Курсовая работа: Значение символики цвета в романе М.А. Булгакова "Мастер и Маргарита"
В данной работе было
проанализировано смысловое значение, которое несут в себе отдельные цвета,
используемые Булгаковым в романе «Мастер и Маргарита». Попробуем сделать
некоторые выводы.
Во-первых, было
доказано, что цвета, используемые Булгаковым в романе «Мастер и Маргарита»,
выбраны писателем не случайно, а с определённой целью, заключающейся в придании
деталям какого-то конкретного смысла. Значение цветов зачастую зависит от того,
каким образом автор описывает окружающие элементы и в каком сочетании предстают
перед нами те или иные образы, цвета.
Анализ смысла, который
несёт в себе какой-либо цвет позволяет, с одной стороны, понять особенность
определённой ситуации, при описании которой используется данный элемент. С
другой стороны, рассматривание этих элементов помогает создать общую картину
происходящих в романе событий. Помимо перечисленного, именно данный вид
художественной детали способствует пониманию читателем характеров определённых
персонажей, их привычки, достоинства или недостатки, а также их роль в
повествовании и в понимании идеи и проблемы какого-либо эпизода или целого
романа.
Основное значение
проделанной работы для понимания именно романа Булгакова «Мастер и Маргарита»,
заключается в том, что с помощью анализа цветов, мы сумели выделить главную
тему романа и его идею, смысл которой состоит в невозможности существования
друг без друга зла и добра. Это утверждение подтверждается и приведённым в
начале произведения эпиграфом: «Я – часть той силы, что вечно хочет зла и вечно
совершает благо».
Таким образом, с
помощью исследования роли цветов в произведении Булгакова мы смогли не только
установить соответствия между отдельными образами тех или иных персонажей, настроением
повествования и цветами, но и верно определить тему и идею романа,
заключающуюся в невозможности раздельного существования света и тьмы, добра и
зла.
Список использованной
литературы
1.
Папюс. Чёрная и
белая магия. Книга 1. – М.: Товарищество «Клышников – Комаров и К˚», 1993.
2.
Самофалова Э.А.
Тайны белой магии или чудодейственный ключ / Под ред. Н. Т. Гавриловец. – М.:
Москва, 1992.
3.
Зеркалов
А.
Воланд, Мефистофель и другие: заметки о теологии романа Михаила Булгакова //
Наука и религия, 1987, № 8.
4.
Новикова.
М.А., Шама И.Н. Символика в художественном тексте. - Запорожье,
1996.
5.
Вулис
А.
Роман М. Булгакова «Мастер и Маргарита». – М.: 1991.
6.
М.
Булгаков «Мастер и Маргарита». – М.: Академия, 1994.
7.
Николаев
К. Тайнопись «Мастера и Маргариты». Между строк великого романа. – М.: Вече,
2006.
8.
Рыжкова
Т.В. Путь к Булгакову. - М.: Глагол, 2000.
9.
Соколов
Б. Тайны «Мастера и Маргариты». – М.: Эксмо, 2005.
10.
Сахаров
В.И. М.А. Булгаков в жизни и творчестве. – М.: Русское слово, 2005.
11.
Чудакова
М. Жизнеописание Михаила Булгакова. – М.: Книга, 1988.
12.
Сарнов
Б.М. Каждому - по его вере. О романе Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита». –
М.: Изд. Московского университета, 2000.
13.
Лотман
Ю.М. Избранные статьи. - Таллинн, 1992.
14.
Обухов
Я.Л. Желтый цвет // Журнал практического психолога, 1997, № 2.
|