Курсовая работа: Значение символики цвета в романе М.А. Булгакова "Мастер и Маргарита"
Ш. Фрелинг и
Х. Ауэр описывают действие желтого цвета как «возбуждающее и освежающее», а Ф.
Виррен как исполненное бодрого, веселого, светлого, жизненного начала.
Очевидно, прежде всего, при жизненных разочарованиях может оказаться полезным
действие желтого цвета, поскольку он символизирует стремление к человеку, к
интуитивному преодолению межличностной напряженности, к непринужденности в
общении. Он разгоняет меланхолию, внушает веру и оптимизм. Именно это значение
желтого цвета важно нам для понимания образа Маргариты. Героиня Булгакова устала
от своей серой жизни, и ищет своего Мастера, для этого она взяла в руки букет
этих желтых цветов. Но, с другой стороны, эти цветы «тревожные». Рассмотрим
негативное значение желтого цвета.
Негативный
диапазон значений желтого цвета связан с холодным резким оттенком, «кричащим»,
«колющим», «гниющим», грязным, вызывая ассоциации болезни и смерти. [14; С. 58]
С желтым
цветом непосредственно связаны заболевания пожелтения кожи - желтуха, болезни
почек, недомогания, отравления. В античной характерологии с преобладанием
желтой желчи связывался холерический темперамент. В переносном смысле, желтый
цвет связывают с обманом, отравлением, болезненным началом, лживостью, завистью
и ложью («желтая пресса»). С желтым цветом связывают такие психические
заболевания как шизофрения, бред, мания и эпилепсия. Психиатрическую больницу,
«сумасшедший дом», называют «желтым домом».
Действительно
в живописи страдающих психозами, шизофренией (например, Ван Гога) и эпилепсией
некоторых художников преобладает желтый цвет. Аура, которая переживается
эпилептиками перед припадками, отдаленно напоминает золотую ауру просветленных,
святых, которая в христианской живописи изображается золотым нимбом.
У некоторых
народов Азии желтый цвет является цветом траура, скорби, печали. В Европе
желтый или желто-черный флаг обозначал карантин, а желтый крест - чуму. У
славянских народов желтый цвет считается цветом ревности, измены, а на Тибете
ревность называют буквально «желтый глаз». Таким образом, желтые цветы
Маргариты, которые она выбрасывает - символ того пошлого и грязного мира,
который ее окружает. И на ее цветы может обратить внимание лишь тот, кто тоже
понимает уродство окружающего.
2.2
Золотой
цвет
Золотой цвет в основном
трактуется как символ вечной жизни, силы и всего высшего или могущественного, и
роман «Мастер и Маргарита» подтверждает эту теорию. Действительно, в романе
золотой цвет применятся лишь по отношению к по-настоящему выдающимся личностям,
обладающим большой властью и могуществом. Именно по этой причине, мы думаем,
Булгаков описал окружающее Пилата пространство (например, «золотой потолок»), используя
этот цвет, а не какой-либо другой. Говорящим является и прозвище прокуратора
«Пилат Понтийский, всадник Золотое копьё», означающее могущество Пилата, а если
учесть, что прокуратор иногда сам называл себя так, то можно сделать вывод и о
его уверенности в своих силах, в подвластности ему мира.
Можно говорить и о
величии Иешуа, не смотря на то, что он выглядел как простой бродяга. Его избранность,
могущество и правдивость его речей читатель осознаёт, обратив внимание на одну
деталь: во время допроса Пилату вместо головы Га-Ноцри померещилась другая
голова, на которой был золотой венец, что также означало уважение прокуратора,
проявленное по отношению к Иешуа. К тому же, символическое значение имеет сам
венец, означающий победу. В данном случае роль «золотого венца» в описании
героя заключается в том, что он помогает понять одну немаловажную вещь: Иешуа в
итоге останется победителем. Действительно, когда читатель осознаёт, кто есть
на самом деле Иешуа Га-Ноцри, всё встаёт на свои места, и простое видение
Пилата не оказывается случайным. Однако есть и другая трактовка, и в
соответствии с ней голова с золотым венцом принадлежит правителю, против
которого прокуратор не может пойти даже для спасения мудреца-безумца, не
желавшего отказываться от своих слов.
Зачастую золотой цвет
употребляется и при описании Воланда. Вспомните его золотые часы, которые
появляются в повествовании, когда он нанёс визит Степану Лиходееву; портсигар и
коронки на зубах с правой стороны. Скорее всего, Булгаков делает это с той
целью, чтобы показать то, что злом пропиталась каждая, даже самая
незначительная, деталь человеческой жизни. Золотые часы символизируют вечность
борьбы добра и зла, и пока время идёт, свет и тьма будут противостоять. Цвет,
который мы сейчас рассматриваем, означает также силу и могущество самого
Воланда, а также огромные возможности его свиты, примером чему может послужить
золотая баночка с волшебным кремом, который принёс Азазелло Маргарите.
Таким образом, золотой
цвет имеет одно основное значение, заключающееся в могуществе и величии.
2.3
Зеленый
цвет
Большое значение в
романе для понимания текста имеет употребление зелёного цвета в описании
природы, а также внешности героев. Попробуем рассмотреть, для чего это делает
писатель и что описание, содержащее этот цвет, помогает понять читателю. Итак,
приступим.
Зеленый цвет –
воплощение покоя. Но если синий представляет самоуглубление, философичность, интеллектуализм,
то зеленый – олицетворение покоя бездумного. Лежит себе корова и бесконечно
долго пережевывает охапку травы.
Для начала необходимо
отметить, что в символике зелёный олицетворяет, с одной стороны, жизнь,
надежду, молодость, с другой – колдовство, злые силы (корень в слове «зелье»
такой же, как и в слове «зелёный»). Если говорить конкретно о романе Булгакова
«Мастер и Маргарита», то основное значение данного цвета заключается в
большинстве случаев в близости гибели героя (не обязательно физической), хотя
есть и некоторые исключения. В доказательство этому можно привести множество
примеров. Перед первым появлением Воланда в повествовании автор приводит
описание одних из главных персонажей – Михаила Александровича Берлиоза и Ивана
Николаевича Понырева (Бездомный). Одновременно писатель упоминает о том, что
эти герои, «попав в тень чуть зеленеющих лип», «бросились к пёстро раскрашенной
будочке».
Стоило ли упоминать
столь незначительную, на первый взгляд, деталь, обращая внимание читателя на
липы? Наверное, стоило, поскольку это описание передаёт читателю некоторые
важные сведения.
Во-первых, в данном
случае зелень представляет собой тревожный знак, особенно если учесть слова о
«странности этого страшного майского вечера» и упоминание того, что «во всей
аллее, параллельной Малой Бронной улице, не оказалось ни одного живого
человека». Исходя из текста, можно сделать вывод о предстоящем несчастье,
которое непременно должно случиться и которого нельзя избежать.
Во-вторых, зелёный цвет
символизирует присутствие злых колдовских сил, и это предположение
оправдывается, когда перед нами предстаёт Воланд, умевший предсказывать
будущее, знавший всё прошлое, немного странный в настоящем. Наверное, автор
обращает внимание на то, что левый глаз, «зелёный, у него совершенно безумен»,
с целью показать читателю правдивость его слов о том, что он – специалист по
чёрной магии.
Как мы видим, в тексте
зелёный цвет очень часто сопровождает появление Воланда, как и чёрный. И отсюда
можно предположить, что значение этого цвета в этом случае заключается не в
приобретении надежды и новой, лучшей жизни, а в колдовстве, магии, которую
успешно применяет и сам Воланд, и его свита в лице Фагота, Бегемота и Азазелло.
Вспомните появление
чёрного мага, за которым вскоре последовала его свита, в квартире Степана
Лиходеева, директора театра Варьете, у которого перед визитом профессора чёрной
магии «в голове гудел тяжёлый колокол, между глазными яблоками и закрытыми
веками проплывали коричневые пятна с огненно-зелёным ободком». Предчувствовал
ли директор приход таинственного незнакомца, или употребление огненно-зелёного
представляет собой лишь художественную деталь, помогающую предать плохое
состояние директора театра? Конечно же, возможна и такая трактовка, но при этом
значение рассматривается поверхностно, не как символ. Важен и оттенок цвета
(огненно-зелёный), применённый при описании. Огонь в сочетании с зеленью даёт
более глубокое значение: если зелень говорит просто о магии или, в крайнем
случае, о смерти человека (духовной или физической), то огонь подразумевает ещё
и связь с подземным миром – с миром дьявола, кем и является Воланд.
Однако не всегда цвет
имеет несколько различное значение (например, зелёный цвет – это или тревожный
знак, или болезнь, или гибель), иногда смысл чётко определён, в доказательство
чему можно привести появление в повествовании ещё одного персонажа – мёртвую
девицу, члена шайки Воланда. Чтобы лучше понять значение этого образа, и его
связь с рассматриваемым цветом, обратимся к следующей цитате из главы «Слава
петуху!»: «Рука её стала удлиняться, как резиновая, и покрылась трупной
зеленью. Наконец зелёные пальцы мертвой обхватили головку шпингалета, повернули
её, и рама стала открываться. Римский слабо вскрикнул, прислонился к стене и
портфель выставил вперёд, как щит. Он понимал, что пришла его гибель». В данном
случае зелень означает не что иное, как приближающуюся смерть героя, о чём
прямо говорит Булгаков.
Упоминание зелёного
цвета имеет место и при описании состояния Понтия Пилата. Стоит отметить тот факт,
что в данном случае писатель использует зеленый цвет в двояком значении, что мы
сейчас попытаемся рассмотреть. Вспомните следующие слова автора о самочувствии
прокуратора во время разговора с Иешуа Га-Ноцри: «Пилату показалось, что
исчезли розовые колонны балкона и кровли Ершалаима вдали, внизу за садом, и всё
утонуло вокруг в густейшей зелени капрейских садов». С одной стороны, внезапно
вспыхнувший зеленью сад говорит о надежде прокуратора Иудеи на возможность
спасти Иешуа от казни, заключив его в тюрьму в Кесари Стратоновой на
Средиземном море, где и находилась его резиденция, ведь не смотря на противоречащие
интересам власти речи, произносимые Га-Ноцри, Пилат испытывал к нему некоторую
симпатию и даже уважение. Рассматриваемый цвет олицетворяет надежду также
тогда, когда Пилат разговаривает с первосвященником Каифой. Обратите внимание
на следующие слова: «Пропали кипарисы, окаймляющие верхнюю террасу, и
гранатовое дерево, и белая статуя в зелени, да и сама зелень». Стоит отметить,
что эти слова автор пишет именно в тот момент, когда Каифа даже после третьей
просьбы Пилата отказывается помиловать Га-Ноцри и выражает своё окончательное
решение отпустить в связи с наступающим праздником Вар-раввана, разбойника и
убийцу. «Растаявшая» зелень символизирует утрату прокуратором последней надежды
на спасение мудреца. С другой стороны, описание капрейских садов приводится
Булгаковым как раз в тот момент, когда прокуратор осознаёт, что за выступление
против «великого кесаря», даже в честь праздника Пасхи Иешуа не будет отпущен,
вот почему в его голове пронеслась мысль: «Погиб!.. Погибли!» Пилат имел в виду
не только осуждённого, но и самого себя, не сумевшего защитить невинного лишь
по той причине, что ему была дорога его репутация, его положение и он не мог
пойти против власти. То есть зелёный в этом случае передает тревогу. [9; С. 93]
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6 |