Курсовая работа: Значение символики цвета в романе М.А. Булгакова "Мастер и Маргарита"
Третья
редакция «Мастера и Маргариты», начатая во второй половине 1936 года, или в
1937году, первоначально называлась «Князь тьмы», но уже во второй половине 1937
года появилось хорошо известное теперь заглавие «Мастер и Маргарита». В мае -
июне 1938 года фабульно завершенный текст «Мастера и Маргариты» впервые был
перепечатан. Авторская правка машинописи началась 19 сентября 1938 года и
продолжалась с перерывами почти до самой смерти писателя. Булгаков прекратил ее
13 февраля 1940 года, менее чем за четыре недели до кончины, на фразе
Маргариты: «Так это, стало быть, литераторы за гробом идут?» Фабульно «Мастер и
Маргарита» - вещь завершенная, в ней остались лишь некоторые мелкие несоответствия.
По признанию
самого М. Булгакова, «Мастер и Маргарита», последний, «закатный» роман стал для
него главным делом жизни, призванным определить его судьбу, хотя в перспективе
публикации романа писатель далеко не был уверен. Так, после наступления болезни
(нефросклероза, сгубившего его отца, А. И. Булгакова) Михаил Афанасьевич на
одной из страниц рукописи сделал заметку: «Дописать, прежде чем умереть!», но,
увы, как и его Мастер, писатель не увидел свой роман опубликованным. Но в
отличие от своего литературного героя, Булгаков не отказался от своего
творения, не предал его. Он умирал с надеждой, что его книга дойдет до
читателя, он верил в свою Маргариту - Елену Сергеевну (третью жену), которая
сохранит рукопись и даст ей жизнь. Писатель хотел, чтобы потомки узнали про его
роман. Слова «чтобы знали…» относились к его «закатному» роману и были одними
из последних в жизни великого писателя. [10; С. 118]
По всей
видимости, в 30-е годы Булгаков предчувствовал свою смерть и потому осознавал
«Мастера и Маргариту» как «последний закатный» роман, как завещание, как свое
главное послание человечеству. Работа над романом заняла около 10 лет, и
результатом стал шедевр мировой литературы, отражающий уникальную философскую
концепцию мира и особенную трактовку Евангелия.
Кроме того,
особенного внимания заслуживают персонажи произведения и связанная с ними
цветовая символика.
1.2
Значение символики цвета в романе
Важное
значение в романе играет символика цвета. Выморочность жизни в тоталитарной
стране передается зачастую через назойливую, дисгармоничную пестроту красок,
тревожащих, раздражающих человека: «пестро раскрашенная будочка с надписью
«Пиво и воды», «обильная желтая пена абрикосовой», «старинный двухэтажный дом
кремового цвета», собака «цвета папиросного пепла», «пожилая, доедаемая
малокровием девушка в оранжевом шелковом измятом платьице», «режиссер с лиловым
лишаем во всю щеку».
Но
стоит Булгакову коснуться «вечных» тем, философских проблем, как цветовая гамма
приобретает классическую четкость и контрастность. Один из самых выразительных
образов романа — плащ Понтия Пилата, в котором он появляется на страницах
романа Мастера («в белом плаще с кровавым подбоем») — и плащ Воланда —
«траурный плащ, подбитый огненной материей». Кроваво красный подбой плаща
Понтия Пилата, вдобавок к тому, отраженный в «черно-красной луже вина из разбитого
кувшина» перед ним, настраивает читателя на соответственное восприятие его
малодушного молчания как кровавого преступления. Огненный подбой плаща Князя
Тьмы — символ его принадлежности к Космосу, Вечности, так как огонь — одна из
первооснов бытия.
При
описании Воланда и его свиты преобладает черный цвет — традиционный цвет зла,
колдовства, скорби: не говоря уже о преобладании этого цвета в одежде Воланда и
его свиты, он сопровождает и множество деталей быта, и описание состояния
героев. Трость Воланда украшает «черный набалдашник в виде головы пуделя»,
прокуратора — перстень с черным камнем; медальон с изображением черного пуделя
повесят Маргарите на грудь перед балом; «ночь закрывает черным платком леса и
луга»; «черная тоска сразу подкатила к сердцу Маргариты»; голубые глаза Низы,
выманившей Иуду на свидание, кажутся ему черными. Побеждает всю эту черноту золотой
свет полной луны, заливающей потоками света весь мир, приносящей недолгое
успокоение Ученику Мастера Ивану. [7; С. 45]
Используя
мотивы, приемы, даже персонажей, известных мировой литературе, от Воланда до
Малюты Скуратова, Булгаков строит оригинальное повествование, решая вновь и
вновь вечные проблемы добра и зла, прекрасного и безобразного, верности и
предательства, жизни и смерти, знания и веры, науки и невежества.
Грани
между этими противоположными понятиями зачастую размыты, противоречивы: страшна
в справедливом гневе Маргарита, крушащая квартиры литераторов и напугавшая
мирно спящего ребенка, ставшая ведьмой от горя и несчастий, поразивших ее;
Князь Тьмы, несмотря на свое предназначенье, совершает добрые и благородные
поступки, помогая влюбленным обрести друг друга и предрекая роману Мастера
долгую и счастливую судьбу.
2.
Цветовое «оформление» романа «Мастер и Маргарита»
Для того чтобы читатель
лучше воспринимал произведение, лучше понимал и ощущал настроение текста,
Булгаков, как и многие другие писатели, использует художественную деталь, одной
из составных частей которой является цветовое «оформление».
Цветопись - концепция,
в которой нашла свое логическое завершение собственная теория цвета.
Цветопись - это
абсолютизирование цвета, его внутренней энергетики и светоносности, а также
нейтральность форм, равнозначная их отсутствию. На холсте остаются пустые
формы, подобные геометрическим фигурам или знакам, символам. Единственное, что
наполняет их - это сияющие цвета, которые становятся не только смыслом
предметов-форм, но и всей картины в целом. Это согласуется с характерным
стремлением сделать произведение не только изображением, но и самодостаточной
вещью, «особой предметной реалией».
Цвета в своём
применении универсальны: они могут сообщать читателю и некоторые мысли, и
передавать настроение, ощущения. Если говорить о романе «Мастер и Маргарита»,
то в нём встречаются синий, жёлтый, золотой, серый, зелёный цвета, но чаще
всего – чёрный и белый.
Даже из количественного
соотношения можно сделать вывод, что основная проблема, причём существующая не,
только сегодня, но и во все времена, – проблема борьбы добра и зла, света и
тьмы. Остальное же – всего-навсего небольшие трудности, не сравнимые по своему
масштабу с вечной войной. Однако это не единственная мысль автора, переданная
при помощи цветов, некоторые из которых мы сейчас рассмотрим.
Необходимо помнить, что
любой цвет обладает амбивалентностью, то есть в определенной ситуации может
приобретать значение, противоположное общепринятому.
2.1
Желтый цвет
Желтый цвет
олицетворяет беспорядочный, хаотический выброс энергии (в противоположность
красному, который бьет в одну точку). Отсюда словосочетания «желтый дом» -
психушка, «желтый билет» для проституток, «желтая пресса» и пр.
С другой стороны, в
сочетании с красным желтый дает оранжевый – цвет радости (легкомыслие и
агрессивность взаимно уравновешивают друг друга).
Жёлтый символизирует
солнце, тепло, с одной стороны, и тревогу, ложь – с другой. Но если говорить
конкретно о романе «Мастер и Маргарита», то Булгаков в основном употребляет
данный цвет во втором значении. Это подтверждается многими примерами. Так,
перед встречей с Воландом, абрикосовая вода, которую купили Иван Николаевич и
Берлиоз, «дала обильную жёлтую пену», предвещая неприятности, довольно-таки
крупные по своим масштабам. Когда пропал финансовый директор театра Варьете
Римский, в кабинет вбежала собака, «оскалив чудовищные желтоватые клыки», что
символизировало то, что далеко не все беды позади и предстоят ещё немалые
трудности, причём не только в связи с поиском пропавших сотрудников театра.
Стоит также упомянуть некоторых посетителей Грибоедова прямо перед получением
известия о смерти Берлиоза и появлением в нём Воланда: «Заплясал
Жуколов-романист с какой-то киноактрисой в жёлтом платье», «Бескудников…
показал его соседу, поэту Двубратскому,… болтающему ногами, обутыми в жёлтые
туфли».
Достаточно часто
встречается жёлтый цвет и в повествовании о Понтии Пилате («Пилат усмехнулся
одною щекой, оскалив жёлтые зубы», «…на желтоватом его бледном лице выразился
ужас», «краска выступила на желтоватых щеках Пилата»), когда он пытался
выяснить степень виновности Га-Ноцри и то, правомерно ли обвинение. В данном
случае цвет способствует пониманию того, что Иешуа не будет оправдан ни
Пилатом, ни первосвященником, решившим в честь Пасхи помиловать Вар-равана,
убившего стража.
Однако иногда жёлтый
символизирует не что иное, как душевную теплоту. Наиболее чётко этот смысл
проявляется в следующей цитате: «Повинуясь этому жёлтому знаку, я тоже свернул
в переулок и пошел по её следам». Здесь речь идёт о преддверии знакомства
Мастера с Маргаритой, чьё очарование и привлекло писателя. Знак тем самым стал
символом приходящей любви, разгоревшейся между двумя людьми, которые сумеют
преодолеть многие трудности и остаться вместе. Но «жёлтая грязная стена»,
встретившаяся Мастеру, когда Маргарита внезапно спросила его, что он думает о
цветах в её руке, предвещала уже не беззаботное счастье, не омрачённое никакими
неприятностями, а наоборот, многочисленные препятствия на их пути к
воссоединению. Что касается жёлтого цвета самих цветов, то он в данном случае
имеет сразу два значения: с одной стороны, он символизирует искренние чувства
Маргариты по отношению к создателю романа о Понтии Пилате, с другой – тревогу,
возможные несчастья. [14; С. 38]
Символика
желтого цвета определяется двумя полюсами его оттенков. С одной стороны, это
теплый красно-золотой желтый цвет жизни. С другой, это холодный и резкий, или
же блеклый и грязный желтый цвет болезни и смерти.
Первичный
опыт переживания желтого цвета жизни связан, по Обухову, прежде всего, с
переживанием солнечного света и, тем самым, - света вообще. Изо дня в день с
каждым восходом солнца из темноты ночи вновь возрождаются все цвета. Блестящий,
сверкающий желтый цвет переживается, когда свет играет в облаках или отражается
в воде. Когда солнце появляется из-за облаков, в то же мгновение становится
теплее. Таким образом, действие желто-золотых лучей солнца неизменно связано с
теплом, просветлением, распространением чего-то приятного. С распространением
света и просветлением связана символика золотого желтого цвета. С солнечной
символикой желтого цвета связано также воздействие солнечного света на землю,
вегетацию и плодородие. Весна начинается с изобилия желтых цветов: желтых звезд
мать-и-мачехи, желтых нарциссов, тюльпанов, крокусов, первоцветов (примулы). В
германской мифологии эти цветы посвящались богине весны Фрейе.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6 |