Курсовая работа: Значение символики цвета в романе М.А. Булгакова "Мастер и Маргарита"
Курсовая работа: Значение символики цвета в романе М.А. Булгакова "Мастер и Маргарита"
Введение
Одно из самых
загадочных, ярких, фееричных произведений ХХ века – роман М.А. Булгакова
«Мастер и Маргарита». Оно привлекает внимание своей необычностью, философской
глубиной, необыкновенно гармоничным сочетанием реальности и фантастики.
Однако роман «Мастер и
Маргарита» - произведение не только философское и фантастическое, но и
сатирическое. Оно принадлежит к тем произведениям, которые нужно перечитывать,
чтобы глубже понять подтекст, увидеть новые детали. Ведь зашифрованные в нем
символы при первом прочтении можно и не заметить. Мне кажется, использование
символики - это один из способов Булгакова донести до читателя свои мысли,
видение мира. Символика в произведении часто носит характер политический.
Михаилу Афанасьевичу приходилось тщательно маскировать политические аллюзии, убирать
их с поверхности вглубь текста, делать так, что опасные прототипы
обнаруживались только при знакомстве с конкретными литературными источниками.
Булгаковское творчество
было остроактуальным, затрагивающим самые болевые точки современной жизни. В
этом и заключалась причина неприятия Булгакова официальной советской критикой и
коммунистической властью.
В романе «Мастер и
Маргарита» Булгаков продемонстрировал умение просто и с минимумом словесных
средств говорить о вещах сложных, будь то история и нравственная доктрина
христианства или последние открытия биологии или физики.
Михаил Булгаков – один
из самых интересных и загадочных писателей двадцатого столетия. Хотя его
произведения наполнены фантастическими элементами, которые, на первый взгляд,
не имеют никакого отношения к реальным проблемам, каждая деталь, даже самая
несущественная, несёт в себе какой-то скрытый смысл, позволяющий понять
произведение, его идею.
Не является исключением
и философский роман «Мастер и Маргарита», сумевший завоевать сердца даже самых
привередливых читателей. Это произведение посвящено борьбе добра и зла, которые
будут противостоять, пока живёт на земле человек. Именно эта вечная тема,
которую человек просто не в силах проигнорировать или полностью исчерпать, привлекла
наше внимание. К тому же при чтении романа в глаза сразу бросаются некоторые
часто используемые детали, в том числе цвета и с ними связанные образы героев.
Конечно же, писатель не просто так вводит в повествование определённые
элементы, а с целью донести до читателя нечто важное, что поможет
проанализировать и понять персонажи, их действия, значение в произведении.
Возможно, цвета и некоторые соответствующие им образы, окружающие героев, также
что-то означают. Мне пришла идея попробовать систематизировать детали, понять
их роль, потому что, во-первых, достаточно часто указанные элементы
игнорируются читателями как несущественные, а значит, совершенно неважные,
выступающие только в роли фона.
Но ведь на самом деле
нет ничего случайного, поэтому при анализе героев произведения следует обращать
внимание не только на их действия, прямые авторские характеристики, но и на
скрытые, неявные, но при этом позволяющие более полно осознать не только роль
персонажей, но и авторское отношение к ним. Во-вторых, символы очень интересны,
потому что в жизни с ними сталкивается каждый из нас. К тому же, они позволяют
взглянуть на мир несколько с другой позиции, немного отойти от обыденных,
стандартных взглядов на вещи. Третья причина, менее важная, но оказавшая своё
влияние на выбор темы, заключается в том, что подобные вопросы в школьной
программе обычно рассматриваются поверхностно или не рассматриваются вовсе.
Если говорить о цели
работы, то она представляет собой систематизацию значений отдельных деталей,
встречающихся в повествовании (цвета), чтобы можно было бы использовать
результаты проделанной работы в дальнейшем (например, в других исследованиях
или при изучении каких-либо произведений).
Что же конкретно
собираюсь исследовать? В первую очередь значение отдельных цветов, которые
наиболее часто использует в повествовании Булгаков. Затем нужно определить
взаимосвязь между этими деталями и содержанием романа, чтобы установить, какое
значение они несут в себе конкретно в исследуемом тексте. Всем известно, что те
или иные детали в зависимости от текста могут нести в себе различные значения,
иногда даже противоположные, поэтому возможно возникновение сложностей при
систематизации результатов работы.
Говоря о практическом
значении работы, следует отметить, что оно достаточно велико, поскольку выводы
могут помочь не только лучшему пониманию романа Булгакова «Мастер и Маргарита»
и его основных идей, но и пониманию других произведений, которые будут изучены
нами в дальнейшем.
В своей работе я
остановлюсь на особенностях символики цвета (цветописи), которая, несомненно,
поможет лучше понять произведение, осмыслить мастерство и талант писателя.
Цветопись – понятие
широкое и важное. Оно заслужено привлекает внимание
ученых разных отраслей науки благодаря тому, что цветовая система важна для
многих сфер человеческого общества.
В химии цвет
рассматривают как краситель, в физике занимаются изучением цветового спектра, в
ботанике, зоологии цвет рассматривают как
признак отдельных разновидностей животных и растений,
в психологии цвет изучается с точки зрения восприятия и ощущения
человека.
Лингвистика, как наука
о языке, занимается изучением процесса номинации
цветового пространства. Наблюдения взаимодействия разных аспектов
цвета
приводят к выводу, который ясно сформулирован Томасом Бриллом в его
книге
«Свет: воздействие на произведения искусства».
Т. Брилл заключает:
«…конкретный
свет окружен ассоциативным ореолом, он носитель связанных с
ним
сторон человеческого опыта. В конкретном акте восприятия цвета
реализована
история «человеческой чувственности» [5, 67].
Первыми к попытке
дать
теоретическую оценку цветовому слову пришли поэты. Это объясняется тем,
что
лирическая поэзия обладает наибольшей точностью самовыражения, и поэты
часто
обращаются к средствам создания утонченного образа. Одним из таких
средств
и является цветопись.
Исследование
колористической лексики в современном языкознании объединяют
в самостоятельную отрасль – лингвистику цвета, которая
представлена
несколькими направлениями – компаративным, психолингвистическим,
когнитивным, лингвокульторологическим.
История исследования
русской литературной колористики имеет давние традиции.
Выделяются труды, в которых освещены значение и функционирование
колористической
лексики в поэтических текстах XVIII-XIX в.в., изучены необычные сочетания с
прилагательными цвета на материале прозы, проанализирована символика цвета,
например, красного в поэтике А. Блока, обобщены разные аспекты значения
колоративов.
Вопрос о семантике
колоративов и их функционировании как особом предмете лингвистических
исследований впервые привлек внимание языковеда В.В. Виноградова. Он
подчеркивал, что для художников слова очень важны распределения света и тени
при помощи выразительных речевых средств, переливы и сочетания словесных
красок.
1.
История создания романа и значение символики цвета
1.1
История создания романа
Последний
роман Михаила Афанасьевича Булгакова «Мастер и Маргарита» был опубликован и
вслед за тем переведен на многие языки в конце 1966 - начале 1967 года, тогда
же творчество писателя получило мировой резонанс, изменив в определенной
степени представление о русской прозе 1930-х годов. Об этом романе было
написано огромное множество статей. Если попытаться взглянуть на это множество,
существующее в весьма разрозненном виде, как на некое целое, перед нами
откроется картина мучительных поисков путей осмысления романа. Работы о романе,
появившиеся вскоре после его первой публикации в журнале «Москва», отличаются
эмоциональным восприятием произведения и желанием дать его целостную интерпретацию.
Конечно,
первые критики столкнулись с огромными трудностями: еще не были опубликованы
первые произведения Булгакова, которые помогли бы освоить весь его
художественный мир и понять последний роман, не были описаны архивы писателя -
то есть не было необходимой исследовательской базы. Но на данный момент
существует достаточно большой объем информации, касающийся как самого
М.Булгакова, его биографии и творческого пути, так и романа «Мастер и
Маргарита» в частности, что очень помогло мне при работе с этим произведением.
Время начала
работы над «Мастером и Маргаритой» Булгаков в разных рукописях датировал то
1928, то 1929 годом. К 1928 году относится возникновение замысла романа, а
работа над текстом началась в 1929 году. В первой редакции роман имел варианты
названий: «Черный маг», «Копыто инженера», «Жонглер с копытом», «Сын
В(елиара?)», «Гастроль (Воланда?)». [5; С. 218]
Первая
редакция «Мастера и Маргариты» была уничтожена автором 18 марта 1930 года после
получения известия о запрете пьесы «Кабала святош». Об этом Булгаков сообщил в
письме правительству 28 марта 1930 года: «И лично я, своими руками, бросил в
печку черновик романа о дьяволе...». Работа над «Мастером и Маргаритой»
возобновилась в 1931 году. К роману были сделаны черновые наброски, причем уже
здесь фигурировали Маргарита и ее безымянный спутник - будущий Мастер. В конце
1932 или начале 1933 года писатель начал вновь, как и в 1929-1930 гг.,
создавать фабульно завершенный текст. 2 августа 1933 года он сообщал своему
другу писателю Викентию Вересаеву (Смидовичу) (1867-1945): «В меня... вселился
бес. Уже в Ленинграде и теперь здесь, задыхаясь в моих комнатенках, я стал
марать страницу за страницей наново тот свой уничтоженный три года назад роман.
Зачем? Не знаю. Я тешу себя сам! Пусть упадет в Лету! Впрочем, я, наверное,
скоро брошу это». Однако Булгаков уже больше не бросал «Мастера и Маргариту» и
с перерывами, вызванными необходимостью писать заказанные пьесы, инсценировки и
сценарии, продолжал работу над романом практически до конца жизни. Вторая
редакция «Мастера и Маргариты», создававшаяся вплоть до 1936 года имела
подзаголовок "Фантастический роман" и варианты названий: «Великий
канцлер», «Сатана», «Вот и я», «Шляпа с пером», «Черный богослов», «Подкова
иностранца», «Он явился», «Пришествие», «Черный маг», «Копыто иностранца».
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6 |