих вселенную существ: богов, людей, животных, чудовищ и т.д.
Если функциональные характеристики Богини-Матери
распределены между несколькими мифологическими персонажами, то эта вторая форма
активности не обязательно принадлежит обожествленной земле.
Третий существенный аспект созидательной функции
Богини-Матери - покровительство плодородию почвы, скота и людей, а в связи с
этим и сексуальной активности, как источнику плодовитости" [2; с.178-179]
"Пробуждение женского начала", по Коэльо, не имеет
ничего общего с сексуальностью, речь идет о свободе мысли, не подчиняющейся
обычной логике. Немало писателей использовали женские образы как символы, чтобы
представить это слияние интуитивного и логического начал, которое часто
проявляется во снах. Это постижение было долгим и трудным процессом. Приходилось
постепенно освобождаться от понятий, веками запечатлеваемых в нас социумом. Освобождаться
от представлений, которые всегда основывались на мужском принципе и презирали
женские ценности.
Как утверждал Коэльо: "Основываясь только на логике, мы
теряем контакт с тайной, лишаем себя наслаждения фантазией… Мне очень нравится
часто используемое в традиции эмблематики изображение голубки и змеи. Порой,
чтобы лучше понять самих себя, нам бывают нужны зримые символы. Я очень люблю
классическое изображение Богоматери, представляющее Непорочную Деву, у ног
которой лежит змея. Таким образом, традиция Духа исходит из того, что важно не
накапливать, а учиться расшифровывать язык коллективного бессознательного,
которое еще называют "душой мира". Это язык голубки. А помимо этой
традиции существует и традиция накопления знаний, традиция змеи, классической
мудрости. Мы не можем ограничиться чем-то одним, нам нужно привести к гармонии
оба начала: логику и интуицию" [6; с. 208-209]
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10 |