Дипломная работа: Символико–мифологический смысл произведений Пауло Коэльо
Дипломная работа: Символико–мифологический смысл произведений Пауло Коэльо
Учреждение образования
Кафедра классической и современной зарубежной литературы
"Символико-мифологический смысл произведений Пауло Коэльо"
Дипломную работу выполнил:
Научный руководитель:
Рецензент:
Брест 2009
Содержание
Введение
1. Символико-мифологическая трактовка женского начала в
романе Пауло Коэльо "Ведьма с Портобелло"
1.1 Природа символа и его взаимосвязь с мифом
1.2 Символико-мифологическая трактовка женского начала в
романе П. Коэльо "Ведьма с Портобелло"
2. Судьба и предназначение человека в романе Пауло Коэльо
"Алхимик"
Заключение
Список использованных источников
Корни прогрессивных духовных процессов, совершающихся в
настоящее время, следует искать в глубокой древности, которая служила колыбелью
человечества. Весь духовный опыт древних цивилизаций собран в легендах и мифах,
которые помогали объяснять сущность многих явлений, являющихся загадкой. Решая
головоломки бытия, люди использовали своеобразные подсказки - символы. Человек
стал пользоваться языком символов, как только произнес первое слово. С тех пор
мы существуем в мире символов, просто мы перестали их замечать и находить
потаенный смысл, скрытый в них. Но история возвращается к своим истокам, и в XXI веке мы возвращаемся к мудрости древних и заново учимся
понимать язык символов.
Пауло Коэльо - "посвященный", который помогает
научиться видеть, читать и использовать себе во благо те знаки, которые
посылает нам судьба. В своих произведениях автор интерпретирует мифологические
сюжеты, а также использует ряд символов, являющихся основополагающими в
осмыслении бытия человека и его взаимосвязи с космосом. Важную значимость имеет
проблема положения женского начала в мироздании и его осмысление современным
человеком. В XXI веке большие обороты набирает
феминистское движение, участники которого борются за главенствующую роль
женщины в современном обществе. В романе "Ведьма с Портобелло" П. Коэльо
раскрывает истинное предназначение женщины в современном мире, используя
символы и интерпретацию мифологических преданий различных цивилизаций. Также
художник слова поднимает проблему судьбы и предназначения человека, поиска
смысла жизни, что ярко раскрывается в самом известном романе Пауло Коэльо
"Алхимик".
Проблема, рассматриваемая в данной работе, является мало
исследуемой, так как в большинстве случаев произведения трактуются с учетом
религиозных взглядов писателя, а также жанра, избранного для творчества (роман-притча).
В данном же случае идет абстрагирование от устоявшейся системы взглядов на
творчество писателя. За свою жизнь Пауло Коэльо трижды был на принудительном
лечении в психиатрической клинике, подвергался жестоким физическим пыткам
политическими террористами, участвовал в сатанистских сектах, является членом
ордена R. A. M.,
и этот опыт в высокой степени повлиял на мировоззрение и творчество писателя. Пауло
Коэльо - человек с огромным жизненным опытом, "воин Света", который
следует своей стезей.
Творчество Пауло Коэльо уже при жизни писателя многими
литературными критиками признается классикой, в которой отображены "вечные"
проблемы, волнующие людей на протяжении многих веков. Но, к сожалению,
творчество писателя исследовано не достаточно подробно, а многим аспектам не
было придано должного значения. Поэтому актуальным будет исследование
символико-мифологического мира произведений Пауло Коэльо, а также проблем
осмысления женского начала как главенствующего в нашем мироздании и поиска
смыла жизни человеком.
Цель исследования - трактовка символического мира
произведений Пауло Коэльо, а также определение значения использования
мифологических интерпретаций в исследуемых романах.
Задачи исследования:
рассмотреть символико-мифологическую трактовку женского
начала в мироздании художником слова через переосмысление системы ценностей и
истин человечества;
раскрыть проблемы судьбы и предназначения человека через
осмысление опыта древних цивилизаций;
выявление и описание философского, религиозного и
общечеловеческого значения символов, архетипов и мифов, используемых в
исследуемых романах.
Объект исследования: символы и мифологемы.
Предмет исследования: романы П. Коэльо "Ведьма с
Портобелло" и "Алхимик".
Методы исследования:
эстетический;
историко-теоретический;
компаративный;
описательный.
Практическая значимость работы: результаты, полученные в
ходе исследования, могут быть использованы студентами при разработке материалов
к занятиям по курсу "Зарубежная литература XXI
века", а также учителями-практиками при подготовке обзорных уроков по
современной литературе и при подготовке к факультативным занятиям по
современной зарубежной литературе.
Анализ современного изучения проблемы символики показывает,
что символ явился закономерным результатом осмысления окружающего мира древними
человеческими сообществами. Необходимость в таком необычном изображении
действительности возникла по причине того, что в символ заложена возможность
давать в сжатом виде огромную информацию. Сам термин символ происходит
от греческого symbolon, что значит условный
обозначающий материальный знак для членов определенной группы людей. Передача
информации через символы постепенно привела к развитию различных форм символов.
Кроме материальных, образовались вербальные, графические, звуковые и др.,
которые стали важным открытием человечества.
Символ не имел терминологического обозначения, пока по сути
своей являлся отображением непосредственной дорефлекторной мысли и наивной веры.
Термин символ стал использоваться в античный период. Платон, например,
трактовал его как выразительный эйдос, где эйдос - обобщенная
сущность, лицо предмета или живой личности в абсолюте [24; с.232-233].
Общеизвестная семантика слова символ была очерчена Емвлихом.
Согласно его позиции, символ обозначает то мудрое и сущностное, что есть в
бытии и что нужно уметь расшифровать и перевести на более рациональный язык. Символ
воспринимается как основное связующее звено между человеком и Богом. Символ
существует в материальном мире, но в то же время как бы представляет высший мир
и даже самого Бога [25; с.258].
Весомый вклад в разработку теории символа сделали
западноевропейские философы. Шелинг обратил внимание на отличия реализации
символа в язычестве и христианстве; Гегель подчеркивал, что символ - это знак,
который уже в своей внешней форме заключает содержание представляемого им
представления. Многозначность символа обуславливается и тем, что символы
создавались не рационалистично, а на уровне художественной интуиции [26; с.183].
Приобретение символом широкого поля значений объяснялось и его тесной связью с
формой глубокого осмысления окружающего мира, для которого характерно множество
представлений о каком-либо предмете или явлении. Такие образные представления
могли превратиться в символы [27; c.47]. Тогда символ
становился элементом актуального духовного образа конкретной культуры - мифа.
Согласно Тернеру, символ - продукт творческой деятельности
человека, который вызывает конкретные ассоциации и может обозначить объект,
который реально существует. Символ одновременно выступает и как реальный
инструмент, при помощи которого человек решает ряд проблем.
Исходя из другой исследовательской парадигмы, ученые пришли
к выводу, что исторически символ способствовал развитию свядомасци, усвоению
действительности и познанию объективного мира. Э. Касирар считает, что при
помощи символов человек упорядочивает окружающий хаос, конструирует все, что
составляет человеческую Вселенную, человеческую культуру; человек может
что-либо увидеть и познать только непосредственно через художественную среду,
которая формируется из художественных и религиозных образов, мифологических
символов, лингвистического феномена. Таким образом, символ выступает как замена
какого-либо явления или предмета, имеет внешнее конкретное выражение и потому
легко воспринимается человеческой свядомасцю, чем какая-либо абстрактная идея,
высказанная логично.
В возникновении и функционировании символа в культуре
наблюдаются те же ступени, что и в процессе познания: от чувственного
созерцания действительности к абстрактному мышлению, и от него - к практике, т.е.
к использованию символа для введения человека в общество, культуру, вселенную.
В. Тернер видит роль символа в его особенности быть
фиксированным элементом связи между мирами, которые понимаются как части
огромного организма. Символ тогда представляется не носителем идеи, а самой
идеей, ее материальным выражением, переживается как действительность. Символ
полностью зависит от ритуального текста и изначально имеет неочерченное,
многоаспектное содержание. Для Тернера символы - прежде всего "механизмы"
пробуждения, направления и сдерживания таких эмоций как ненависть, страх,
любовь, горе. И "работают" такие механизмы через ритуал [28; с.42,44].
Символ, благодаря своему гносеологическому содержанию,
служил для познания окружающего мира, развития практической деятельности; магический
же компонент символа выполнял компенсирующую роль по отношению к целям
практической деятельности, проецируя эмоции человека, выполнял
культурологическую и психологическую функции.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10 |