Курсовая работа: Тема греха и падения в романе К. Маккалоу "Поющие в терновнике"
Курсовая работа: Тема греха и падения в романе К. Маккалоу "Поющие в терновнике"
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение
Основная
часть
Глава
I Тема греха и покаяния в романе
«Поющие в терновнике».
Глава II. Раскрытие
темы греха и покаяния в образах главных героев (Мэгги, Фиона, Ральф)
Глава III Раскрытие темы греха и покаяния в образах второстепенных
героев
Заключение
Библиография
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы: Тема греха и покаяния в литературе актуальна
сегодня потому, что подобные исследования редко проводились русскими
литературоведами на примере произведений зарубежной литературы.
Предмет исследования: произведение Колин Маккалоу «Поющие
в терновнике», образы главных героев, раскрывающих в себе тему греха и покаяния
в романе.
Цель исследования – раскрытие темы греха и покаяния в
романе, анализ образов героев.
Задачи: определить цели исследования; показать
раскрытие темы греха и покаяния в романе, проанализировать образы главных и
второстепенных героев.
Метод исследования: дефинирование, анализ, совмещение
информации из разных источников.
Материал исследования: текст произведения Колин Маккалоу "Поющие
в терновнике».
Проблемы вины, греха, искушения
ставятся в произведениях таких разных писателей как Т.Манн, Ф.Кафка, Х.-Л.
Борхес, Д. Джойс.
Колин Маккалоу родилась 1 июня 1937
года в Австралии, в городе Веллингтоне (Новый Южный Уэльс). С пяти лет
проявляла одаренность в рисовании и поэзии, но родители, в чьей памяти ярко
запечатлелись картины Великой депрессии, настояли, чтобы дочь избрала более
благополучный путь, поэтому Колин, которая также выказывала тягу к науке,
получила медицинское образование и стала заниматься нейропсихологией. В Сиднее,
в Королевской больнице Северного побережья, она основала отделение
нейропсихологии, которым руководила пять лет, затем работала в Лондоне, а,
переехав в США, десять лет вела научные исследования и преподавала в Йельской
медицинской школе.
В 1974 году был опубликован дебютный
роман Колин Маккалоу "Тим", а через три года свет увидели знаменитые
"Поющие в терновнике" - книга стала международным бестселлером, была
переведена более чем на 20 языков и принесла автору признание и славу.
Произведение Колин Маккалоу -
романтическая сага о трех поколениях семьи австралийских тружеников, о людях,
трудно ищущих свое счастье. Воспевающая чувства сильные и глубокие, любовь к
родной земле, книга эта изобилует правдивыми и красочными деталями
австралийского быта, картинами природы.
Роман Колин Маккалоу в своем роде
уникален – он появился в литературе в то время, когда в любовной прозе было в
моде изображение брутальности, натуралистичных подробностей – все то, что
позднее снизило жанр любовного романа и сделало его добычей массовой литературы.
На этом фоне произведение Маккалоу явно тяготеет к романтизму – почти все герои
безупречно красивы, характеры яркие и выдающиеся, образы запоминающиеся.
Любовные отношения героев тоже выписаны в романтическом ключе – с
непреодолимыми препятствиями, и следовательно, исполненные трагичности, с
наложенной печатью страдания, которое писательница понимает как меру платы за
силу чувства (об этом недвусмысленно говорит эпиграф-легенда в начале романа,
старое кельтское сказание).
Глава 1. Тема греха и покаяния в
романе «Поющие в терновнике»
Тема греха и покаяния раскрывается в
романе двусторонне, однако взгляд автора высказывается ясно и без прикрас.
Писательница ясно понимает, что с
точки зрения церкви и религии любовь Мэгги и Ральфа – грех, но дает понять
читателю, что она-то это грехом не считает, скорее трагедией любящих людей, не
имеющих возможности свободно любить друг друга. И хотя наказание за грех
настигает обоих любовников, но тяжесть покаяния несет один Ральф – Мэгги ничуть
ни кается, ни в своей любви, ни в своем грехе. Напротив, свою любовь она мыслит
как победу над суровостью и жестокостью церковных законов, рождение сына – как
вырванное из рук судьбы счастье.
Большинство героев Маккалоу не
склонны к покаянию, они принимают заслуженное или незаслуженно наказание как
должное, встречая удары судьбы лицом к лицу, не жалуясь и не ропща. Они не
каются, но и не бунтуют (за исключением – Мэгги), а воздаяние за грехи несут
покорно, считая это заслуженной платой.
Из главных героев лишь Ральф
относится к покаянию, как к той же обязательной расплате за грехи, как и
наказание. Он не только принимает прикосновение наказующей руки Божьей – он и
сам себя терзает, и это – то в нем, что вызывает любовь Мэгги, Витторио, Дэна,
Лиона. «Думаю, я не встречал больше людей с такой истерзанной душой, как у
Ральфа де Брикассара. В смерти он обретет покой, которого не находил при жизни»
- говорит о нем Витторио, ближайший его друг, знающий его лучше всех, даже
лучше женщины, его любившей.
И хотя и другим героям свойственны муки
покаяния, именно покаяния, а не терзаний от кары, таким героям, как Дэн,
Джастина, Лион, Пэдди, но только Ральф де Брикассар ощущает эту тесную связь
покаяния и веры, греха и падения. Что совсем неудивительно – ведь у него это ,
если будет позволено так выразиться, профессиональная черта. Дэн тоже ощущает
это, но ему не хватает опыта пережитых страданий, он слишком чист и не тронут
жизнью, чтобы всей мерой ощутить муки покаяния, покаяния истинного грешника, а
не «без вины виноватого», какую роль берет на себя Дэн.
Тот же самый случай и у Джастины –
она берет на себе вину, которую не заслужила, но муки ее сильнее, чем у брата,
она тяжелее их переносит. И уж точно с религией ее покаяние мало связано, хотя
вовсе не слабее от этого.
Тема религии и церкви, как тесно
связанные с темой, в романе имеют особое значение и двоякое толкование.
Писательница явно отделяет религию от веры: внешне религиозная Мэри Карсон не
имеет ни капли веры, маленькая Мэгги и ее братья воспринимают религию скорее
как свод законов, обязательных к исполнению, даже глубоко верующий, с восторгом
несущий свой сан отец Ральф воспринимает религию как свое жизненное призвание,
где вера – это ощущение этого призвания, не более того. Среди героев истинно
верующими можно назвать лишь Пэдди и Дэна. Однако мы не можем сказать, что
автор разделила своих героев по принципу «хороший-верующий –
плохой-неверующий». Ни во что не верит Фиона – сломанная жизнь, отсутствие
лицемерия и природная отстраненность характера заставили ее отказаться от
религии ее семьи и не обратиться к религии мужа. Однако автор нисколько ее не
осуждает, скорее сочувствует, высказывая свое отношение к этому факту устами
отца Ральфа, как мы можем увидеть в его диалоге с Фионой:
«-Вы ведь не католичка?
— Нет. Пэдди — католик. Дети, естественно, все до
единого воспитаны в католической вере, пусть это вас не беспокоит.
— Я и не думал беспокоиться. А вам это неприятно?
— Право, мне все равно.
— Сами вы не обратились в католическую веру?
— Я не лицемерка, отец де Брикассар. Я утратила веру в
ту церковь, к которой принадлежала, и не желала обращаться к другой религии,
столь же бессмысленной.
— Понимаю».
Не осуждает Маккалоу и Мэри Карсон,
внешне набожную католичку, внутренне убежденную атеистку, скорее она испытывает
жалость к этому персонажу, несмотря на все темные окраски, которыми обрисован
этот образ.
Отец Ральф, являющийся человеком
верующим, честно выполняющим свой долг слуги Божьего, в то время исполнен
честолюбия и гордыни. Как говорит сам герой, он нарушил все три обета,
приносимые священником при вступлении в сан: обет смирения – возжелав карьеры в
лоне церкви, обет бедности – приняв наследство Мэри Карсон, и обет целомудрия.
Неверующая Джастина импонирует
читателю своим жизнелюбием, дерзостью и яркостью, неверующая Мэгги, мало того –
бросившая вызов церкви в своей борьбе за любовь (можем ли мы говорить о мотиве
богоборчества в произведении? Возможно…) вызывает у читателя сочувствие и
любовь своей силой духа, истинной женской долготерпеливостью, всей трагедией
своей жизни.
Мы видим, что вопросы веры или
неверия не показатель для автора ценности души человеческой. Хотя героев не
католиков в романе почти нет, однако тот единственный, мало-мальски важный из
второстепенных героев, не католик является персонажем скорее отрицательным, вызывающим
неприязнь. Это, конечно же Люк О,Нил. Вот уж кто из героев романа меньше даже
бунтарки Мэгги склонен к покаянию. И видимо, есть какая-то параллель между его
принадлежностью к другой церкви и той бесчувственность, которой наделяет его
автор.
Несмотря на то, что большинство из
героев – люди мало склонные к покаянию, каждый из них хотя бы раз испытал его
со всей силой на себе, иной раз даже не совершая никакого греха, как это мы
видим в случае в Джастиной. Все – но не Мэгги. Даже в самую страшную минуту
(смерть Дэна) Мэгги не испытывает ни покаяния, ни сожаления. Лишь чудовищной
силы горе и заново - собирание сил, чтобы выжить и выстоять, гордо подняв
голову и перед этим ударом. Что-то в этой гордости у Мэгги есть от высокомерия
Мэри Карсон. И однако, пережив не один такой удар, Мэгги все стоит и сохраняет
душу живой, и остается сильной, в отличие от озлобившейся в своей
любви-ненависти Мэри Карсон и ослабевшей и ставшей язвительной Фионы.
Однако смерть Дэна среди его ближайшего круга – кардиналов и Лиона не
мыслится ни как трагедия, ни как воздаяние. Они считают Дэна слишком чистым
даже для покаяния, и потому полагают его смерть как милость Господню. «Я
уверен, Дэн встретил смерть с радостью, не удивительно, что Господь не медлил
долее и поспешил принять его в лоно свое. Да, я скорблю, но не о Дэне. Скорблю
о его матери — вот чьи страдания, должно быть, безмерны! И о его сестре, о
дядьях, о бабушке. Нет, о нем я не скорблю. Преподобный отец О'Нил всю свою
жизнь сохранял едва ли не совершенную чистоту духа и помыслов. Что для него
смерть? — всего лишь вступление в жизнь вечную. Для всех нас этот переход
будет не столь легким» - говорит Витторио Лиону.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6 |