Курсовая работа: Своеобразие поэтики С. Есенина
Месяц широк и ал…
Цвет луны у Есенина не
зловещ, не апокалиптичен. Это не луны М. Волошина:
И распускается, как
папоротник красный,
Зловещая луна…
К снежной луне,
гиацинтово – синей,
Вместе с тобою лицом я
прильну.
Мне враждебны рабыни
Смертно – влажной луны…
Есенинская луна всегда в
движении. Это не известковый шар, вознесённый в небо и навешивающий сонную
одурь на мир, а обязательно живое, одухотворённоё:
Дорога довольно хорошая,
Приятная хладная звень.
Луна золотою порошею
Осыпала даль деревень.
Сложная метафоричность,
которой не избегает Есенин, не может быть отнесена к некому поэтическому
экзотизму. “Речь наша есть тот песок, в котором затерялась маленькая жемчужина,
- писал Есенин в статье “Отчее слово”.
Многообразная луна
Есенина оказывается жёстко подчинённой традиционно – фольклорной образности, от
которой столь же зависит, как её небесный двойник – от Земли. Но вместе с тем:
как реальная луна управляет приливами земных морей и океанов, так изучение
есенинской лунной метафорики позволяет увидеть в кажущейся от повторяемости
простоте народных образов концентрат ”весьма длинных и сложных определений
мысли” ( Есенин).
В беловом автографе
“Черного человека” автором зачеркнута строфа:
Но лишь только от месяца
Брызнет серебряный свет,
Мне другое синеет,
Другое в тумане чудится.
Можно даже назвать
Есенина лунатиком, для осторожности пояснив: его долгий диалог с лунным светом
вызван ощущением, что именно луна, вбирающая в себя и отражающая солнечные
лучи, именно луна оказывается наилучшим выразителем лирической сущности:
перенести смысл слова с основных на дополнительные его значения.
Обратись лицом к седьмому
небу,
По луне гадая о судьбе,
Успокойся, смертный, и не
требуй
Правды той, что не нужна
тебе.
Золотою лягушкою луна
Распласталась на тихой
воде…
Если мир и не познаваем в
слове, то от живописания словом ему не уйти.[[7]]
Лирика Есенина очень красива и богата. Поэт
использует различные художественные средства и приёмы. Основные из них:
Ø
Есенин
часто употребляет слова с уменьшительными суффиксами. Употребляет он и старые
русские слова, сказочные названия: выть, свей и др.
Ø
Поэзия
Есенина образна. Но образы его тоже просты: «Осень — рыжая кобыла». Образы эти
опять-таки заимствованы из фольклора, например, ягненок — образ невинной
жертвы.
Ø
Интересна
и цветовая гамма Есенина. Он чаще всего употребляет три цвета: синий, золотой и
красный. И эти цвета тоже символичны.
Синий — стремление к небу, к невозможному, к
прекрасному:
Вечером синим, вечером
лунным
Был я когда-то красивым и
юным.
Золотой — изначальный цвет, из которого всё
появилось и в котором всё исчезает: «Звени, звени, златая Русь».
Красный — цвет любви, страсти:
О, верю, верю, счастье
есть!
Еще и солнце не погасло.
Заря молитвенником
красным
Пророчит благостную
весть...
Ø
Часто
Есенин, используя богатый опыт народной поэзии, прибегает к приему
олицетворения:
Черемуха у него "спит в белой накидке",
вербы — плачут, тополя — шепчут, "пригорюнились девушки-ели",
"словно белой косынкой повязалась сосна", "плачет метель, как
цыганская скрипка" и т. д.
О чём бы ни писал Есенин,
он мыслит образами, взятыми из мира природы. Каждое его стихотворение, написанное
на любую тему, всегда необыкновенно красочно, близко и понятно каждому.
2.1.1.
Тема деревни.
Очень часто Есенин в
своих произведениях обращается к Руси. Первое время он прославляет
патриархальные начала в жизни родной деревни: рисует “хаты – в ризах образа”,
уподобляет Родину “черной монашке”, которая “читает псалмы по сынам”,
идеализирует радостных и счастливых “добрых молодцев”. Таковы стихотворения
“Гой ты, Русь моя родная…”, “Край ты мой заброшенный…”, “Голубень”, “Русь”.
Правда, порой у поэта слышится “тёплая грусть” и “холодная скорбь”, когда он
встречает крестьянскую нищету, видит заброшенность родного края. Но это лишь
углубляет и усиливает его беспредельную любовь к тоскующей сиротливой земле.
О Русь – малиновое поле
И синь, упавшая в реку,-
Люблю до радости и боли
Твою озёрную тоску.
Есенин умеет
почувствовать в самой тоске родимой стороны веселость, в дремлющей Руси –
накопление богатырских сил. Его сердце отзывается на дивичий смех, на пляску у
костров, тальянку ребят. Можно, конечно, уставиться в “ухабины”, “кочки и
впадины” родной деревни, а можно увидеть “как синеют кругом небеса”. Есенин
усваивает светлый, оптимистический взгляд на судьбу своего Отечества. Поэтому
так часто в его стихах звучат лирические признания, обращенные к Руси:
Но люблю тебя, родина
кроткая!
А за что разгадать не
могу.
…………………………….
Ой ты, Русь моя, милая
родина,
Сладкий отдых в щёлку
купырей.
……………………………..
Я снова здесь, в семье
родной,
Мой край, задумчивый и
нежный!
Слухают ракиты
Посвист ветряной…
Край ты мой забытый,
Край ты мой родной.
Шёл Господь пытать людей
в любви,
Выходил Он нищим на
кулижку.
Старый дед на пне сухом,
в дуброве,
Жамкал дёснами
зачерствелую пышку.
Увидал дед нищего
дорогой,
На тропинке, с клюшкою
железной,
И подумал: “Вишь, какой
убогой.-
Знать, от голода
качается, болезный”.
Подошёл Господь, скрывая
скорбь и муку:
Видно, мол, сердца их не
разбудишь…
И сказал старик,
протягивая руку:
“ На, пожуй… маленько
крепче будешь”.
Можно по стихам Есенина
восстановить его ранние мужицко – религиозные тенденции. Выйдет, что миссия
крестьянина божественна, ибо крестьянин как бы сопричастен творчеству Божью.
Бог – отец. Земля – мать. Сын – урожай.
Россия для Есенина –
Русь, та плодородящая земля, родина, на которой работали его прадеды и сейчас
работают его дед и отец. Отсюда простейшее отождествление: если земля – корова,
то признаки этого понятия могут быть перенесены на понятие родина.[[8]]
Образ страны Есенина невозможно
представить без таких всем нам знакомых примет, как “синий плат небес”,
“солончаковая тоска”, “извёстка колоколен” и “берёза – свечка”, а в зрелые годы
– “костёр рябины красной” и “низкий дом”, “в залихватском степном разгоне
колокольчик хохочет до слёз”. Трудно представить себе Россию Есенина и без
такой картины:
Синее небо, цветная дуга.
Тихо степные бегут
берега,
Тянется дым, у малиновых
сёл
Свадьба ворон облегла
частокол.
Рождаясь и вырастая из
пейзажных миниатюр и песенных стилизаций, тема Родины вбирает в себя русские
пейзажи и песни, и в поэтическом мире Есенина эти три понятия: Россия, природа
и “песенное слово” – сливаются воедино, поэт слышит или слагает песню “про
отчий край и отчий дом”, а в это время в тиши полей разносится “рыдалистая
дрожь неотлетевших журавлей” и “золотеющая осень” “листвою плачет на песок”.[[9]]
Это есенинская Русь. “Это
всё, что зовём мы родиной…”
2.1.2 Тема
родины в лирике Есенина.
Тема, которая заняла
центральное место в поэзии Есенина, – тема Родины.
Есенин был вдохновенным
певцом России. Все самые возвышенные представления и сокровенные чувства его
были связаны с нею. “ Моя лирика жива одной большой любовью – любовью к Родине,
- признавался поэт. – чувство Родины – основное в моём творчестве”.
Поэтизация родной природы
средней полосы России, такая постоянная в поэзии Есенина, была выражением
чувства любви к родной земле. Когда читаешь такие ранние стихотворения, как “Cыплет черёмуха снегом …”, “Край
любимый! Сердцу снятся…”, когда будто наяву видишь поля с их “малиновой ширью”,
синь озёр и рек, баюкающий “мохнатый лес” с его “стозвоном сосняка”, “тропу
деревень” с “придорожными травами”, нежные русские берёзы с их радостным
приветом, поневоле сердце, как и у автора, “васильками светится”, и “горит в
нем бирюза”. Начинаешь по–особому трепетно любить этот “край родимый”, “страну
березового ситца”.
В бурные революционные
времена поэт говорит уже о “воспрянувшей Руси”, грозной стране. Она видится
теперь Есенину огромной птицей, приготовившейся к дальнейшему полёту ( “О Русь,
взмахни крыльями”), обретающей “иную крепь”, счищающей с себя старый чёрный
дёготь. Появляющийся у поэта образ Христа символизирует и образ прозрения, и
одновременно новые муки и страдания. Есенин с отчаянием записывает: “Ведь идёт
совершенно не тот социализм, о котором я думал”. И поэт мучительно переживает
крах своих иллюзий. Тем не менее, в “Исповеди хулигана” он вновь повторяет:
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7 |