рефераты рефераты
Главная страница > Контрольная работа: Сказки народные и авторские  
Контрольная работа: Сказки народные и авторские
Главная страница
Новости библиотеки
Форма поиска
Авторизация




 
Статистика
рефераты
Последние новости

Контрольная работа: Сказки народные и авторские

Многое взял Ершов для «Конька-горбунка» из старинных народных сказок. Сказка была напечатана в 1834 году. А.С. Пушкин прочитал и с большой похвалой отозвался о «Коньке-горбунке». Окончив университет, Ершов вернулся из Петербурга в Сибирь, на свою
родину, и там прожил всю жизнь. Много лет он был учителем гимназии города Тобольска. Ершов горячо любил свой суровый край, изучал его и хорошо знал. Кроме «Конька-горбунка», он написал еще несколько произведений, но они сейчас уже забыты. А «Конек-горбунок», появившись больше ста лет назад, по-прежнему остается одной из любимых сказок нашего народа. [26]

Б) Наконец все утихло…. Он взглянул на стоявшую подле него кровать, немного освещенную месячным сиянием, и заметил, что белая простыня, висящая почти до полу, легко пошевелилась. Он пристально стал всматриваться…, ему послышалось, как будто что-то под кроватью царапается, – и немного погодя показалось, что кто-то тихим голосом его зовет…

Автор строк – А. Погорельский, роман-сказка «Черная курица или подземные жители». Конфликт, образующий фабулу судьбы героя повести-сказки, был конфликтом между пышным, но таким холодным веком Просвещения и нарождающимся новым веком сентиментализма и романтизма с его утонченной духовностью. Подробно рисуя детали старинного быта, уклада пансионеров, типографию строящегося Петербурга, писатель отмечал, с одной стороны, рациональность и прагматичность этого мира, с другой – поэтическую сторону, которая определит в дальнейшем дух русского романтизма 20–30-х годов 19 века. Детскими глазами увиденная эпоха предстает в «домашнем», «очеловеченном» образе. Реалистически решен традиционный романтический конфликт, противопоставляющий обыденности пансиона идеальность подземного царства: реальный Петербург, строящийся, неуютный, все ближе авторскому сознанию, чем кукольно – бутафорский мир подземных жителей. Герой остается в реальном мире, прощаясь со сказкой своего детства. [21]

Фантастика сказки во многом имеет сходство с невероятными перевоплощениями героев сказок Гофмана, с которым писатель был хорошо знаком. Эта сказка интересна картинами реального быта простых людей, мягким, здоровым народным юмором. [22]

В) …Вот понемногу начала она

Входить в себя, пошевелилась,

глазки

Прекрасные открыла и, совсем

Очнувшись, подняла их на Ивана –

Царевича и покраснела вся,

Как роза алая, и с ней Иван –

Царевич покраснел, и в этот миг

Он и она друг друга полюбили

Так сильно, что ни в сказке

рассказать,

Ни описать пером того не можно…

Отрывок принадлежит перу Василия Жуковского из сказки «Иван-царевич и серый волк». Эта сказка относится к первому году брачной жизни Жуковского. Общий характер поэзии Жуковского вполне выразился в первый период поэтической деятельности его, к 1815 – 16 гг.: позднее его оригинальное творчество почти иссякает и воздействие его на русскую литературу выражается почти исключительно в переводах, принадлежащих к крупнейшим фактам истории нашей литературы. Помимо высокого совершенства формы, мягкого, плавного и изящного стиха, они важны тем, что ознакомили русского читателя с лучшими явлениями европейского литературного творчества.

«Благодаря Жуковскому», говорил Белинский, «немецкая поэзия – нам родная». По тому времени это была высокая задача, открывавшая русскому читателю совершенно новые и широкие горизонты. [27]

 

Задание 8

Выполнить проблемный анализ лирического произведения серебряного века русской поэзии, выделяя особенности развития русской поэзии к. 19 – нач. 20 вв, определившей круг детского чтения.

Конец XIX – начало XX века ознаменовался глубоким кризисом, охватившем всю европейскую культуру, явившимся следствием разочарования в прежних идеалах и ощущением приближения гибели существующего общественно-политического строя. Все это не могло не коснуться и русской поэзии. [19] Период конца XIX и начала XX в. – это переход к новому, третьему освободительному этапу освободительного движения в России, когда пролетариат возглавил борьбу народных масс и привел их к победе. Детская литература как органическая часть всей русской литературы развивалась в эти десятилетия в сложной обстановке. Передовая детская литература вела неустанную борьбу за молодое поколение с реакционной, буржуазной, дворянской литературой. Сохраняя верность традициям реализма, она раскрывала юным читателям правду жизни, обнажала классовые противоречия, воспитывала в них чувство любви к трудящимся и вражду к угнетателям. В процессе этой борьбы под влиянием новых революционных идей укреплялась демократическая и выковывалась пролетарская литература для детей, которая готовила молодых к участию в борьбе пролетариата и воспитывала веру в победу революции. В дореволюционный период появились поэтические сборники И. Бунина, А. Блока, С. Есенина, Саши Черного, обращенные к детям. [4]

Анализ лирического произведения.

Стихотворение «Береза», автор – Сергей Есенин.

Год издания – 1913. Относится к лирике 1910–1913 гг., периоду сложной жизни поэта, когда им было написано более 60 стихов. Является первым опубликованным стихом поэта (1914 г., под псевдонимом Аристон, журнал для детского чтения «Мирок»).

Белая береза

Под моим окном

Принакрылась снегом,

Точно серебром.

На пушистых ветках

Снежною каймой

Распустились кисти

Белой бахромой.

И стоит береза

В сонной тишине,

И горят снежинки

В золотом огне.

А заря, лениво,

Обходя кругом

Обсыпает ветки

Новым серебром.

О чём это стихотворение? Какою увидел берёзу поэт? Почему она привлекла его внимание, вызвала удивление и восхищение, ведь он часто видел её из окна? Попробуем разобраться.

Основная тема – показать красоту зимней березы. Есенинская строфа – описание зимней березы с присущими ей русскими приметами и многими предметными деталями. В стихотворении чувствуется патриотическое чувство любви к Родине, ее скромной, внешне неброской природе. Чувство родины – основное во всем творчестве Есенина. Воспеваемая здесь природа очеловечена: она дышит, двигается, печалится как человек. Традиционно воспеваемая в устном народном творчестве береза является сквозной в творчестве поэта.

На наш взгляд, здесь автор использует силлабо-тоническое стихосложение. Мы можем предположить наличие здесь двусложных стоп, метра – ямба. Далее проводя анализ этого стихотворения, мы замечаем точные (окном – серебром) рифмы, а также – неравносложные (кругом – серебром), открытые (огне – тишине) и закрытые (каймой – бахромой), мужские (тишине – огне), но все они перекрестные (абаб). По количеству строф стихотворение является четверостишием (катрен).

Основной образ произведения – зимняя береза (образ-персонаж). Поэт одушевляет ее с образом женщины. Также в стихотворении заметен образ зимы – синонима смерти и смертной тоски в творчестве поэта. Нам кажется, что Есенин хотел показать печаль женского увядания.

Есенин видит березу обостренно, при определенном освещении. В результате один образ ассоциативно рождает другой. Образующие строки слова, взятые в отдельности не образны. Но, организованные определенным способом, они создают поэтический, образный текст и сами становятся образными.

Стихотворение относится к пейзажной лирике. Содержит в основном общеупотребительные слова, но под пером поэта они эмоционально действенны. У него поразительно зоркий и обостренно-пристальный взгляд на природу.

Исходя из совершенства языковой формы, гармонии содержания и формы, ясности, четкости, лаконизма, изящества, простоты и стройности словесного выражения, можно утверждать, что здесь проявляется эстетическая функция языка.

Стихотворение многокрасочно. В нем есть как любимые цвета поэта (белый, серебряный), которые передают радостное, свежее, элегически-задумчивое восприятие мира, так и золотой – символ яркой, но уже увядающей гаммы осени. Поражает также переливы цветов, их тонкая нюансировка, переход одного цвета в другой, их смешение и образование на их основе нового цвета. Есенин, рисуя картины природы, всегда называет цвета, в которые она окрашена. Это он делает для того, чтобы читатели могли лучше представить то, о чём он пишет. Есенин сравнивает опушенные снегом кисточки берёзовых веток с белой бахромой. Поэт дважды сравнивает снег с серебром, но при этом использует разные приёмы: в первой строфе, когда берёза принакрылась снегом, точно серебром – сравнение, а в последних строках стихотворения, когда заря обсыпает ветки новым серебром, тоже есть сравнение, но оно как бы скрыто. Поэт не говорит, что заря обсыпает ветки снегом, точно серебром. Он сразу называет снег серебром, надеясь на нашу догадливость. Это скрытое сравнение – метафора. Поэт пишет, что снежинки горят в золотом огне. Здесь употреблено слово горят в переносном смысле. Это слово часто употребляется в переносном значении. Мы говорим, например, глаза горят. Снежинки не могут, конечно, гореть, как дрова. А под выражением золотой огонь поэт подразумевает свет зари. Зимой небо озаряется не так ярко, как летом. Долго стоит берёза в сонной тишине – от утренней зари до вечерней. Именно так, нам кажется, надо понимать слова – обходя кругом. Сначала заря была на востоке, а затем – на западе. Также Есенин называет зарю ленивой, это потому, что зимой заря начинается позже, чем летом, будто ленится встать пораньше. И горит она не так ярко, как летом, как будто ей лень озарять небо.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6

рефераты
Новости