Курсовая работа: Влияние современной детской литературы на детей
Курсовая работа: Влияние современной детской литературы на детей
Введение
Сегодня в России живет около
40 миллионов детей в возрасте до 18 лет, что составляет почти 27% от общей численности
населения. В какой-то мере они являются заложниками проводимых социально-экономических
реформ и особенно страдают в ситуации переходного периода, поскольку относятся к
наиболее уязвимым в социальном отношении слоям населения. В Конвенции ООН о правах
ребенка (1989г.) говорится о праве детей на культурное развитие, получение образования
и информации.
Нравственное, интеллектуальное,
эстетическое развитие детей и подростков напрямую связано с получаемой ими духовной
пищей. Огромную роль в социализации личности играют средства массовой информации
и книга. Вхождение ребенка в книжную вселенную происходит в первую очередь с помощью
литературы, специально созданной для детей. Именно детская литература питает ум
и воображение ребенка, открывая ему новые миры, образы и модели поведения, являясь
мощным средством духовного развития личности.
Работая над данным рефератом,
я ставила перед собой задачу
1.
Постичь
особенности детской литературы конца XX
–XXI
века
2.
своеобразие
жанров
3.
образы
главных и второстепенных героев
4.
стилистическое
своеобразие
5.
современные
реалии
6.
Понять
как влияет современная детская литература на детей, узнать читают ли наши дети вообще,
какую литературу они предпочитают и почему сама же я не считаю что вся наша современная
детская литература - «дешевое чтиво». И именно поэтому я выбрала этот проект что
бы в следующий раз услышав опять не лестный отзыв о современной литературе я смогла
либо защитить ее либо согласиться.
В данной работе как пример
современной литературы я использовал сагу Джоан Роулинг «Гарри Поттера» так как
это пока лидирующее произведение по прочтению и поступлению критики в ее адрес.
детский литература феномен гарри поттер
Основная Часть
Особенности современной
детской литературы
Литература – это неотъемлемая
часть жизни человека, его своеобразная фотография, которая как нельзя лучше описывает
все внутренние состояния, а также общественные законы и правила поведения. Как и
история, а также общественные группы, литература развивается, изменяется, становится
качественно новой. Нет смысла говорить о том, что современная детская литература
– стихи и проза, лучше или хуже той, которая была ранее. Она просто другая. Сейчас
другие литературные жанры, сейчас другие акценты, которые ставит автор, сейчас другие
авторы, в конце концов. Есть, конечно же, те, кто только и пишет литературные творения,
а их издательством занимаются другие люди. Но как не крути, не те сейчас «Пушкины»
и «Тургеневы», не, то сейчас время.
Литература для детей - явление
сравнительно позднее в нашей отечественной культуре и культуре человечества в целом.
Детская литература- долго
и сложно отделялась от «большой» («общей») литературы, а также от литературы учебной.
Вызывал и вызывает негативные оценки сам факт обособления ее в некую самостоятельную
область, и, как следствие, до сих пор имеют место дискуссии в связи с проблемой
так называемой «специфики
За последние пятнадцать
лет произошло существенное движение, связанное с корректировкой круга детского чтения:
исключены произведения, ориентированные на советскую идеологию, возвращены незаслуженно
«забытые» Николай Вагнер, Дмитрий Минаев, Саша Черный, Осип Мандельштам.
Но, к сожалению, не изменилось
главное: детская литература осталась явлением периферийным, отсутствует внимание
к ее проблемам, нет попыток современного толкования ее феномена. Вопрос о специфике
литературы для детей по-прежнему сводится к повторению истин о динамичном сюжете,
доступности, ясности.
Жанры современной детской
литературы
·
Детектив
·
Сказка
·
Роман
·
Сага
·
Фэнтази
·
Фантастика
·
Новелла
·
Очерк
Детская литература: основные
функции, особенности восприятия, феномен бестселлера
Если путь, прорубая отцовским
мечом,
Ты соленые слезы на ус намотал,
Если в жарком бою испытал,
что почем, –
Значит, нужные книги ты
в детстве читал.
Эта цитата из «Баллады о
борьбе» B.C.Высоцкого как нельзя лучше определяет, какой должна быть настоящая детская
книга. Литературоведение давно выделило основные ее функции, но тем не менее многие
из них по-прежнему либо забываются, либо игнорируются взрослыми (не отсюда ли причина
угасания детского интереса к чтению?).
Итак, одной из важнейших
функций детской литературы является функция развлекательная. Без нее немыслимы и
все остальные: не заинтересовав ребенка, нельзя его ни развивать, ни воспитывать
и т.д. Не случайно в последнее время ученые стали говорить и о гедонистической роли
книги – она должна приносить наслаждение, удовольствие...
Все учителя по праву считают
воспитательную функцию одной из самых главных. «Что делать, чтоб младенец розовый
не стал дубиной стоеросовой?» – спрашивал в свое время В.Берестов. Конечно, читать
ему «нужные книги»! Ведь именно в них содержится «азбука нравственности», из них
во многом ребенок узнает, «что такое хорошо и что такое плохо» (В. Маяковский).
И в то же время, как парадоксально заметил М.Волошин, «смысл воспитания – защита
взрослых от детей»(!).
А излишняя дидактика, как
известно, всегда идет не на пользу художественности: в лучших произведениях для
детей мораль, как в народных сказках, «нигде открыто не высказывается, но вытекает
из самой ткани повествования» (В.Пропп).
Менее популярна, но отнюдь
не менее важна эстетическая функция детской литературы: книга должна привить истинный
художественный вкус, ребенка необходимо знакомить с лучшими образцами искусства
слова. В советские времена эта функция нередко приносилась в жертву идеологии, когда
школьников и даже дошкольников заставляли заучивать наизусть чудовищные с точки
зрения эстетики, но «идеологически правильные» стихи о партии и Октябре, читать
малохудожественные рассказы о Ленине и т.п. С другой стороны, ознакомление только
с лучшими, на взгляд взрослых, образцами классической литературы нередко нарушает
принцип доступности, и в результате ребенок на всю оставшуюся жизнь сохраняет неприязненное
отношение к классике...
И в этом случае, несомненно,
огромна роль взрослого, именно он способен сыграть роль проводника в постижении
ребенком сокровищ мировой и отечественной литературы (даже не предназначенной изначально
для чтения). Пример такого тонкого и эмоционального посредничества великолепно показал
Д.Самойлов в стихотворении «Из детства»
Я – маленький, горло в ангине.
За окнами падает снег.
И папа поет мне: «Как ныне
Сбирается вещий Олег...»
Я слушаю песню и плачу,
Рыдание в подушке душу,
И слезы постыдные прячу,
И дальше, и дальше прошу.
Осеннею мухой квартира
Дремотно жужжит за стеной.
И плачу над бренностью мира
Я, маленький, глупый, больной.
Впечатления детства – самые
крепкие, самые важные, не случайно даже С.Дали писал: «Мертвые мышки, протухшие
ежики моего детства, я обращаюсь к вам! Спасибо! Ибо без вас я вряд ли стал бы Великим
Дали».
При этом важен и обратный
процесс: читая детскую литературу, взрослые начинают лучше понимать детей, их проблемы
и интересы.
«Иногда она помогает взрослым
отыскать в себе забытого ребенка»
(М. Бородицкая)
Не вызывает сомнений познавательная
функция детской литературы: учеными установлено, что до семи лет человек получает
70% знаний и только 30% – за всю последующую жизнь! В отношении художественной литературы
познавательная функция подразделяется на два аспекта: во-первых, существует специальный
жанр научно-художественной прозы, где в литературной форме детям преподносятся те
или иные знания (например, природоведческая сказка В.Бианки). Во-вторых, произведения,
даже не имеющие познавательной направленности, способствуют расширению круга познаний
ребенка о мире, природе и человеке.
Огромна роль иллюстраций
в детской книге. Так, для детей дошкольного возраста объем иллюстраций должен быть
не менее 75%. Не случайно Алиса Л.Кэрролла говорила: «Что толку в книжке, если в
ней нет ни картинок, ни разговоров?». Один из ведущих видов памяти – зрительный,
и внешний облик книги с детства прочно соединялся с ее содержанием (например, трудно
представить «Приключения Буратино» А.Толстого или «Волшебника Изумрудного города»
А.Волкова без иллюстраций Л.Владимирского). Даже взрослый читатель, не говоря уж
о детях, начинает знакомство с книгой именно с внешнего ее оформления (чем сейчас
нередко злоупотребляют коммерческие книгоиздатели, стремящиеся яркостью обложки
компенсировать убогость содержания).
Работая с детской книгой,
нельзя не учитывать и психологических особенностей восприятия детской (и не только
детской) литературы.
Это идентификация – отождествление
себя с литературным героем. Особенно это характерно для подросткового возраста,
но не только: своеобразный пример идентификации мы видим, например, в финале стихотворения
И.Сурикова «Детство».
Это эскапизм – уход в воображаемый
мир книги. Активно осуждаемый в эпоху социализма («зачем уходить в придуманный мир,
когда надо жить в реальном, строя социализм или коммунизм?!»), совершенно иную оценку
он получил в высказывании Дж.P.P.Толкина: «Разве следует презирать человека, который
бежит из темницы, чтобы вернуться домой? Или того, кто, не имея возможности убежать,
думает и говорит о чем-то, не связанном с тюрьмой и тюремщиками?». Прибавляя к своему
реальному миру мир прочитанных им книг, читатель тем самым обогащает свою жизнь,
свой духовный опыт. Особенно склонны к эскапизму поклонники литературы фэнтези,
и в частности того же Дж.P.P.Толкина: устраивая «хоббитские игрища», распределяя
роли, мастеря мечи и кольчуги, они нередко столь глубоко погружаются в этот мир,
что не просто бывает вернуться в реальный (потому, увы, нередки случаи самоубийств
среди толкинистов). Итак, и здесь во многом надо знать меру, чтобы не заиграться
окончательно.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6 |