Курсовая работа: Влияние современной детской литературы на детей
А) герой - ребенок;
Б) герой сам приходит к
своему создателю;
В) авторы, как правило,
не были детскими писателями;
Г) обращенность одновременно
к детям и к взрослым;
Д) одна из центральных проблем
- взаимоотношения взрослых и детей;
Е) разнообразие языковых
приемов, словесная игра;
Ж) пародия;
З) отступление от правила
"счастливого конца".
Нетрудно определить, что
всеми вышеперечисленными чертами обладают и сказки Дж. Ролинг.
Но для того, чтобы литературное
произведение стало феноменом в мире литературы, недостаточно только следовать нормам
и соответствовать образцам. Внося вклад в развитие литературы, произведение должно
содержать элементы новаторства в той или иной области поэтики. Ролинг создает свой
волшебный мир, в котором действуют свои законы и правила. Мифология Ролинг основана
на мифологических и литературных традициях предшествующих поколений, и в то же время,
это принципиально новое оформление уже известных образов, сюжетов, мотивов.
Пожалуй, самым спорным вопросом,
касающимся литературных достоинств книг о Гарри Поттере, является вопрос об идейно
основе этого произведения. Высказываются различные точки зрения, например: А) основная
идея стара как мир - это борьба Добра и Зла; Б) книга отражает суть жизни европейский
школ-интернатов и главная проблема в ней - адаптация детей к школьной жизни; В)
история приключений детей в волшебной стране есть перифраз Священного Писания; Г)
история Гарри Поттера - это иллюстрация развития личности, проблем самостановления,
саморазвития, утверждения собственной индивидуальности. Добро и Зло здесь борются
не только в мировом масштабе, но и в границах сознания каждого человека. Д) Просто
будь собой! - главное правило, которое говорит директор школы волшебства Хогвартс
Дамблдор Гарри Поттеру, и вместе с тем, главная идея произведения. Все приведенные
высказывания справедливы в отношении сказки Дж. Ролинг, но не правомерно отдавать
предпочтение одной из них: они дополняют друг друга, представляют комплекс идей
произведения. Но нам хотелось бы отметить другую особенность сказки - это новый
взгляд на категорию детства. Дети, наконец, предстают здесь не как образцы идеальности,
невинности. Детство в "Гарри Поттере" не волшебный мир, в который взрослым
хочется вернуться, но сложный, с массой своих проблем, период жизни человека. Детские
характеры, созданные Джоан Ролинг, поражают своей психологической сложностью. Так
книга о Гарри Поттере не просто позволяет детям оказаться в волшебном мире, быть
наблюдателями чудесных приключений, но всем своим содержанием повествует о перипетиях
и сложностях их детского мира, особенностях детской субкультуры. В отличие от укоренившейся
традиции литературной сказки противопоставлять мир взрослых и мир детей, Ролинг
делает взрослых полноправными участниками волшебных приключений, но правда, лишь
тех взрослых, которые способны верить в чудеса и использовать их в повседневной
жизни (то есть магов, а не маглов).
Итак, первый фактор, способствующий
успеху книги Дж. Ролинг о Гарри Поттере - ее литературно-художественные достоинства
- действительно является основополагающим.
2) Вторым фактором феномена
Гарри Поттере является история жизни автора - Джоан Кэтлин Ролинг. Мать-одиночка
без гроша в кармане становится счастливой главой семейства и первой в мире писательницей
миллиардершей. Так жизнь оказывается лучшим пиар-менеджером, а простое стечение
обстоятельств - лучшим пиар-проектом. Знатоки биографии Ролинг утверждают, что если
бы у автора мирового детского бестселлера не было такой истории жизни, то ее надо
было бы придумать. (В основе биографии Ролинг тот же архетипический сюжет о Золушке;
линии жизни Гарри Поттера и его создательницы очень похожи: будучи никем, прозябая
"в чулане под лестницей", они в один прекрасный день просыпаются богатыми
и знаменитыми).
Фактор самой Джоан Ролинг
важен еще и потому, что она оказывается связанной с такой особенностью британской
традиции как дамы-писательницы. Пожалуй, ни одна страна Европы не дала миру столько
замечательных женских имен в области литературы: от сестер Бронте, Джейн Остен,
Джордж Элиот до Виржинии Вульф и Джоан Ролинг.
3) Третьим составляющим
феномена Гарри Поттера стоит назвать рекламную кампанию и производную продукцию,
к которой относятся фильма Криса Коламбуса, компьютерные и ролевые игры, футболки,
плакаты с изображением главных героев книги и тому подобное. Книги Ролинг появились
в конце ХХ - начале ХIХ века, в дни расцвета рыночной экономики и торговых отношений.
Правомерно ли называть рекламу, являющуюся лишь закономерным явлением современным
жизни, главной причиной успеха "Гарри Поттера"? Конечно же, пиар-кампания
способствовала популяризации книги, но вероятнее всего, что это произведение нашло
бы путь к сердцам читателей и без столь мощной рекламной поддержки, пусть на это
было бы затрачено чуть больше времени.
Фильм Криса Коламбуса является
хорошей иллюстрацией к печатному изданию сказки о Гарри Поттере. И хотя режиссер
счел необходимым внести кое-какие изменения в некоторые эпизоды и детали, общая
концепция произведения была сохранена. Об удачной постановке можно судить из высказываний
Ролинг, согласно которым герои фильма явились именно такими, какими их создало авторское
воображение.
Так как сага о Гарри Поттере
еще не закончена, интересно отметить и обратный процесс влияния фильма на некоторые
детали тех частей книги, которые вышли в свет уже после того, как зритель увидел
экранизацию первых частей. Так в первых четырех томах нет указания на то, что нападающий
команды Гриффиндор по квиддичу Алисия Джонсон - черная девочка. И лишь после того,
как Крис Коламбус в силу своего американского менталитета счел необходимым сделать
эту героиню представительницей негроидной расы, в пятой книге "Гарри Поттер
и Орден Феникса" мы читаем:
Из другой производной продукции
достойными являются некоторые книги: "Квиддич: сквозь века", "Волшебные
твари и места их обитания", А. и Э. Кронзек "Настольная книга чародея.
Путеводитель по волшебному миру Гарри Поттера", Д. Колберт "Волшебные
миры Гарри Поттера".
Созданы ролевые игры по
модели школы Хогвартс.
Специалистами NLP как направления
психологии Шугалей Еленой и Косулиной Ольгой создана уникальная программа "Мир
Гарри Поттера", в которой удалось замечательным образом соединить "развитие
когнитивных способностей ребенка, выработку коммуникативных навыков и техник психологической
самокоррекции с восхитительной сказочной игрой, с увлекательным путешествием в неизвестное
и загадочное. Учителя школы приобщают детей к истории культуры, мифологии, символики,
учат видеть мир вокруг себя, учат общению с природой, фитотерапии, ритуалам сна
и снятию психического напряжения."
Примечательным является
тот факт, что, спустя непродолжительное время после выхода в свет сочинения Ролинг,
появляются пародии на "Гарри Поттера" - "Таня Гроттер и магический
контрабас" Дмитрия Емеца, "Барри Троттер и неавторизованная пародия"
Майкла Гербера, "Порри Гаттер и Каменный философ" Андрея Жвалевского и
Игоря Мытько и другие. Достойными пародии оказываются всегда лишь действительно
уникальные явления культуры.
Итак, нами выделены и проанализированы
три главных составляющих феномена Гарри Поттера, а именно: 1) литературно-художественные
достоинства книг Дж. Ролинг; 2) история автора, то есть самой Дж. Ролинг; 3) рекламная
кампания и производная продукция.
Часть II
Анкетирование
В работе был использован
эмпирический метод исследования (анкетирование).Анкетирование предлагалось подросткам
от 12 до 17 лет. В анкетирование принимали участие 25 человек. Цель анкетирования
выяснить предпочтения молодежи определить насколько часто подростки приобретают
книги, где чаще всего покупают, для чего приобретают, что является основным источником
получения информации, о книжных новинках, какое издание является самым знаменитым.
Анкетирование (образец
анкеты)
1.Часто ли вы приобретаете
книги? (Укажите на сколько часто)
2. Где вы чаще всего приобретаете
книги?
3. В каких целях вы приобретайте
книги?
4. Что является для вас
основным источником информации о книжных новинках?
5. Какие литературные издания
вы знаете. (Укажите 1-2 издания)
6. Какие жанры художественной
литературы вы предпочитаете? (укажите 2-3 жанра)
7. Какие жанры художественной
литературы вам не нравятся?
8. Какие жанры нехудожественной
литературы вы предпочитаете?
9. Какие жанры нехудожественной
литературы вам не нравятся?
Вопрос №1
Подавляющее большинство
подростков в возрасте 12- 17 лет (69%) покупают книги не реже одного раза в месяц,
еще около трети покупателей (31%) приобретают книги раз в 2-3 месяца.
Вопрос № 2
Популярными местами покупки
являются книжные супермаркеты (53%), небольшие книжные магазины (28%) и Интернет-магазины
(15%). Любопытно отметить, что около 4% покупателей книг получают книги посредством
буккросинга.
Вопрос № 3
22% покупателей приобретают
книги для своей домашней библиотеки. Многие покупают книги для учебы (15%) и для
разового прочтения (20%). Треть опрошенных приобретает книги для детей (16%), в
подарок (13%) или для работы (14%). И только для 2% принявших участие в исследовании
основным мотивом покупки книги назвали буккросинг.
Вопрос № 4
Для 74% московских покупателей
книг в возрасте 12-14 лет основным источником получения информации о новинках на
книжном рынке является Интернет. Еще около 26% опрошенных узнает о книжных новинках
от друзей и родственников. Интересно, что молодежь в возрасте 15-17 лет несколько
реже узнает о появлении новых книг от родственников (47%), из печатных изданий (36%),
а также по телевиденью или радио (17%).
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6 |