Курсовая работа: Своеобразие поэтики С. Есенина
Я люблю Родину.
Я очень люблю Родину!
В стихотворении “Русь
уходящая” Есенин уже определённо говорит о том старом, что умирает и с
неизбежностью остаётся в прошлом. Поэт видит людей, уверовавших в будущее.
Пусть робко и с опаской, но “они о новой жизни говорят”. Автор всматривается в
кипение изменившейся жизни, в “новый свет”, который горит ”другого поколения у
хижин”. Поэт не только удивляется , но и хочет вобрать в сердце эту новь.
Правда, и теперь в стихотворения он вносит оговорку:
Приемлю всё.
Как есть всё принимаю.
Готов идти по выбитым следам.
Отдам всю душу октябрю и
маю,
Но только лиры милой не
отдам.
И всё же Есенин
протягивает руку новому поколению, молодому, незнакомому племени. Идея
неотделимости своей судьбы от судьбы России выражена поэтом в стихотворении
“Спит ковыль. Равнина дорогая…” и “Несказанное, синее, нежное…”
В книге Ходасевича
упоминается высказывание поэта Д. Семеновского, хорошо знавшего Есенина,
свидетельствующего: “… он говорил, что всё его творчество – о России, что
Россия – главная тема его стихов”. И это было именно так. Все произведения
Есенина – венок из песен, сплетённый Родине.[[10]]
2.1.3.
Тема любви.
Писать о любви Есенин
начал в позднем периоде своего творчества (до этого времени он редко писал на
эту тему). Есенинская любовная лирика очень эмоциональна, экспрессивна,
мелодична, в центре её – сложные перипетии любовных отношений и незабываемый
образ женщины. Поэт сумел преодолеть тот налёт натурализма и богемности,
который был свойственен ему в имажинистский период, освободился от вульгаризмов
и бранной лексики, которая иногда звучала диссонансом в его стихах о любви,
резко сократил разрыв между грубой реальностью и идеалом, который чувствовался
в отдельных лирических произведениях.
Выдающимся творением
Есенина в области любовной лирики стал цикл “Персидские мотивы”, который сам
поэт считал лучшим из всего, что им было создано.
Стихотворения, вошедшие в
этот цикл, во многом противоречат тем строкам о любви, которые звучали в
сборнике “Москва кабацкая”. Об этом свидетельствует уже первое стихотворение
этого цикла – “Улеглась моя былая рана”. В “Персидских мотивах” нарисован
идеальный мир красоты и гармонии, который, при всей своей очевидной
патриархальности, лишён грубой прозы и катастрофичности. Поэтому для отражения
этого прекрасного царства мечты, покоя и любви лирический герой этого цикла
трогателен и мягок.
«Традиция - это всегда
диалог, не исключающий полемику, продолжение начатого предшественником разговора
о жизни, возвращение к поставленным им проблемам и попытка их решения уже на
новом уровне, с иных общественно-исторических и эстетических позиций. Этот
диалог включает в себя отношение к миру и человеку, а не только образно-стилевую
манеру предшественника»,- утверждает К. Шилова. [[11]]
2.1. Фольклор как основа
художественной картины мира в поэзии С. Есенина.
Под окнами
Костёр метели белой.
Мне девять лет.
Лежанка, бабка, кот…
И бабка что-то грустное,
Степное пела,
Порой зевая
И крестя свой рот. (1915)
Опостылеют салазки,
И садимся в два рядка
Слушать бабушкины сказки
Про Ивана-дурака.
И сидим мы, еле
дышим…(1915)
До мальчика доходили и
произведения поэзии, лишённые религиозного содержания. Дед, обладавший
прекрасной памятью, знал кроме духовных стихов великое множество народных песен
и часто их напевал; старуха приживальщица, ухаживавшая за малышом, рассказывала
ему народные сказки.
Народные песни слышал он
из уст матери. Каких только песен она не знала: и шуточных, и величальных, и
игровых, и обрядовых, и полюбовных! Задушевно пела Татьяна Фёдоровна и о
тяжёлой беспросветной женской доле. Щемящей болью отзывались в песнях густые
думы «терпеливой матери», которой судьба послала не одно суровое испытание в её
нелёгкой жизни.
Сергей Есенин и его
сёстры, постоянным спутником которых с колыбели была материнская песня,
незаметно сами приобщались к «песенному слову». Сестра Шура рассказывает:
«Приезжая в деревню, Сергей очень любил слушать, как пела мать, а мы с сестрой
ей подпевали. <…> Песни, которые ему нравились, мы с сестрой часто
напевали и в Москве. Отсюда и возникло название стихотворения «Ты запой мне ту
песню, что прежде…». [[14]]
С пяти лет Сергей
научился читать, и это наполнило новым содержанием его мальчишескую жизнь.
«Книга не была у нас исключительным и редким явлением, как в других избах, -
вспоминал поэт. – Насколько я себя помню, помню и толстые книги в кожаных
переплётах».[15]
Поначалу это были фолианты духовных писаний, но потом пошли книги для домашнего
чтения, и произведения русских классиков.
“Поэт может писать только
о том, с чем он органически связан”. Есенин был связан с русской природой, с
деревней, с народом. Он называл себя “поэтом золотой бревенчатой избы”.
Поэтому, естественно, что народное искусство повлияло на творчество Есенина.
Сама тема стихов
предполагала это. Чаще всего он писал о деревенской природе, которая всегда
выглядит у него простой и незамысловатой. Это происходит потому, что эпитеты,
сравнения, метафоры Есенин находил в народной речи:
За ровной гладью
вздрогнувшее небо
Выводит облако из стойла
под уздцы.
Или:
Воробушки игривые,
Как детки сиротливые.
Часто Есенин использовал
фольклорные выражения: “ковёр шёлковый”, “кучерявая голова”, “девица-краса” и
так далее.
Сюжеты стихотворений
Есенина тоже сходны с народными: несчастная любовь, гадание, религиозные обряды
(“Пасхальный благовест”), исторические события (“Марфа Посадница”).
Так же как и для народа, для Есенина характерно одушевление
природы, приписывание ей человеческих чувств, т. е. приём олицетворения:
Клен ты мой опавший, клен
заледенелый,
Что стоишь, нагнувшись,
под метелью белой?
Но в народных
произведениях чувствуется искренняя вера, а Есенин смотрит на себя со стороны,
то есть пишет о том, что уже было когда – то и чего нет теперь: “Сам себе
казался я таким же клёном”.
Настроения и чувства
Есенина, как и народа, созвучны природе, поэт ищет у неё спасения и успокоения.
Природа сопоставляется с переживаниями человека:
Ходит девушка по бережку
грустна,
Ткёт ей саван нежнопенная
волна,-
Либо противопоставляется:
Не нашлось моё колечко.
Я пошёл с тоски на луг.
М не вдогон смеялась речка:
“У милашки новый друг”.
Многие стихотворения
Есенина схожи с фольклором и по форме. Это стихотворения-песни: “Хороша была
Танюша”, “Заиграй, сыграй, тальяночка…” и так далее. Для таких стихотворений
характерно повторение первых и последних строк. И само строение строки взято из
фольклора:
То не зори в струях озера
свой выткали узор,
Твой платок, шитьём
украшенный, мелькнул за косогор.
Иногда стихотворение
начинается, как сказка:
На краю деревни
Старая избушка,
Там перед иконой
Молится старушка.
Есенин часто употребляет
слова с уменьшительными суффиксами. Употребляет он и старые русские слова, сказочные
названия: выть, гамаюн, свей…
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7 |