Курсовая работа: Жизнь и творчество Л.Н. Толстого
Конфликт главного героя со своей средой носит совсем иной
характер. Почти не показанная в повести, отвергнутая в самом ее начале, эта
московская барская жизнь все время памятна Оленину и предъявляет на него свои
права — то в соболезнующих письмах друзей, боящихся, как бы он не одичал в
станице и не женился на казачке, то в пошлых советах приятеля Белецкого. В
станице Оленин “с каждым днем чувствовал себя... более и более свободным и
более человеком”, но “не мог забыть себя и своего сложного, негармонического,
уродливого прошедшего”.!
Путь идейных и нравственных исканий положительного героя
Толстого не завершается с его отъездом из станицы Новомлинской. Он будет
продолжен Андреем Болконским, Пьером Безуховым в романе «Война и мир», Левиным
в романе «Анна Каренин» и Нехлюдовым в романе «Воскресение».
Заглавие — «Казаки» — вполне соответствует содержанию и
пафосу произведения. Любопытно, что, выбирая в ходе работы разные названия,
Толстой, однако, ни разу не остановился на “Оленине”.
Тургенев, считавший Оленина лишним лицом в “Казаках”,
был, конечно, неправ. Идейного конфликта повести не было бы без Оленина, Но тот
факт, что в жизни казачьей станицы Оленин — лишнее лицо, что поэзия и правда
этой жизни существуют и выражаются независимо от него,— несомненен. Не только
для существования, но и для самосознания казачий мир не нуждается в Оленине.
Этот мир прекрасен сам по себе и сам для себя.
Эпически величавое описание истории и быта гребенских
казаков развертывается в первых главах повести вне какой-либо связи с историей
жизни Оленина, Впоследствии —в столкновении казаков с абреками, в замечательных
сценах уборки винограда и станичного праздника, в войне, труде и веселье
казаков — Оленин выступает как сторонний, хотя и очень заинтересованный
наблюдатель. Из уроков Брошки познает он и жизненную философию, и мораль этого
поразительного и такого привлекательного для него мира.
Исторически жизнь гребенских казаков сложилась так, что
их столкновения с соседями-горцами, защита от нападений абреков и походы на ту
сторону, за Терек, были неизбежны, Постоянная опасность и необходимость
защищать плоды своего труда развили в характере казаков удаль и молодечество.
Вместе с Ерошкой, который в молодые годы сам был первым джигитом, автор
любуется удалью Лукашки и преисполнен уважения к храбрости врагов — горцев. Но
считает, что все люди должны жить в мире. Как и многие другие самые дорогие
Толстому мысли, эта мысль высказана Ерошкой: “Все бог сделал на радость
человеку. Ни в чем греха нет. Хоть с зверя пример возьми. Он и в татарском
камыше и в нашем живет. Куда придет, там и дом. Что бог дал, то и лопает- А
наши говорят, что за это будем сковороды лизать. Я так думаю, что все одна
фальшь”. Надо жить и радоваться, потому что “сдохнешь...— трава вырастет на
могилке, вот и все”.
Повесть утверждает красоту и значительность жизни самой
по себе. Ни одно из созданий Толстого не проникнуто такой молодой верой в
стихийную силу жизни и ее торжество, как “Казаки”. И в этом смысле кавказская
повесть намечает прямой переход к “Войне и миру”.
Впервые в своем творчестве Толстой создал в “Казаках” не
беглые зарисовки народных типов, а цельные, ярко очерченные, своеобразные, не
похожие друг на друга характеры людей из народа — величавой красавицы Марьяны,
удальца Лукашки, мудреца Ерошки.
С самого начала повесть создавалась в полемике с
романтическими сочинениями о Кавказе. Вместо воображаемых поэтических картин в
духе Бестужева-Марлинского, “Амалат-беков, черкешенок, гор, обрывов, страшных
потоков и опасностей”, рисующихся Оленину, когда он едет на Кавказ, ему
предстояло увидеть настоящую жизнь, подлинных людей и окружающую их природу. Но
эти действительные образы были не менее, а только иначе поэтичны. Воспроизвести
поэзию реальности для Толстого — важнейшая художественная задача. “Казаки” —
одна из самых поэтических его книг.
2.3 «Война и мир»
«Война и мир» — одно из немногих в мировой литературе XIX
века произведений, к которому по праву прилагается наименование романа-эпопеи.
События большого исторического масштаба, жизнь общая, а не частная составляют
основу ее содержания; в ней раскрыт исторический процесс, достигнут необычайно
широкий охват русской жизни во всех ее слоях, и вследствие этого так велико
число действующих лиц, в частности персонажей из народной среды; в ней показан
русский национальный быт, и, главное,— история народа и путь лучших
представителей дворянского класса к народу являются идейно-художественным
стержнем произведения.
Персонажи романа «Война и мир» делятся не на
положительных и отрицательных, даже не на хороших и дурных, но на изменяющихся
и застывших. Придворная и светская среда критикуется в романе, прежде всего
потому, что люди этой среды живут “призраками, отражениями жизни” и потому
неизменны.
«Война и мир» создается в 1860-х гг. Первоначально первые
две части романа были напечатаны под названием «1805 год» в «Русском вестнике»
(1865, №№ 1 и 2; 1866, №№ 2, 3 и 4), затем печатание в журнале приостановилось;
продолжая работать над романом, Толстой предполагал его назвать «Все хорошо,
что хорошо кончается»; отдельным изданием роман под своим окончательным
заглавием вышел в 1867 (три тома), 1868 (четвертый том) и 1869. Для работы над
источниками романа и наблюдением за печатанием его Толстой несколько раз ездил
в Москву, а в сентябре 1867 выезжал в Бородино для изучения Бородинского поля в
связи с описанием сражения. Работа над романом продолжалась в общей сложности
около шести лет.
Эпилог романа «Война и мир» - это гимн Толстого духовным
основам семейственности как высшей форме единения между людьми. В семье как бы
снимаются противоположности между супругами, в общении между ними
взаимодополняется ограниченность любящих душ. Такова семья Марьи Болконской и
Николая Ростова, где соединяются в высшем синтезе столь противоположные начала
Ростовых и Болконских. Прекрасно чувство "гордой любви" Николая к
графине Марье, основанное на удивлении "перед ее душевностью, перед тем,
почти недоступным" для него, "возвышенным, нравственным миром, в
котором всегда жила его жена". И трогательна покорная, нежная любовь Марьи
"к этому человеку, который никогда не поймет всего того, что она понимает,
и как бы от этого она еще сильнее, с оттенком страстной нежности, любила
его".
В эпилоге «Войны и мира» под крышей лысогорского дома
собирается новая семья, соединяющая в прошлом разнородные ростовские,
болконские, а через Пьера Безухова еще и каратаевские начала. "Как в
каждой настоящей семье,- пишет Толстой,- в лысогорском доме жило вместе несколько
совершенно различных миров, которые, каждый удерживая свою особенность и делая
уступки один другому, сливались в одно гармоническое целое. Каждое событие,
случавшееся в доме, было одинаково - радостно или печально - важно для всех
этих миров; но каждый мир имел совершенно свои, независимые от других, причины
радоваться или печалиться какому-либо событию".
Это новое семейство возникло не случайно. Оно явилось
результатом общенационального единения людей, рожденного Отечественной войной.
Так по-новому утверждается в эпилоге связь общего хода истории с
индивидуальными, интимными отношениями между людьми. 1812 год, давший России
новый, более высокий уровень человеческого общения, снявший многие сословные
преграды и ограничения, привел к возникновению более сложных и широких семейных
миров. Каратаевское принятие жизни во всей ее пестроте и многосложности,
каратаевское умение жить в мире и гармонии со всеми присутствует в финале
романа-эпопеи. В разговоре с Наташей Пьер замечает, что Каратаев, будь он жив
сейчас, одобрил бы их семейную жизнь.
Как во всякой семье, в большом лысогорском семействе
возникают порою конфликты и споры. Но они носят мирный характер и лишь
укрепляют прочность семейных основ. Хранителями семейных устоев оказываются
женщины - Наташа и Марья. Между ними есть прочный духовный союз. "Мари,
это такая прелесть! - говорит Наташа.- Как она умеет понимать детей. Она как
будто только душу их видит". "Да, я знаю,- перебивает графиня Марья
рассказ Николая о декабристских увлечениях Пьера.- Мне Наташа рассказала".
Когда между Николаем и Пьером возникает спор, едва не переходящий в ссору,
именно женщины гасят его, переводят в мирное русло. "А я нынче скверно
себя вел,- делится случившимся Николай Ростов.- Мы заспорили с Пьером, и я
погорячился".- "По-моему, ты совершенно прав. Я так и сказала Наташе.
Пьер говорит, что все страдают, мучатся, развращаются и что наш долг помочь
своим ближним. Разумеется, он прав,- говорила графиня Марья,- но он забывает,
что у нас есть другие обязанности, ближе, которые сам Бог указал нам, и что мы
можем рисковать собой, но не детьми".
"У Николеньки есть эта слабость, что если что не
принято всеми, он ни за что не согласится",- успокаивает Пьера Наташа. Так
женские сердца, охраняя гармонию семейной жизни, урезонивают разгорячившихся
мужчин и смягчают домашние конфликты. Первоначально Толстой даже хотел назвать
свой роман "Все хорошо, что хорошо кончается". Эпилог как будто бы
подтверждает мысль писателя о счастливом итоге жизни героев в новом,
благополучном семействе. Однако, поразмыслив, Толстой все же пришел к другому
названию – «Война и мир». Дело в том, что внутри счастливого семейства Толстой
обнаружил зерно таких противоречий, которые ставили под сомнение возникший в
ходе войны 1812 года гармоничный мир с народными нравственными традициями в его
основе.
В конце четвертого тома, пройдя через испытания, приняв
каратаевский взгляд, Пьер обретает душевное спокойствие и гармонию:
"Прежде разрушавший все его умственные постройки страшный вопрос: зачем? -
теперь для него не существовал". Но в эпилоге мы видим иное: потребность
мысли, анализа, сомнения вновь вернулась к Пьеру. Он говорит: "Когда меня
занимает мысль, то все остальное забава". Более того, Пьер занят
политической борьбой. Он критикует правительство и охвачен идеей организации
тайного общества из числа свободомыслящих людей его круга. Замыслы его высоки и
честолюбивы: "Ему казалось в эту минуту, что он был призван дать новое
направление всему русскому обществу и всему миру". И когда Наташа
спрашивает Пьера, одобрил ли бы его Платон Каратаев, она слышит в ответ:
"Нет, не одобрил бы". Политические увлечения Пьера - и это чувствуют
Наташа и Марья - ставят под сомнение спокойствие вновь созданной семьи.
Раздраженный от спора с Пьером Николай Ростов произносит пророческие слова:
"Я вот что тебе скажу... Доказать я тебе не могу. Ты говоришь, что у нас
все скверно и что будет переворот; я этого не вижу; но ты говоришь, что присяга
условное дело, и на это я тебе скажу: что ты лучший мой друг, ты это знаешь,
но, составь вы тайное общество, начни вы противодействовать правительству,
какое бы оно ни было, я знаю, что мой долг повиноваться ему. И вели мне сейчас
Аракчеев идти на вас с эскадроном и рубить - ни на секунду не задумаюсь и
пойду. А там суди как хочешь". И хотя спор этот пока не привел к
драматическим последствиям, в нем есть предчувствие будущих общественных
потрясений.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8 |