Дипломная работа: Символико–мифологический смысл произведений Пауло Коэльо
Юнг разделял индивидуальный прогресс на четыре этапа: первый
- это "Персона", маска, которую мы носим изо дня в день, веря,
что мир зависит от нас, что мы - отличные родители, а наши дети нас не
понимают, что наши хозяева несправедливы по отношению к нам, что все люди
мечтают никогда не работать и посвятить жизнь путешествиям. Многие сознают, что
здесь кроется какое-то заблуждение, но, не желая ничего менять, стремятся как
можно скорее выбросить эту мысль из головы. Лишь единицы пытаются постичь суть
этого заблуждения и в результате обретают "Тень".
Тень - это наша темная сторона, диктующая, как следует
действовать и вести себя. Пытаясь освободиться от Персоны, мы зажигаем
свет в душе и видим там паутину, малодушие, мелочность. Тень существует
для того, чтобы воспрепятствовать нашему движению вперед, и, как правило, ей
это удается: мы стремительно возвращаемся в то состояние, в каком находились до
того, как начали сомневаться. Некоторым все же удается выстоять в этом
столкновении: "Да, у меня есть пороки и недостатки, но я - достойная
личность и хочу двигаться вперед".
В этот миг Тень исчезает, и мы входим в контакт с Душой.
В понятие "душа" Юнг не вкладывает ничего
религиозного: он говорит о возвращении к Душе Мира, источнике познания. Инстинкты
становятся более обостренными, эмоции - радикальными, знаки становятся важнее
логики, восприятие реальности - уже не столь определенно. Мы начинаем бороться
с тем, к чему не привыкли, и реагировать неожиданным для нас самих образом.
И обнаруживаем, что если нам удается направить этот мощный
поток постоянной энергии в определенное русло, то мы сможем создать некий очень
прочный центр, который Юнг называет "Мудрый Старец" по
отношению к мужчинам и "Великая Мать" - если речь идет о женщинах.
Допустить это проявление - дело довольно опасное. Как
правило, тот, кто доходит до этого этапа, начинает считать себя святым,
пророком, повелителем духов. Необходима большая духовная зрелость для того,
чтобы взаимодействовать с энергией Мудрого Старца или Великой Матери" [1; с.
207-208]
Итак, роман П. Коэльо "Ведьма с Портобелло" подробно
рассказывает нам об увлекательном путешествии главной героини - Афины - по
лабиринту жизни, ведущему ее к познанию "Великой Матери".
Кто такая эта загадочная Афина, "ведьма с улицы
Портобелло"? Дочь цыганки и неизвестного англичанина, воспитанная в
аристократической семье ливанцев? Путешественница-авантюристка с малолетним
сыном на руках? Наставница? Жрица "Великой Матери"? Или сама богиня? Она
была просто женщина, пытающаяся понять самое себя, и в то же время - воин,
который преодолел множество преград на пути к истине и познанию. Она прошла свой
мучительный путь от веры в Иисуса до принятия высшей силы во всем, что вокруг
нас - Великой Матери. Особый интерес для нас представляет эволюция философских
взглядов главной героини. Ответы на все важные для нас вопросы "зашифрованы"
в миллионах символов, окружающих нас. Именно благодаря ним постигается истина:
"Мы, женщины, когда ищем смысл жизни или дорогу
познания, причисляем себя к одному из четырех классических архетипов:
Дева …ищет себя в абсолютной независимости, и все,
что она постигла, рождается лишь ее способностью в одиночку отвечать на
брошенные ей вызовы.
Мученица познает самое себя, проходя через страдание
и самоотречение.
В безграничной любви, в умении отдавать, ничего не прося
взамен, обретает истинный смысл своего бытия Святая.
И, наконец, Ведьма оправдывает свое существование
поисками самого полного, ничем не скованного наслаждения.
Афина сочетала в себе все четыре типа - тогда как все мы
принуждены избирать что-то одно" [1; с.21-22]
Как видим, давая подобную характеристику героине, художник
слова умышленно использовал в полотне текста романа образы-символы
предшествующего литературного и духовного опыта.
Кто же такая Дева? Этот образ восходит к христианской
религии:
"Дева (Мария) - дева Мария, богородица, богоматерь,
матерь божья, мадонна. В христианских религиозно-мифологических представлениях
земная мать Иисуса Христа, иудейская девственница, чудесно родившая без
разрушения своей девственности.
О происхождении и детстве Марии каноническое евангельское
повествование не говорит ничего; источником данных, воспринятых литургической,
иконографической и фольклорной традицией, явилось раннехристианское предание,
зафиксированное в апокрифе "Книга о рождестве Марии", а затем - во
множестве агиографических, гомипетических и гимнографических текстов,
восходящих к этому первоисточнику. Согласно этой традиции, дева происходит из
мессианского "колена" Иуды, из царского рода Давида; ее родители -
праведники Иоаким и Анна, дожившие до пожилого возраста бездетными. Предание
говорит, что воспитывалась Мария в обстановке особой ритуальной чистоты… К
двенадцати годам она дает обет вечного девства… В доме Иосифа Обручника Мария
работает над пурпурной пряжей для храмовой завесы (символ предстоящего "прядения"
младенческого тела Иисуса Христа из "пурпура" материнской крови в
утробе Марии). Работа над пряжей еще продолжается, когда происходит
благовещение: в галилейском городке Назарете Мария слышит от архангела
Гавриила, что ей предстоит родить от духа святого сына, облеченного
достоинством мессии; ей обещано чудо девственного материнства… По
апокрифической версии, дева была подвергнута всенародному испытанию
таинственной "горькой водой, наводящей проклятие" на неверных жен,
как это рекомендуется в Библии и описывается в талмудическом трактате "Сота",
архаическая ордалия подтвердила ее целомудрие" [3; с.112]
"Православная и особенно католическая традиция
предполагает физическое или духовное присутствие Девы при важнейших моментах
страданий сына. Но евангельское повествование говорит только о присутствии Девы
Марии на Голгофе." [3; с.113]
Хотя представляется, что жизнь Девы началась, как и у всех
людей, - с ее рождения, идеи "предвечного замысла" Бога о рождении
Девы Марии, провиденциального "уготовления" ее непорочности "от
начала мира" и тому подобное играют важную роль в символической образности
и иконографии православия, и католичества. Эти идеи раскрываются через
переосмысленную символику Ветхого завета: такие ветхозаветные образы, как
неопалимая купина, чудесно орошенное руно Гедеона, понимаются как символы Девы
Марии.
"Представление об особой "уготованности" девы,
ее очищенности от "чрева матери" в католицизме претворилось в особый
догмат о "непорочном зачатии" самой Девы Марии в браке ее родителей,
то есть о ее полной изъятости из общечеловеческой наследственной греховности, в
этом смысле Дева Мария - как бы невинная Ева, пришедшая исправить дело "падшей"
Евы; в ней снимается проклятие, постигшее за вину человека мир природы, а
потому с ней соотнесено вовлечение природной жизни и космических циклов в сферу
христианской святости. Неортодоксальное заострение этого ортодоксального мотива
в художественной литературе - слова персонажа Достоевского: "богородица -
великая мать сыра земля есть"; сравнить можно с характерной для
западноевропейской иконографии позднего средневековья и Возрождения тему "мадонны
смирения", сидящей на земле среди цветов." [3; с.114]
Культура допетровской Руси и русский фольклор знают Деву или
как властную царицу, или как жалеющую мать. Однако и западная, и русская
традиции едины в отношении к Деве как к "теплой заступнице мира холодного"
(М.Ю. Лермонтов).
В романе "Ведьма с Портобелло" П. Коэльо проводит
ярко очерченную параллель между Шерин Халиль (Афиной) и женскими божествами…в
данном случае - Девой Марией.
Шерин родилась у престарелых родителей, она была "непорочно
зачата" этой семьей, так как была рождена в другой стране, другой
женщиной, но стала желанным ребенком и воспитывалась, окруженная любовью,
заботой, духовным спокойствием. Именно эта семья стала для Шерин храмом, в
который она всегда возвращалась, набиралась в нем сил, чтобы идти по
предначертанному пути к истине, душевному равновесию и познанию всего мира.
Дева Мария связывалась с землей, с миром природы в целом. В
фольклоре данные характеристики образа Девы контаминировались с пережитками
натуралистического язычества, указывающими на связь Девы с мифологическими
образами богини земли, природы - Богини-матери; но их смысл в контексте
христианских религиозно-доктринальных представлений уже иной, поскольку Дева
здесь не олицетворение природы как таковой, но "начаток", прообраз,
первое явление преображенной, райской природы. В то же время Дева обладает
упорством, настойчивостью. Она защищала множество грешников, вопрошавших ее о
помощи. А потому можно обнаружить два мотива, связанных с образом Девы Марии: дева
Мария как "прибежище грешников" и "взыскание погибших", то
есть всевопрошающая мать, к которой может обратиться самый безнадежный грешник.
Шерин также считала, что грешники имеют право на прощение:
"Христа окружали нищие, проститутки, мытари, рыбаки. Думаю, что этим он
хотел внушить людям - искра божья есть в душе у каждого и задуть ее нельзя. Когда
я успокаиваюсь или, наоборот, чем-то безмерно взбудоражена, то чувствую как вся
Вселенная резонирует мне в такт и вместе со мной. И тогда мне открывается
непознанное - и словно бы сам Господь направляет мои шаги. В такие минуты все
становится явным и внятным" [1; с.13]
Шерин искала смысл своей жизни в служении Богу. Она
познавала истину через веру: "Я чувствую себя сосудом, наполненным Божественной
энергией" [1; с.47]
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10 |