Курсовая работа: Влияние современной детской литературы на детей
Огромную роль в отборе и
восприятии художественной литературы играет ее компенсаторная функция. По тому,
какие книги предпочитает человек, прекрасно видно, чего ему не хватает в реальной
действительности. Дети, а затем подростки и молодежь, стремясь преодолеть обыденность
окружающей жизни, тоскуя о чуде, выбирают сначала волшебные сказки, затем фэнтези
и фантастику. Женщины, замученные бытом, детьми и семьей, читая женские любовные
романы, идентифицируют себя с героиней, удовлетворяют мечту о «прекрасном принце»,
ярком и счастливом финале (несмотря на шаблонность сюжета, образов, и т.д.). Таким
образом, за счет литературы человек добирает недостающее в жизни и тем самым также
обогащает ее!
Направленность личности
сказывается на отборе книг определенных жанров: молодежь, устремленная
в будущее, предпочитает
фантастику; люди старшего поколения, напротив, – книги о прошлом, исторические жанры,
мемуары и т.п.
Возвращаясь к детской литературе,
нельзя не отметить, что традиционно она делится на собственно детскую (книги, написанные
специально для детей) и детское чтение, включающее произведения, первоначально не
адресованные детям, но вошедшие в круг детского чтения (сказки А.С. Пушкина, книги
Дж.P.P.Толкина).
А есть ли обратный процесс?
Среди книг, адресованных детям, мы можем назвать по крайней мере две, что стали
и фактом культуры взрослых, источником вдохновения, предметом исследований и споров.
Это «Алиса в стране чудес» Л.Кэрролла (пример классический) и книги о Гарри Поттере
Дж. К.Ролинг (пример современный).
Вопрос о специфике детской
литературы
Итак, чем же "литература
для детей" отличается от "литературы для взрослых", и существуют
ли здесь принципиальные различия? Вопрос о специфике детской литературы всё ещё
остаётся открытым. Далеко не все исследователи признают за этим явлением право на
самостоятельное существование: детская литература появилась значительно позднее,
чем литература вообще, и в известной мере опиралась на достижения последней. Тем
не менее, нельзя не заметить тематических, стилистических и функциональных различий
между произведениями, адресованными детям, и произведениями, рассчитанными на взрослого
читателя. Эти различия проявляются тем более явственно, чем более юному читателю
адресованы произведения, поэтому представляется уместным говорить о возрастной специфике
детской литературы и выделять несколько групп на основании возраста читателя:
1) книги для самых маленьких,
2) книги для детей 4-7 лет
3) литература для младших
школьников,
4) произведения для подростков.
Литература для младших школьников
Специфика литературы для
младших школьников определяется ростом сознания и расширением круга интересов читателей.
Вчерашние дошкольники становятся учениками, они ещё более активно осваивают окружающий
мир. Произведения для детей семи-десяти лет насыщены новой информацией более сложного
порядка, в связи с этим увеличивается их объём, усложняются сюжеты, появляются новые
темы. На смену стихотворным сказкам приходят сказочные повести, рассказы о природе,
о школьной жизни. Их героями обычно становятся сверстники читателей, эти книги рассказывают
о том мире, в котором протекает жизнь маленького человека. В то же время юный читатель
интересуется и тем, что происходит в большом мире, поэтому ему адресованы всевозможные
детские энциклопедии, в занимательной форме преподносящие новые знания. Вообще занимательность
остаётся главной чертой литературы для детей младшего школьного возраста: они недавно
научились читать, чтение для них - всё ещё труд, и сделать его интересным - одна
из задач автора. Отсюда динамичные сюжеты, сюжеты-путешествия и сюжеты-приключения,
насыщенные событиями, а средством характеристики героя зачастую является не описание,
а диалог. "Что толку в книжке, - говорит десятилетняя Алиса из сказки Льюиса
Кэрролла, - если в ней нет ни картинок, ни разговоров?". Но в это же время
начинает формироваться система ценностей маленького человека, поэтому занимательность
сочетается с усилением поучительного элемента: произведение строится так, чтобы
привести читателя к выводу о том, что можно и чего нельзя, что хорошо и что плохо.
В лучшем случае эта "мораль" не формулируется впрямую, а органически вытекает
из сюжета произведения. Не последнюю роль здесь играет юмор: отрицательные персонажи
изображаются в смешном и нелепом виде.
Произведения для подростков
Главная особенность подросткового
возраста - формирование неповторимой личности, осознание своего места в мире. Подросток
уже не просто получает информацию о мире, он пытается определить своё отношение
к нему. Литература для подростков ставит перед читателем ряд глобальных вопросов
о природе человека и смысле его жизни, и, отвечая на эти вопросы, он учится жить
в мире людей. На первый план в произведениях для подростков выходят человеческие
отношения, в основе сюжета оказываются не только путешествия и приключения, но и
конфликты. Усложняются образы героев, появляются психологические характеристики.
Отходит на второй план оценочный компонент, поучительность и назидательность: подросток
учится мыслить самостоятельно, он не склонен доверять готовым истинам, предпочитая
проверять их на собственных ошибках. Поэтому книги и их герои становятся в этом
возрасте уже не учителями и советчиками, а собеседниками, помогающими выросшему
читателю разобраться в собственных мыслях, чувствах и переживаниях. Характерным
примером прозы, адресованной подросткам, стали повести В. П. Крапивина, рассказывающие
о непростом периоде взросления и конфликтах подросшего ребёнка с миром взрослых
людей.
Итак, о специфике детской
литературы можно говорить на том основании, что она имеет дело с формирующимся сознанием
и сопровождает читателя в период его интенсивного духовного роста. Среди главных
черт детской литературы можно отметить информационную и эмоциональную насыщенность,
занимательность формы и своеобразное сочетание поучительного и художественного компонентов.
Современные реалии в произведениях
для детей
Современная детская литература
живо откликнулась на те перемены, которые сейчас переживает общество, и в произведения
для детей быстро вошли реалии сегодняшней действительности. Как правило, это приметы
взрослой жизни, с которой современный ребёнок знаком не понаслышке. Так детская
литература отражает характерную черту нашего времени - стирание граней между детским
и взрослым миром и быстрое взросление маленького человека.
Вот, например, как начинается
современная сказка - повесть Д. Емца Королева мутантиков: "У взорвавшейся старой
АЭС, от которой остался один фундамент и несколько полуразрушенных блоков, раскинулась
Страна Мутантиков. Ее территория огромна, и где она заканчивается, никто не знает.
Бывали случаи, когда мутантики отправляли экспедиции для исследования дальних земель,
но никто никогда не возвращался, и в конце концов их перестали посылать".
Так в детскую литературу
входит современная реальность - реальность катастроф, криминала, плохих новостей
и рыночных отношений. Однако разные авторы по-разному используют приметы современности
в художественном тексте. Одни играют на тяге юного читателя ко всему опасному и
неизведанному и буквально переносят на страницы своих произведений атмосферу пугающей
действительности, другие создают пародийную картину нашего времени, подчёркивая
тем самым анормальность мира, в котором живут сегодняшние дети.
В то же время литература
для детей обращается и к камерным темам, и на страницах детских произведений вновь
появляются привычные ситуации: ребёнок дома, в детском саду, в школе. Среди сказочных
персонажей можно встретить не только монстриков и мутантиков, но и обычных домашних
животных: "Белый жеребёнок с большими сиреневыми глазами, густой пепельной
гривой и такого же цвета длинными сероватыми ресницами, проснулся далеко заполночь
в незнакомом месте" (Л. Никитина, "Про белого жеребёнка").
Постепенно в детскую литературу
возвращается нормальная реальность, то, что должно окружать маленького человека
в детстве: уютный дом, любящие родители, весёлые друзья. Но это только одна сторона
современной действительности, поэтому и произведения, написанные сегодня, столь
разноплановы и многогранны.
Особенности образов героев
в современной детской литературе
Несмотря на то, что действие
современных произведений для детей нередко разворачивается во взрослом мире, главными
героями этих произведений по-прежнему остаются дети. Это могут быть самые обыкновенные
дети: они ходят в детский сад, не слушаются родителей, спорят со сверстниками. Однако
огромной популярностью у современного читателя пользуются совсем другие герои -
Гарри Потер и его отечественные аналоги. Супергерой с внешностью обычного школьника
не случайно вызывает такой повышенный интерес: он наделён фантастическими способностями
и с лёгкостью решает те проблемы, с которыми каждый ребёнок сталкивается в повседневной
жизни.
Мир второстепенных персонажей
в современных произведениях для детей очень многообразен: здесь и ожившие предметы
домашнего обихода, и говорящие животные, и совсем уж фантастические существа, например,
домовята и мутантики. Наряду с героями нового времени в детской литературе нашлось
место и для сказочных персонажей из прошлого: фей, драконов, принцесс и царей. Но
и эти привычные образы зачастую наполнены современным содержанием, ведут себя соответственно
сегодняшним нормам и хорошо знакомы с разговорной речью: "Я телом только тигр,
а душой будённовец, реинкарнация души, слышала, наверное, о таком опыте, мать за
ногу, - и тигр грязно выругался. - Редко пробивает на разговоры, а с чумазыми я
принципиально не разговариваю, они мне всю жизнь испортили. Ругаюсь паскудно, но
уж извини, себя не переделать" (Г. Генераленко, "Анастасия - дочь купеческая").
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6 |