Научная работа: Обломовщина в современном мире
<…> В чём
заключаются главные черты обломовского характера? В совершенной
инертности, происходящей от его апатии ко всему, что делается
на свете. Причина же его апатии заключается отчасти в его внешнем
положении, отчасти же в образе его умственного и нравственного
развития. По внешнему своему положению- он барин; «у него
есть Захар и ещё триста Захаров», по выражению автора. С малых лет он привыкает
быть байбаком, благодаря тому, что у него и подать и сделать - есть кому; тут
уж даже и против воли нередко он бездельничает и сибаритствует.
<…> Обломов… не
привык делать что-нибудь, следовательно, не может хорошенько определить,
что он может сделать и чего нет,- следовательно, не может и серьёзно,
деятельно захотеть чего- нибудь.<…> Его желания являются только в форме:
«а хорошо бы, если вот это сделалось»; но как это может сделаться- он не знает.
Оттого он любит помечтать и ужасно боится того момента, когда мечтания
придут в соприкосновение с действительностью. Тут он старается взвалить
дело на кого-нибудь другого, а если нет никого, то на авось.<…>
Все эти черты превосходно подмечены и с необыкновенной силой и истиной
сосредоточены в лице Ильи Ильича Обломова. Не нужно представлять себе, чтобы
Илья Ильич Обломов принадлежал к какой-нибудь особенной породе, в которой
неподвижность составляла бы существенную, коренную черту. Несправедливо было бы
думать, что он от природы лишён способности произвольного движения. Вовсе нет:
от природы он - человек, как и все.
<…> Ясно, что
Обломов не тупая, апатическая натура, без стремлений и чувств, а человек, тоже
чего-то ищущий в своей жизни, о чём-то думающий. Но гнусная привычка
получать удовлетворение своих желаний не от собственных усилий, а от других,-
развила в нём апатическую неподвижность и повергла его в жалкое состояние нравственного
рабства. Рабство это так переплетается с барством Обломова,
так они взаимно проникают друг в друга и одно другим обусловливается, что,
кажется, нет ни малейшей возможности провести между ними какую-нибудь границу.
Это нравственное рабство Обломова составляет едва ли не самую любопытную
сторону его личности и всей его истории.<…>»
Анализируя мнение
Добролюбова, можно сформулировать толкование слова «Обломовщина»- это
нравственное рабство, порождённое барством.
Исследователь литературы XX века Ю. Лошиц рассматривает характер
Обломова через «Сон Обломова»: « <…>Обломов - большая сказка.
Нетрудно догадаться, что в таком случае её ядром по праву следует считать «Сон
Обломова». «Сон»- образный и смысловой ключ к пониманию всего произведения,
идейно- художественное средоточие романа. Действительность, изображённая
Гончаровым, простирается далеко за пределы Обломовки, но подлинная столица
«сонного царства», безусловно, фамильная вотчина Ильи Ильича. Вспомним, каковы
основные признаки такого царства в волшебной сказке? Прежде всего это его отгороженность
от остального мира. В сонное царство почти невозможно проникнуть,
а из него выбраться.<…> «Сонное царство» Обломовки графически
можно изобразить в виде замкнутого круга. Кстати, круг имеет
прямое отношение к фамилии Ильи Ильича и, следовательно, к названию деревни,
где прошло его детство. Как известно, одно из архаических значений слова «обло»-
круг, окружность (отсюда, «облако», «область»). Такой смысл как будто
вполне соответствует мягкокруглому, шароподобному человеку Обломову и его
округлой, мирно блаженствующей вотчине. И мальчика оберегали от общения со
всеми «необломовцами».
<…> В интенсивном
сказочном подсвете перед нами - не просто лентяй и дурак. Это мудрый
лентяй, мудрый дурак. Так за внешним дурачеством сказочного персонажа,
за житейской беспомощностью и неприспособленностью обнаруживается человек,
который всем своим существом укоряет суетный, узкопрактический, фальшиво-
деятельный мир. Укоряет прежде всего тем, что наотрез отказывается от участия в
делах такого мира. <…>»
Из высказывания Лошица
следует, что «обломовщина»- подобие некоторой сказки, к сожалению, с грустным
концом.
Восприятие Обломова через
сказку ставит его в один ряд с второстепенным персонажем романа Онисимом
Сусловым. «Как одна изба попала на обрыв оврага, так и висит там с незапамятных
времён, стоя одной половиной на воздухе и подпираясь тремя жердями». Отличное
начало для общего представления о деревеньках той «скромной и незатейливой
местности». Но дальше ещё интереснее. «Три- четыре поколения тихо и счастливо
прожили в ней. Кажется, курице страшно бы войти в неё, а там живёт Онисим
Суслов, мужчина солидный, который не уставится во весь рост в своём жилище. Не
всякий и сумеет войти в избу к Онисиму; разве только что посетитель упросит её стать
к лесу задом, а к нему передом. Крыльцо висело над оврагом, и, чтобы
попасть на крыльцо ногой, надо было одной рукой ухватиться за траву,
другой за кровлю избы и потом шагнуть прямо на крыльцо(курсив
мой. – А. Ф.)». Выделенные строки ассоциативно выстраиваются в параллель
с Захаром. Вспомним описание действий неловкого слуги Обломова: «Если он несёт
чрез комнату кучу посуды или других вещей, то с первого же шага вещи начинают
дезертировать на пол. Сначала полетит одна; он вдруг сделает позднее и
бесполезное движение, чтоб помешать ей упасть, и уронит ещё две. Он глядит,
разиня рот от удивления, на падающие вещи, а не на те, которые остаются на
руках, и оттого держит поднос косо, а вещи продолжают падать,- и так иногда он
принесёт на другой конец комнаты одну рюмку или тарелку, а иногда с бранью и
проклятиями бросит сам и последнее, что осталось в руках». Шаткая позиция
(внешняя и внутренняя, психологическая), расчет на авось (авось не упадет,
авось не разобьется), невозможность здравомыслящему человеку поступать таким
образом – все это роднит Суслова не только с Захаром, Нои с самим Обломовым.
Интересна фамилия героя – Суслов. Сусло- мутная виноградная жидкость,
подвергающаяся брожению.[2] Мутная - эпитет, как
нельзя лучше характеризующий утопическую жизнь обломовцев, без надежд и
сомнений, без просветов, как осадок в старом, забытом бочонке вина или как дно
в грязной илистой речонке. Брожение- химическое явление массового
распадения сложных органических тел на более простые под влиянием
жизнедеятельности организованных ферментов.[3] Лично мне слово «брожение»
напоминает «поражение». Абсолютный проигрыш. Онисим со своей говорящей
фамилией не случайно «крайний». Онисим Суслов- экспозиция, своеобразный
экскурсовод в музее «Разложение души и тела человеческого». Фигура Онисима тоже
сказочна, эфимерна, в рамках эпизода сопоставима с курицей; мужчина солидный с глупой
птицей, символом небрежного, недобросовестного отношения к чему-либо (как
курица лапой), пренебрежительного оттенка значения (мокрая курица, слепая
курица, курам на смех). Сказка приобретает недобрый подтекст. А Гончаров
продолжает: «Сказка не над одними детьми в Обломовке, но и над взрослыми до
конца жизни сохраняет свою власть». Обломова невозможно до конца понять, если
не видеть в нём этой вот сказочно- мифологической ипостаси. Можно вспомнить
Ивана-Дурака, лежащего на печи, и, по сути, ничем не обременённого. А в один
прекрасный день появляются «по щучьему веленью, по моему хотенью»
прекрасная царевна да полцарства в придачу. Маленькому Обломову внушали то же
самое. Там есть добрая волшебница, являющаяся в русских сказках иногда в виде
щуки, которая изберёт себе какого-нибудь любимца, тихого, безобидного; другими
словами, какого-нибудь лентяя, которого все обижают,- да и осыпает ни с того ни
с сего разным добром, а он знай кушает себе да наряжается в готовое платье, а
потом женится на какой-нибудь неслыханной красавице Милитрисе Кирбитьевне.
Мальчик растёт с убеждением, что его жизнь - правильная, что всё будет именно
так, как сказала няня, а не иначе. Позже постигает горечь осознания
собственного несовершенства и обмана со стороны взрослых. Взрослые – опытные в
житейском плане люди. Получается, что им верить нельзя? «Взрослый Илья Ильич
хотя после и узнаёт, что нет медовых и молочных рек, нет добрых волшебниц, хотя
он и шутит с доброй улыбкой над сказаниями няни, но улыбка эта не искренняя,
она сопровождается тайным вздохом: сказка у него смешалась с жизнью, и он
бессознательно грустит подчас, зачем сказка не жизнь, а жизнь не сказка».
Неужели в наше время не найдутся люди, верящие в сказки? Их тысячи по всей
стране- это дети, их мамы, воспитатели в детском саду. Безусловно, сказка как
фольклорный жанр литературы тем и ценен, что в ней заключена философская мысль
народа. Но не подлую ли шутку играет она с теми, кто не понимает художественной
условности и вымысла. Когда пространство сказки оживляется, точнее вживляется,
в сознании происходит некий парадоксальный процесс аккумуляции: искусство есть
жизнь, а жизнь есть искусство. В современных условиях подмены множества понятий
процесс этот еще более опасный. Обратимся еще раз к результатам
социологического опроса младших школьников.
Как Вы считаете, Иван- Дурак - хороший герой? Чем хорош? |
25% считают Ивана-Дурака плохим из- за лени
5%- из- за нечестности
10% считают, что он делал всё только для себя;
30% уважают Ивана-Дурака за то, что он просто хороший
5% считают героя положительным за любовь к девушке
5%- за то, что он нашёл вора
5%- за то, что он истопил печь
5%- за то, что отпустил щуку
5%- выполнял обещания
5% утверждают, что Иван-Дурак не ленился
|
12% считают Ивана- Дурака плохим из- за лени
12% просто считают его отрицательным героем
20% учениц считают его хорошим, т.к. он помог царевне
8% утверждают, что Иван- Дурак хороший, потому что ему всегда
везёт
20% ценят героя за доброту и смелость
12% ответили, что он просто хороший
16% уважают его за полезные для общества дела
|
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6 |