Курсовая работа: Основные темы творчества К.М. Симонова в 1950-1970-е годы
Курсовая работа: Основные темы творчества К.М. Симонова в 1950-1970-е годы
Основные темы творчества К. М. Симонова
в
1950-1970-е годы
Курсовая работа
Оглавление
Введение.. 3
1. Ранняя
проза к. Симонова. Военная тематика и описание войны в творчестве писателя 5
2.
Драматургия к. Симонова. Любовь, преданность, верность и патриотизм в
творчестве писателя 20
Заключение.. 32
Список литературы... 33
Введение
Имя советского писателя Константина Михайловича Симонова
пользуется широкой известностью в нашей стране и далеко за ее пределами.
К. Симонов стремился разрабатывать в своих произведениях
главные проблемы современности, стоявшие в центре внимания советского
общества. В основу своих лучших произведений он положил такие драматические конфликты,
которые дали ему возможность показать борьбу советских людей за самое дорогое,
что было в их жизни, — за Советскую Родину. Симонов говорит о готовности
советского человека без колебаний и страха встретить самые суровые испытания в
борьбе за светлый мир коммунизма, он рисует образы людей показавших высокие
примеры героизма.
Среди многочисленных героев писателя центральной фигурой
выступает его современник, молодой советский человек, выросший в
послеоктябрьские годы, воспитанный советским общественным строем.
Творческая работа К. Симонова отмечена настойчивым
желанием как можно глубже и полнее изучить то, о чем он пишет. В статье «Ярче и
полнее изображать нашу советскую жизнь» К. Симонов отчетливо выразил те требования,
которыми должен руководствоваться художник. «Основа хорошей работы писателя –
глубокое, разностороннее знание жизни, умение правдиво показывать людей не
только в их работе, в их новаторстве, в их борьбе за строительство общества,
но и в их быту, в их повседневной жизни. Писатель
должен уметь показывать не только то, как работает человек, но и как он живет,
какие у него культурные запросы, как складывается его быт. Без этого не полон
портрет нового человека — строителя коммунизма. Писатели, которые об этом
забывают, забывают о правде жизни и подчас, питая наилучшие намерения, на деле
в книге изображают вместо полнокровного, жизнелюбивого человека
социалистического общества однобокую и неправдоподобную схему»[1].
Особенно нетерпим схематизм в драматургии, где прямым и
единственным предметом изображения является человек, его мысли и чувства, его
поступки, его жизнь и борьба.
Перу К. Симонова принадлежат девять драматургических
произведений, написанных на протяжении тринадцати лет. Пределы объема курсовой
работы не позволяют сколько-нибудь подробно остановиться на характеристике
всего творческого пути писателя. Поэтому мы остановимся на характеристике
творчества писателя в послевоенный период.
Для поколения, к которому принадлежит К. Симонов,
центральным событием, определившим его судьбу, мировоззрение, нравственный
облик, характер и интенсивность эмоций, явилась Великая Отечественная война.
Именно это поколение вырастало в сознании ее неотвратимости и во многом
определило неизбежность ее победоносного завершения. Лирика Симонова была голосом
этого поколения, эпос Симонова был его самосознанием, отражением его
исторической роли.
Многообразие симоновского творчества, наверное, в первую
очередь тем и объясняется, что его многостороннее знание своего героя не
умещалось только в рамках поэзии или драматургии или прозы.
Цель данной работы – исследовать темы любви, войны,
преданности и верности в послевоенном творчестве К.М. Симонова. Это нужно для
того, чтобы показать неразрывную, внутреннюю связь пьес Симонова с его стихами,
поэмами, рассказами — со всем многожанровым творчеством писателя.
1. Ранняя проза К.
Симонова. Военная тематика и описание войны в творчестве писателя
Показательно следующее высказывание К.Симонова. «Мне
кажется, что точно так же, как сила действия артиллерии определяется не
внушительностью ее внешнего вида, так и глубина произведения определяется не
субъективным желанием автора написать произведение глубокое и значительное, а
воздействием этого произведения на тех, для кого оно написано, глубиной
воздействия на чувства людей и отраженной глубиной тех
чувств, которые возникают в душах людей после того, как они прочтут его.
Простое эстетическое удовольствие, даже очень тонкого и приятного свойства,
еще не свидетельствует о глубине воздействия вещи, созданной
писателем. Но если люди читают и плачут, читают и смеются, читают и
презирают, читают и ненавидят и если эти чувства, возбуждаемые у
самых разных людей,— разного воспитания, разного образования, разного
склада души, — все-таки стали всеобщими чувствами, тогда это
произведение глубоко и значительно, невзирая на то, что, быть может,
оно измеряется не томами, а двумя газетными столбцами, и писалось оно не
год, а полтора часа, печаталось прямо на машинке к газетному
номеру».
Воспоминания участников великой отечественной войны, если
их собрать вместе, составят золотой фонд мемуарной литературы ХХ века. Это
книги и статьи, написанные очевидцами тех событий, подлинные письма с фронта,
непридуманные рассказы ветеранов, обработанные профессиональными писателями. В
СССР одним из первых в этом жанре был Константин Симонов, много сил отдавший
публикации солдатских мемуаров. Но не все знают, что в те далекие первые дни
войны, он на фронте вел дневники и было ему тогда всего двадцать пять лет.
Первые страшные дни войны: бомбежки, обстрелы,
обезумевшие люди, оставленные города, поселки и беженцы... Все кругом было
полно слухами о диверсантах, парашютистах, останавливавших машины под предлогом
контроля. В обстановке тяжелого отступления и широко распространившихся слухов
о немецких диверсантах - свои задерживали и даже расстреливали своих. В тяжелой
неразберихе разные люди вели себя по-разному. Симонов приводит такие примеры.
День за днем записывал он, как шла война.
Но представление об общей панораме войны было порой
неточным приблизительным, взгляды и суждения с годами изменялись,
трансформировались и через полвека нашим современникам они кажутся странными,
нелепыми. Эта проблема встала и перед К.Симоновым. И у него родилась идея
сделать свой дневник с комментариями. Сопоставление и сочетание двух точек
зрения, двух взглядов: один по горячим следам фиксирует все события, другое-
издалека, охватывает причины и следствия, обнаруживает связь явлений,
анализирует, почему так было. Это стало новым в литературном жанре. И сегодня у
нас его дневник тех дней, но с сегодняшними комментариями. Следует отметить,
что эти комментарии он писал через 25 лет после войны, когда готовил дневники к
публикации, но они увидели свет лишь через семь с лишним лет, после того , как
были набраны в "Новом мире" в 1967 году и изданы с сокращениями и
купюрами.
И лишь сегодня его книга "Сто дней войны" вышла
в том виде, в котором он ее написал и в каком он хотел, чтобы ее просчитали:
книга суровой правды о войне.
Симонов живо откликался на все важнейшие события в жизни
нашей страны и вооруженных сил. Сразу после гражданской войны в Испании
появляется "Парень из нашего города". В сознании писателя не
укладывается мысль о гибели в Испании Мате Залка (генерала Лукача) -
антифашиста, бойца. В стихотворении "Генерал" Симонов скажет:
"Пока еще в небе испанском германские птицы видны, не верьте: ни письма,
ни слухи о смерти его не верны".
Идет Великая Отечественная, а жизнь продолжается,
работают театры, но нет ни одной пьесы о том главном, чем живут в этот период
советские люди. Симонов буквально истязает себя, работая почти круглыми
сутками, и в удивительно короткие сроки создает "Русские люди".
Стихотворение "Жди меня" выразило сокровенные мысли миллионов людей о
любви, преданности и вере в победу. Под впечатлением Сталинградского сражения
появляется повесть "Дни и ночи". В послевоенные годы Симонов пишет,
как он говорил, свой "главный" военный роман - трилогию "Живые и
мертвые", где в убедительной художественной форме раскрываются глубинные
истоки и "секреты" того, почему солдатами не рожаются и как нелегко
происходит становление настоящих воинов.
Иногда Константина Михайловича обвиняли в некоторой
поспешности и даже в авангардизме. Илья Сельвинский еще до войны говорил:
"Симонов - это какой-то комбайн" . Но литературная оперативность
определялась стремлением жить одной жизнью с народом и его армией, быть не только
писателем, но и активным участником происходящих событий. Есть писатели,
которые до сих пор горделиво ждут, когда дистанция времени наберет нужные для
них размеры и можно будет о всех делах войны судить более объективно и
безошибочно. И может, со временем появятся произведения, которые еще более
глубоко и убедительно воспроизведут события Великой Отечественной. Но жизнь не
ждет. В той обстановке, в которой мы живем, остаются актуальными и, более того,
становятся еще более сложными задачи обеспечения оборонной безопасности России.
Конечно, и в прошлом в системе военной службы было много отжившего, от чего
надо решительно отказываться. Новое геополитическое положение России,
стремление строить демократическое правовое государство, экономическое
положение требуют существенного пересмотра устоев и организации вооруженных
сил.
Как раньше, так и теперь всякий честный писатель-патриот
не может не понимать, что нельзя стоять в стороне от решения этих важнейших
задач, связанных с безопасностью нашей Родины. В свете этого так называемый
авангардизм Симонова может служить лишь хорошим примером. И вопрос этот не
чисто литературный, а вопрос весьма значимый как в общественном, так и
государственном отношении.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8 |