Курсовая работа: Основные темы творчества К.М. Симонова в 1950-1970-е годы
Но теперь, в наше смутное время, когда самые святые и
незыблемые для нормального общества понятия, в том числе идея защиты Отечества,
поставлены под сомнение, значительно труднее решать оборонные задачи, и вся
работа по подготовке молодежи для службы в вооруженных силах должна быть более
глубокой, аргументированной и убедительной.
Разработка военной тематики Симоновым отличается прежде
всего тонким пониманием сложнейших проблем воинского воспитания. Наиболее
полное воплощение это нашло в трилогии "Живые и мертвые" и особенно в
книгах "Солдатами не рождаются" и "Последнее лето". Но
"военная косточка" автора этих книг проглядывается и в
"Товарищах по оружию", и в повести "Дни и ночи", и в уже
упоминавшихся дневниках.
В произведениях Симонова остро ставится вопрос о
требованиях, которые предъявляются к командирам и офицерам штабов - вообще к
военным руководителям. Среди героев его произведений нет исключительных
личностей и героических натур. Луконин, Серпилин, Сафонов, Сабуров, Пантелеев,
Синцов, Климович - обычные командиры и политработники со всеми достоинствами и
недостатками, свойственными живым людям. Но отличаются они прежде всего
преданностью народу, творческим подходом к решению боевых задач и
самоотверженностью в своей деятельности. Его симпатии на стороне людей, глубоко
знающих и любящих военное дело, отдающих всего себя без остатка военной службе.
Он высоко ценит в них естественную простоту, деловитость, организаторские
способности, твердость и решительность характера, принципиальность. Не может
быть хорошего командира, если он ответственности за свои решения боится больше,
чем противника.
По Симонову, война для кадрового офицера - это экзамен,
который неизвестно когда состоится, но к которому надо готовиться всю жизнь. Ни
в одной отрасли деятельности не считается достойным плохо знать и делать свое
дело. Но в боевой обстановке это граничит с преступлением. Очень важно, чтобы
люди верили своим командирам. Не секрет, какой подъем боевого настроения и
уверенности вызывало только само появление на том или ином фронте таких
полководцев, как Жуков, Рокоссовский, Черняховский и другие.
В конце романа "Солдатами не рождаются" Синцов,
узнав о назначении Серпилина командующим армией, с удовлетворением подумал:
"... хорошо, когда такой человек, приходит командовать армией, потому что
такой человек потянет, и хорошо потянет..."
Для того, чтобы завоевать такое доверие войск и одержать
победы, военачальнику и командиру на пути к этому приходится преодолевать не
только сопротивление противника. Во время войны, когда создаются сложнейшие
ситуации с переплетением самых различных противоречий и до предела обостряется
ответственность за принятие решений и их исполнение, дело не может обходиться
без столкновения мнений, стремлений и характеров. В этих условиях симоновские
герои не раз попадают в положение, когда оказывается, что порой проявление
обычного гражданского мужества дается труднее, чем самой отчаянной храбрости и
решительности в бою.
В романе "Солдатами не рождаются" Иван
Алексеевич говорит: "А вот чтобы люди никому - как бы высоко ни стоял! -
не страшились давать советы, не имели нужды угадывать его мнение, чтобы эта
нужда постепенно не сделалась потребностью, которая превращает даже самых
хороших людей в дрянных, - вот это, как говорится, вопрос вопросов.
Конечно, это зависит от тех, кто дает советы, но гораздо
больше - от того, кому дают" .
В своих романах Симонов не обходит и многие другие
сложные проблемы, с которыми приходится сталкиваться во время войны и которые
продолжают волновать нашу военную общественность в послевоенные годы и особенно
в связи с событиями в Афганистане и Чечне.
Симонов - за правдивое освещение истории войны, исходя из
того, что это правда сложная, в ней много сторон. Ее и надо писать и объяснять
как сложную правду. Только тогда она будет подлинной правдой. Если твердить,
что мы отошли до Волги, и не упоминать о том, что пришли в Берлин, то это не
вся правда. И, создавая роман "Живые и мертвые", он полагал, что
роман должен быть не итогом, а процессом познания, этапом на пути к истине.
В одном из своих выступлений в 1963 г. он говорил:
"В паруса истории должен дуть только один ветер, ветер правды, другого
ветра у истории нет и не будет, а все остальное - это не ветер истории, это
сквозняки конъюнктуры" .
Наиболее характерным для наших людей в период войны был
массовый героизм, и отображение этой подлинной правды составляло главное
содержание творчества Симонова. Вместе с тем он не закрывал глаза и на то, что,
к сожалению, во время войны бывали и случаи трусости и предательства.
Воспитывая молодежь прежде всего на положительных примерах, нельзя забывать и о
том, почему оказались возможными подобные изъяны в воспитании людей. И не все
из них умышленно становились на такой путь. Может быть, некоторые из них
мечтали о подвигах. Часто у таких людей просто не оказывалось той жизненной,
моральной и физической закалки, без которых даже человек хороших намерений не
может выстоять при серьезных военных испытаниях. Война, бой - это прежде всего
тяжелый, многогранный труд, непрестижная изнурительная работа, начиная от
командования, штабов и кончая рядовым летчиком, моряком, сапером, танкистом,
артиллеристом или пехотинцем. Поэтому трудовое воспитание, хорошая жизненная
закалка, "украшение жизни тревогами", трудной работой - важнейшие
условия подготовки молодых людей к воинской службе и к жизненным испытаниям.
Как ни богата отечественная литература, осмысляющая
военную тему, трилогия «Живые и мертвые» (а шире — и все творчество К.М. Симонова)
— одно из наиболее глубоких художественных исследований Великой Отечественной
войны, убедительное свидетельство новаторского характера нашей литературы о
войне.
В основе художественного новаторства всегда лежит
открытие нового социального типа человека. К. Симонов сделал очень многое для
того, чтобы рассказать миру о мировоззрении и характере, нравственном облике и
героической жизни советского воина, разгромившего фашизм.
Его художественные достижения, прежде всего, свидетельствуют о необычайной
творческой энергии писателя и многообразии его таланта. В самом деле, стоит
только перечислить, что было им создано, например, в 1970-е годы. Книга
стихов «Вьетнам, зима семидесятого». Роман «Последнее лето». Повести
«Двадцать дней без войны» и «Мы не увидимся с тобой». Кинофильмы «Двадцать
дней без войны», «Чужого горя не бывает», «Шел солдат». Необычный
телевизионный сериал «Солдатские мемуары». Два тома дневников «Разные дни
войны», публикация которых потребовала серьезных и тщательных архивных
изысканий. Книга, объединившая его разрозненные выступления о литературе —
«Сегодня и давно». А ведь одновременно писались многочисленные очерки,
критические и публицистические статьи, подготавливались телевизионные
передачи, среди которых был и потрясающий рассказ об Александре Твардовском,
наконец, повседневно осуществлялась многообразная общественная деятельность.
Говоря о теме войны в своих произведениях, К.Симонов
отмечает: «перечитывая вещи, написанные мною в конце тридцатых, в сороковые и
в начале пятидесятых годов, я пришел к убеждению, что если они могут дать читателю
какое-то представление об этом, включавшем в себя четыре года войны с фашизмом,
сложном, противоречивом времени, то именно в том виде, в каком они были
написаны мною тогда. Конечно, это время по-разному переживалось разными
писателями и преломлялось в их книгах тоже по-разному. Но об этом пусть судит
читатель».
К. Симонов так понимал значение
литературы уже в годы войны. Он писал в ту пору: «...Писать о войне трудно.
Писать о ней, как только о чем-то парадном, торжественном и легком деле,
нельзя. Это будет ложью. Писать только о тяжелых днях и ночах, только о грязи
окопов и холоде сугробов, только о смерти и крови — это тоже значит лгать, ибо
все это есть, но писать только об этом — значит забывать о душе, о сердце
человека, сражающегося на этой войне»[2].
Как известно из курса отечественной истории, разгромив
врага и очистив от фашистских захватчиков советскую землю, Советская армия
устремилась на Запад добивать фашистского зверя в его логове. 2 мая 1945 года был
взят Берлин. Вопрос о победоносном завершении войны с гитлеровской Германией
был вопросом немногих дней. 5 мая 1945 года в Праге вспыхнуло восстание, на
подавление которого фашисты с жестокостью обреченных убийц бросили артиллерию,
авиацию и танки. Восставшие захватили пражскую радиостанцию, и мир услышал их
зов о помощи. 8 мая в Прагу ворвались передовые танки Советской Армии, совершившие
беспримерный четырехсоткилометровый переход из Берлина через
Судетские горы. Они рвались в Прагу, громя на своем пути фашистские
части. День 8 мая стал всенародным праздником в Чехословакии, днем национального
торжества.
Этим событиям посвящена пьеса Константина Симонова «Под
каштанами Праги». «Главным желанием, которое руководило мною в этой работе, —
говорил драматург, — является желание заставить зрителя заглянуть хоть немного
в будущее, напомнить ему о том, что мир еще не так хорошо устроен, как нам
этого хочется». В примечаниях автора к пьесе дана верная характеристика
обстановки, сложившейся в Праге в первые дни после ее освобождения от
фашистских оккупантов: «Не идиллия, а борьба. Не тишь и гладь, а кипящий котел
сложных политических противоречий»[3].
Перед освобожденным чешским народом, как и перед народами
других стран, избавившихся от гитлеровских вандалов, встали такие неотложные и
острые задачи, как ликвидация остатков фашизма, выкорчевывание всякого рода
Квислингов, осуществление демократических преобразований в стране. В борьбе за
решение этих задач огромной политической сложности и проявляется та
совокупность противоречий, которые находят частичное изображение в пьесе
Симонова. Разумеется, в одной пьесе драматург не мог осветить все политические,
экономические, культурные и другие проблемы послевоенной европейской жизни.
Такой цели драматург перед собой не ставил и предупредил постановщиков, что
целый ряд проблем (в частности, экономических) «почти не затрагивается в
пьесе».
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8 |