Дипломная работа: Символико–мифологический смысл произведений Пауло Коэльо
Когда божественное дыхание разделило первичные воды на
абстрактные высшие и конкретные низшие, облака, роса и дождь стали как бы
благословенными. Ибо вода земли - это источник жизни. Она представляет
бесконечные возможности для использования, сулит развитие и в то же время
гибельные опасности всякого рода. Окунуться в воду - значит вернуться к истокам.
В Индии вода - сущностная форма материи, в то время как будущий мир покоился на
дне первичного Океана.
Святой дух - это фонтан Живой воды. Погружение в воду - это
регенерация. Крещение - это второе рождение, и любой культ процветал и
благоденствовал у водного источника. В Библии колодцы, источники и водоемы
играют основную роль в священных местах, где происходят провиденциальные
встречи, заключаются союзы и договоры" [5; с.65-66].
Из всего вышеуказанного можно сделать вывод, что вода,
воздух, земля, музыка, танец, свет - все это источники энергии, которая
необходима для разгадки тайн природы, для познания космоса. А потому они
являются символами борьбы (внутренней и внешней) на пути к гармонии с самим
собой и со всем, что окружает или как-то связано с человеком.
Но, в любом случае, чтобы свет энергии засиял еще ярче,
нужно время. А для Афины время - жизнь, которая прекрасна сама по себе, а не
просто какие-то определенные рамки, цифры…
"С рождения нас сопровождает присловье "Время - деньги".
Каждый из нас точно знает, что такое деньги, но кто возьмется определить
значение понятия "время"? Сутки состоят из двадцати четырех часов и
астрономического числа мгновений. Мы должны осознать и прочувствовать каждое из
них и уметь применить их к тому, что делаем, даже если мы всего лишь созерцаем
течение жизни. Если сбавим скорость, все на свете обретет большую длительность.
Разумеется, это относится и к мытью посуды, и к подбиванию баланса…, но почему
бы одновременно с этим не думать о чем-то приятном, не радоваться тому
обстоятельству, что ты жив?" [1; с.87]
С точки зрения философии, "время" трактуется
следующим образом:
"Время - атрибут, всеобщая форма бытия материи,
выражающая длительность бытия и последовательность смены состояний всех
материальных систем и процессов в мире. Время не существует само по себе, вне
материальных изменений; точно также невозможно существование материальных
систем и процессов, не обладающих длительностью, не изменяющихся от прошлого к
будущему.
В домарксистской философии время преимущественно
рассматривалось как внешнее условие бытия материи, как поток длительности,
текущей равномерно и независимо от каких-либо процессов в мире. В теологии и
различных системах объективного идеализма время рассматривается как преходящая
и конечная форма бытия вещей и противопоставлялось вечности, присущей Богу или
абсолютному духу. В субъективно-идеалистических концепциях время толковалось
как форма упорядочения комплексов ощущений или опытных данных; как априорная
форма чувственного познания; как форма субъективного существования человека,
исчезающая со смертью личного "Я".
Диалектно-материалистическая концепция времени как формы
бытия материи нашла многочисленные подтверждения в современной науке. Время
объективно и независимо от человеческого сознания. Существование мира вечно,
что обусловлено абсолютностью материи как субстанциальной основы всех явлений. Вечность
присуща лишь всей природе в целом, тогда как всякая конкретная форма материи
ограничена и преходяща во время. Длительность времени существования всех
конкретных тел выступает как единство прерывного и непрерывного. Сохраняемость
материи и непрерывная последовательность ее изменений обусловливают общую
непрерывность и связность времени, отсутствие в нем разрывов.
Время одномерно, асимметрично и необратимо, все изменения в
мире происходят от прошлого к будущему. Однонаправленность времени обусловлена
асимметрией причинно-следственных отношений, общей необратимостью процесса
развития материальных систем, невозможностью абсолютно полного повторения пройденных
состояний и циклов изменения систем" [4; с.101]
Так как бег времени остановить невозможно, бесценна каждая
секунда жизни.
"На этой земле наше время - священно, и нужно
праздновать каждое его мгновение" [1; с.21]
С философской точки зрения, еще одной очень важной
сущностью, всеобщей формой бытия является пространство. Оно существует в
неразрывной связи со временем. Данные понятия соотносятся между собой, а в мире
нет материи, не обладающей пространственно-временными свойствами, как не
существует пространства и времени самих по себе, вне материи или независимо от
нее. Это является неопровержимой истиной. Но Пауло Коэльо доказывает обратное: пространство
и время могут существовать отдельно друг от друга, без наличия каких-либо
связей между ними.
Шерин Халиль по своему происхождению - цыганка. А в
цыганском мировосприятии существует несколько иная трактовка сосуществования
категорий времени и пространства.
"Если я сегодня говорю о ней в настоящем времени, то
это оттого, что для нашего странствующего народа времени вообще не существует,
а есть только пространство. Мы пришли издалека: кто говорит - из Индии, кто
уверяет, будто корни наши - в Египте, но так или иначе тащим прошлое за собой,
словно случилось оно только что" [1; с.129]
В данном случае мы видим, что категории пространства
придается более важное значение, нежели категории времени. В рассматриваемом
романе символ пространства предполагает неподвластность человеческого бытия
силе временных изменений: "Я говорю в настоящем времени, ибо для нас времени
вообще не существует - есть только пространство. И потому кажется, что все
минувшее случилось только вчера" [1; с.137]
В философии пространство и время соотносятся следующим
образом:
"Пространство есть форма бытия материи, характеризующая
ее протяженность, структурность, сосуществование и взаимодействие элементов во
всех материальных системах. Время - форма бытия материи, выражающая
длительность ее существования, последовательность смены состояний в изменении и
развитии всех материальных систем. Пространство и время неразрывно связаны
между собой, их единство проявляется в движении и развитии материи.
В ньютоновской концепции пространству и времени
приписывались некоторые субстанциальные признаки - абсолютная самостоятельность
и самодостаточность существования.
Теория относительности и космогология установили единство
пространственно-временной и причинно-следственной структуры мира, обнаружили
относительность пространственно-временных характеристик тел и явлений" [4;
с.520]
Учитывая вышеизложенное, можно сделать вывод о том, что
подтверждается противопоставление времени вечности. В нашем случае доказывается
существование отдельного народа в "подвешенном" временном состоянии,
где ведущее значение имеет категория пространства. Этот факт доказывает
бессмертие культур и духовности рода человеческого.
В наш мир бесконечно будут являться люди, стремящиеся к
познанию, ищущие мудрость. Древние греки сделали огромные прорыв в области
точных наук, философии, что обусловило бессмертие греческой культуры.
Не спроста главной героине дано именно древнегреческое имя
богини.
"Афина - дочь Зевса, родившаяся необычным способом. Зевс
сошелся с дочерью Океана Метидой; когда она оказалась беременной, Зевс поглотил
ее, так как она предрекла, что после дочери родит сына, который станет
властителем неба. Но Зевс сам был властителем неба и потому уничтожил угрозу. Через
некоторое время Зевс почувствовал страшную боль в голове и, чтобы избавиться от
нее, приказал Гефесту ударить топором по его голове. Гефест рассек голову
громовержца, и оттуда вышла Афина в полной одежде воина с копьем в руке и
железным шлемом на голове. Прекрасная и величественная, она стояла перед
изумленным Зевсом, глаза ее светились мудростью.
Афина стала защитницей городов, стен и крепостей. Она дала
людям знания и ремесла, многие искусства (изобрела флейту и научила людей
играть на ней), научила их делать колесницы и строить корабли, обучала девушек
рукоделию и ткачеству. Она покровительствовала только справедливым войнам,
даровала людям законы, учредила государство, ареопаг" [2; с.153]
Подобно древнегреческой богине, Шерин стала покровительницей
людей, не боящихся бросить вызов устоявшейся "мужской" системе
постижения мира, женщиной, которая стала ликом Богини-Матери.
Коэльо настаивает на том, что ""женская система
мышления" - это нечто противоположное тому, что называется картезианской
системой мышления. Думать по-женски означает думать иначе, не сообразуясь с
законами классической мужской логики, которая столько времени преобладала в
мышлении…Женщина - это нечто священное, это женская энергия, это то, что не
дает вырасти стене между священным и мирским, это логика тайны, непознаваемого,
логика чуда. Женский путь…это нечто лишенное логики, неуловимое, открытое для
всего нового, поэтому оно ближе к самым глубоким слоям бытия" [6; с.210]
Женщина - прежде всего женщина, то есть принадлежит к миру
тайны, пассивности, художественного творчества, тем самым она автоматически
отлучается от власти. Это означает, что женщины сами должны осознать это и
бороться за власть. Коэльо верит в то, что рано или поздно "Богиня займет
подобающее ей место: конечно, 50 лет не хватит, чтобы идея Небесной Матери
стала рядом с доктриной Отца, в наше время доминирующей едва ли не во всех
религиозных системах" [6; с.211]
Итак, в романе "Ведьма с Портобелло" Пауло Коэльо
раскрывает сущность женского начала. Женщина создана для того, чтобы держать в
равновесии разум и интуицию, свет и тьму, добро и зло, рациональное и
иррациональное.
"Пока Бог будет только мужчиной, у нас всегда будет
пропитание и кров. Когда Мать наконец отвоюет свою свободу, не исключено, что
нам придется небом укрываться и любовью питаться, а впрочем, может быть, мы
сумеем найти равновесие между трудом и чувством" [1; с.262]
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10 |