Дипломная работа: Синтаксические особенности научных текстов Л.В. Щербы
Дипломная работа: Синтаксические особенности научных текстов Л.В. Щербы
План
Введение
Глава 1. Теоретические и
лингвистические основы описания научных трудов Л.В. Щербы
§ 1. Теоретические основы
описания научных текстов в современной лингвистике
§ 2. Своеобразие научных
текстов Л.В. Щербы
Глава 2. Синтаксический
анализ научных текстов Л.В. Щербы
§ 1. Словосочетание и простое
предложение в научных трудах Л.В. Щербы
§ 2. Экспрессивный синтаксис
Л.В. Щербы
Заключение
Список использованной
литературы
Приложение
Введение
Актуальность
настоящего исследования определяется, с одной стороны, общей тенденцией научных
исследований, характеризующейся комплексным рассмотрением природы того или
иного языкового явления в триединстве его структурных, семантических и
прагматических особенностей, и, с другой стороны, признанием существования
синтаксических особенностей в трудах Щербы, в связи с ее возрастающей ролью как
средства коммуникации в современном обществе. Кроме того, изучение данного
вопроса представляет огромный интерес и практическую значимость в рассмотрении
теории построения современного русского языка.
Объектом данного исследования
является совокупность синтаксических особенностей научных текстов Л.В. Щербы. Предметом
исследования выступает выявление и описание синтаксических особенностей научных
текстов Л.В. Щербы, а также детальное их изучение в контексте текстов научного
стиля. Целью данной работы является изучение теоретических основ
описания научных трудов Л.В. Щербы, выявление и описание основных
синтаксических особенностей в научных трудах Л.В. Щербы.
В
соответствии с поставленной целью в работе решаются следующие задачи:
- кратко
рассматривается и характеризуется его научная деятельность на различных этапах
его жизни;
- изучаются
теоретические и лингвистические основы описания научных трудов Л.В. Щербы;
- изучается
вопрос об особенностях функционирования словосочетания и простого предложения в
научных трудах Л.В. Щербы;
- изучаются
особенности функционирования сложных предложений в научных трудах Л.В. Щербы;
-. детально
характеризуется экспрессивный синтаксис Л.В. Щербы.
В ходе
решения поставленных в настоящей работе задач и целей используется целый комплекс
методов научного анализа и приёмов обработки фактологического материала,
таких как: комплексный метод, описательный метод, сопоставительный
метод, метод компонентного анализа, метод контекстуального
анализа, статистический метод.
Теоретическая
значимость
исследования заключается в том, что анализ синтаксических особенностей русского
языка, а также изучение проблемы диагностирования речевого поведения авторов научных
текстов вносит определённый вклад в теорию прагмалингвистики, психолингвистики
и, тем самым, способствует изучению особенностей речевой деятельности и
речевого поведения русских авторов научных текстов, расширяя понимание
психолингвистического и прагмалингвистического аспектов.
Практическая ценность данного исследования состоит в том, что
основные положения дипломной работы могут составить основу содержания
спецкурсов по общему языкознанию, русистике, романистике, славистике,
лексикографии, педагогики.
Структура
работы: Дипломная
работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной
литературы и приложений.
Во введении
раскрывается актуальность темы исследования, определяется цель и задачи
исследования, указывается степень научной новизны предлагаемой концепции
анализа, раскрывается ее теоретическая значимость и практическая ценность,
даётся представление о материале и методике его исследования.
В первой
главе работы собраны и детально изложены основные теоретические и
лингвистические основы описания научных трудов Л.В. Щербы; во второй главе представлен
синтаксический анализ научных текстов Л.В. Щербы, в ней описываются особенности
функционирования словосочетания, простого и сложного предложений в ткани
научного текста, особое внимание уделяется экспрессивному синтаксису Л.В.
Щербы.
В заключении
лаконично представлены основные результаты исследования и намечены перспективы
дальнейшего описания данной проблемы.
В списке
использованной литературы дан перечень имеющейся лингвистической
литературы, указаны текстовые и лексикографические источники работы.
Приложение
1 представляет
собой перечень опорных схем и таблиц, использованных в работе, приложение 2
включает в себя план-конспект урока русского языка в 7 классе
общеобразовательной школы на тему «Научный стиль, стилевые черты и
лингвистическое своеобразие».
Глава 1.
Теоретические и лингвистические основы описания научных трудов Л.В. Щербы
§ 1. Теоретические
основы описания научных текстов в современной лингвистике
Щерба Лев Владимирович (1880-1944), российский языковед,
академик АН СССР (1943). Глава Ленинградской фонологической школы. Труды по
проблемам общего языкознания, русистики, романистики, славистики,
лексикографии, педагогики.
Как и его учитель И.А. Бодуэн де Куртенэ, Л.В. Щерба стоит на
рубеже двух эпох в развитии науки о языке — старой, которую можно условно назвать
«младограмматической», и новой, связанной на Западе с «Курсом общей
лингвистики» Ф. де Соссюра и с направлениями европейского структурализма. От
языкознания второй половины XIX в. идет и у Бодуэна, и у Щербы психологизм
— общая черта многих лингвистов того времени, как и провозглашенное
младограмматиками (но не всегда на практике осуществлявшееся ими) обращение к
живому языку, к устной речи, к «говорящему человеку». Но и Бодуэн, и Щерба
прокладывают новые пути — пути функционального подхода к языку, к его единицам
и их системным связям, т. е. того подхода, который получил дальнейшее развитие
в концепциях Пражского лингвистического кружка, а затем у А. Мартине, Э.
Косериу и других представителей «функциональной лингвистики» и в работах многих
советских лингвистов — В.В. Виноградова, Московской фонологической школы, в
значительной степени А.И. Смирницкого и др.
Бодуэн формулирует идею «двоякого деления человеческой речи» и
создает учение об основных единицах языка и лингвистического анализа; Щерба,
развивая мысль Бодуэна «о связи фонетических представлений с представлениями
морфологическими, синтаксическими и семасиологическими», кладет эту связь в
основу определения фонемы. Тем самым понятие фонемы впервые получает то, еще
отсутствующее у Бодуэна существенное уточнение, с которым оно и входит затем в
мировую науку.
Если в работах Бодуэна «встречается только намек на разграничение
языка и речи», то Щерба создает свое учение о трояком аспекте языковых явлений,
своеобразно перекликающееся со знаменитой соссюровской антиномией la langue—la
parole, но в некоторых отношениях более плодотворное, чем учение Соссюра, в
частности в качестве основы современных психолингвистических исследований
речевой деятельности, проблем усвоения языка, проблем понимания и т. д. и для
сформулированного уже Щербой принципа лингвистического эксперимента, ставшего
особенно актуальным для почти всех областей языковедения второй половины нашего
века. Отметим также, что, четко различая синхронический и диахронический аспект
в исследовании языка, Л.В. Щерба, как и Бодуэн, никогда не считал, что
«историческое» и «актуальное» разделены в самом языке непроходимой пропастью, и
всегда видел тесную связь между ними. В этом вопросе точка зрения Л.В. Щербы
сходна не столько с жесткой позицией Ф. де Соссюра, сколько с более гибкой
позицией Пражского лингвистического кружка и, конечно, большинства современных
советских языковедов.
Щерба
кладет начало такой лингвистической дисциплине XX в., как теория лексикографии, в значительной мере —
исследованиям интерференции при языковом смешении, как и современной научной
методике преподавания иностранных языков. Сейчас, когда прошло более трех
десятилетий после кончины Л.В. Щербы, мы видим, что во многих отношениях его
вклад предстает еще более весомым и значительным, чем это могло казаться 20—30
лет тому назад. К трудам Щербы еще долго будут обращаться языковеды и находить
в них все новые и новые грани, попеременно выступающие на передний план в
меняющемся свете все новых и новых научных задач.
Характерной
чертой ранних работ Л.В. Щербы был психологизм. В «Русских гласных» он
говорит, прежде всего о «психологическом анализе» понятия фонемы; в предисловии
к «Восточнолужицкому наречию» он пишет, что его книга «является попыткой всестороннего,
по возможности исчерпывающего, психологического описания говора».
Для оценки этой черты щербовских работ можно было бы
воспользоваться следующими его словами, сказанными о Бодуэне: «Мне кажется, что
психологизм Б. легко вынуть из его лингвистических теорий — и все в них
останется на месте». Было бы, однако, совершенно неверно трактовать эти слова
слишком упрощенно. Психологизм Л.В. Щербы, как и Бодуэна, не ограничивался
частым обращением к психологической терминологии. Не следует забывать того, что
в университетские годы Л.В. Щерба много занимался психологией и что капитальный
труд В. Вундта о языке многие годы был у него настольной книгой. [7,68]
Психология была для Л.В. Щербы средством, которое, по его
представлению, позволяло ему через языковое сознание носителей языка лучше
познать сущность языка и раскрыть его структуру. Именно в сознании
человека он находил инвариантные единицы, которые реализуются в речи в виде
множества вариантов. Психологическую природу этих инвариантных единиц (представлений)
он противопоставлял физической природе их реализаций в речи. Если учесть, что
инвариантность соответствующих единиц Л. В. определял, основываясь на тождестве
их языковых функций, то за таким пониманием языковых явлений нетрудно увидеть
противопоставление языка и речи, а в таком случае за психологической оболочкой
щербовских высказываний обнаруживается собственно лингвистическое содержание,
которое легко освобождается от этой оболочки. Однако сам Л.В. Щерба в то время
скорее отождествлял психическое и языковое. [12,51]
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10 |