Курсовая работа: Жизнь и творчество Л.Н. Толстого
В детстве Толстого окружала теплая, семейная атмосфера.
Здесь дорожили родственными чувствами и охотно давали приют близким людям. В
семье Толстых жила, например, сестра отца Александра Ильинична, пережившая в
молодости тяжелую драму: ее муж сошел с ума. Это была, по воспоминаниям
Толстого, "истинно религиозная женщина". "Любимые ее
занятия" - "чтение жития святых, беседа со странниками, юродивыми,
монахами и монашенками, из которых некоторые всегда жили в нашем доме, а
некоторые только посещали тетушку". Александра Ильинична "жила
истинно христианской жизнью, стараясь не только избегать всякой роскоши и
услуг, но стараясь, сколько возможно, служить другим. Денег у нее никогда не
было, потому что она раздавала просящим все, что у нее было".
Еще мальчиком Толстой присматривался к верующим людям из
народа, странникам, богомольцам, юродивым. "...Я рад,- писал Толстой,- что
с детства бессознательно научился понимать высоту их подвига". А главное,
эти люди входили в семью Толстых как неотъемлемая часть ее, раздвигая тесные
семейные границы и распространяя родственные чувства детей не только на
"близких", но и на "дальних" - на весь мир.
"Помню, как казались мне красивы некоторые ряженые и
как хороша была особенно Маша-турчанка. Иногда тетенька наряжала и нас", -
вспоминал Толстой святочные забавы, в которых участвовали господа и дворовые
вместе. В святки наезжали в Ясную Поляну и нежданные гости, друзья отца. Так,
однажды нагрянули всем семейством Исленевы - отец с тремя сыновьями и тремя
дочерьми. Скакали сорок верст на тройках по заснеженным равнинам, тайно
переоделись у мужиков в деревне и явились ряжеными в яснополянский дом.
С детства вызревала в душе Толстого "мысль
народная". "...Все окружавшие мое детство лица - от отца до кучеров -
представляются мне исключительно хорошими людьми,- говорил Толстой.- Вероятно,
мое чистое, любовное чувство, как яркий луч, открывало мне в людях (они всегда
есть) лучшие их свойства, и то, что все люди эти казались мне исключительно
хорошими, было гораздо ближе к правде, чем то, когда я видел одни их
недостатки".
1.3 Отрочество
В январе 1837 года семейство Толстых отправилось в
Москву: пришла пора готовить старшего сына Николеньку к поступлению в
университет. В сознании Толстого эти перемены совпали с трагическим событием:
21 июня 1837 года скоропостижно скончался в Туле уехавший туда по личным делам
отец. Его похоронили в Ясной Поляне сестра Александра Ильинична и старший брат
Николай.
Девятилетний Левушка впервые испытал чувство ужаса перед
загадкою жизни и смерти. Отец умер не дома, и мальчик долго не мог поверить,
что его нет. Он искал отца во время прогулок среди незнакомых людей в Москве и
часто обманывался, встречая родное лицо в потоке прохожих. Детское ощущение
непоправимой утраты вскоре переросло в чувство надежды и неверия в смерть.
Бабушка не могла смириться со случившимся. По вечерам она отворяла дверь в
соседнюю комнату и уверяла всех, что видит его. Но, убедившись в иллюзорности своих
галлюцинаций, впадала в истерику, мучила и себя и окружающих, особенно детей,
и, спустя девять месяцев, не выдержала обрушившегося на нее (*83) несчастья и
умерла. "Круглые сироты,- сокрушались сердобольные знакомые при встречах с
братьями Толстыми,- недавно отец умер, а теперь и бабушка".
Осиротевших детей разлучили: старшие остались в Москве,
младшие вместе с Левушкой вернулись в Ясную Поляну под ласковую опеку Т. А.
Ергольской и Александры Ильиничны, а также немца-гувернера Федора Ивановича
Ресселя, почти родного человека в добром русском семействе.
Летом 1841 года скоропостижно скончалась во время
паломничества в Оптину пустынь Александра Ильинична. Старший Николенька
обратился за помощью к последней родной тетке, сестре отца Пелагее Ильиничне
Юшковой, которая жила в Казани. Та незамедлительно приехала, собрала в Ясной
Поляне необходимое имущество и, прихватив детей, увезла их в Казань. В
Казанский университет из Московского перевелся на второй курс математического
отделения философского факультета и Николенька - второй после тетки опекун
осиротевшей семьи. Тяжело переживала разлуку с детьми Т. А. Ергольская,
оставшись хранительницей внезапно опустевшего яснополянского гнезда. Скучал о
ней и Левушка: единственным утешением были летние месяцы, когда Пелагея
Ильинична привозила в деревню на каникулы с каждым годом взрослевших детей.
1.4 Юность
В 1843 году Сергей и Дмитрий поступили вслед за
Николенькой на математическое отделение философского факультета Казанского
университета. Только Левушка не любил математику. В 1842-1844 годах он упорно
готовился на факультет восточных языков: кроме знания основных предметов
гимназического курса потребовалась специальная подготовка в татарском, турецком
и арабском языках. В 1844 году Толстой не без труда выдержал строгие
вступительные экзамены и был зачислен студентом "восточного"
факультета, но к занятиям в университете относился безответственно. В это время
он сдружился с аристократическими дворянскими детьми, был завсегдатаем балов,
самодеятельных увеселений казанского "высшего" общества и исповедовал
идеалы "комильфо" - светского молодого человека, выше всего ставящего
изящные аристократические манеры и презирающего "некомильфотных"
людей.
Впоследствии Толстой со стыдом вспоминал об этих увлечениях,
которые привели его к провалу на экзаменах за первый курс. По протекции
тетушки, дочери бывшего казанского губернатора, ему удалось перевестись на
юридический факультет университета. Здесь на одаренного юношу (*84) обращает
внимание профессор Д. И. Мейер. Он предлагает ему работу по сравнительному
изучению знаменитого "Наказа" Екатерины II и трактата французского
философа и писателя Монтескье "О духе законов". Со страстью и
упорством, вообще ему свойственными, Толстой отдается этому исследованию. С
Монтескье его внимание переключается на сочинения Руссо, которые настолько
увлекли решительного юношу, что, по недолгом размышлении, он "бросил
университет именно потому, что захотел заниматься".
Он покидает Казань, уезжает в Ясную Поляну, которая досталась
ему после того, как юные Толстые по-братски поделили между собой богатое
наследство князей Волконских. Толстой изучает все двадцать томов Полного
собрания сочинений Руссо и приходит к идее исправления окружающего мира через
самоусовершенствование. Руссо убеждает молодого мыслителя в том, что не бытие
определяет сознание, а сознание формирует бытие. Главный стимул изменения жизни
- самоанализ, преобразование каждым своей собственной личности.
Толстого увлекает идея нравственного возрождения
человечества, которое он начинает с себя: ведет дневник, где, вслед за Руссо,
анализирует отрицательные стороны своего характера с предельной искренностью и
прямотой. Юноша не щадит себя, он преследует не только постыдные свои поступки,
но и недостойные высоконравственного человека помыслы. Так начинается
беспримерный душевный труд, которым Толстой будет заниматься всю жизнь.
Дневники Толстого - своего рода черновики его писательских замыслов: в них изо
дня в день осуществляется упорное самопознание и самоанализ, копится материал
для художественных произведений.
Дневники Толстого нужно уметь читать и понимать
правильно. В них писатель обращает главное внимание на пороки и недостатки не
только действительные, но подчас и мнимые. В дневниках осуществляется
мучительная душевная работа по самоочищению: как и Руссо, Толстой убежден, что
осмысление своих слабостей является одновременно и освобождением от них,
постоянным над ними возвышением. При этом с самого начала между Толстым и Руссо
намечается существенное различие. Руссо все время думает о себе, носится со
своими пороками и, в конце концов, становится невольным пленником своего
"я". Самоанализ Толстого, напротив, открыт навстречу другим. Юноша
помнит, что в его распоряжении находится 530 душ крепостных крестьян. "Не
грех ли покидать их на произвол грубых старост и управляющих из-за планов
наслаждения и честолюбия... Я чувствую себя способным быть хорошим хозяином; а
для того, чтобы быть им, как я разумею это слово, не нужно ни кандидатского
диплома, ни чинов..."
И Толстой действительно пытается в меру своих еще наивных
представлений о крестьянине как-то изменить народную жизнь. Неудачи на этом
пути найдут потом отражение в неоконченной повести "Утро помещика".
Но для нас важен сейчас не столько результат, сколько направление поиска. В
отличие от Руссо, Толстой убеждается, что на пути бесконечных возможностей
морального роста, данных человеку, "положен ужасный тормоз - любовь к себе
или скорее память о себе, которая производит бессилие. Но как только человек
вырвется из этого тормоза, он получает всемогущество".
Преодолеть, изжить этот "ужасный тормоз" в
юношеские годы было очень трудно. Толстой мечется, впадает в крайности.
Потерпев неудачу в хозяйственных преобразованиях, он едет в Петербург, успешно
сдает два кандидатских экзамена на юридическом факультете университета, но
бросает начатое. В 1850г. он определяется на службу в канцелярию Тульского
губернского правления, но служба тоже не удовлетворяет его.
1.5 Молодость на Кавказе
Летом 1851 года приезжает в отпуск с офицерской службы на
Кавказе Николенька и решает разом избавить брата от душевного смятения, круто
переменив его жизнь. Он берет Толстого с собою на Кавказ.
Братья прибыли в станицу Старогладковскую, где Толстой
впервые столкнулся с миром вольного казачества, заворожившим и покорившим его.
Казачья станица, не знавшая крепостного права, жила полнокровной общинной
жизнью.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8 |