Дипломная работа: Постановочный план спектакля по пьес Н.В. Гоголя "Ревизор"
При работе над спектаклем мне
хотелось насытить его различными эстрадными номерами, присущие ресторанному
образу, который я тянул с самого начала. Велись переговоры с танцевальными
коллективами (на производственной практике 3 курса, при постановке “Вечеров на
хуторе близ Диканьки” Гоголя у меня был опыт включения танцев в спектакль), но
после просмотра нескольких предложений решили делать своими силами. Тем более в
труппе было несколько девушек, которые занимались танцами. Так произошли сцена
с показом “заведений” и восточные мотивы, которые были продуманы ещё до начала
репетиций, но воплощены на сцене в репетициях.
Так же имело место добавление
вокальных номеров, которые отражали бы суть спектакля. Выбор остановили на
“провинциальном романсе" супругов Вайнаровских, который был пропет
акапельно, в джазовой интерпретации.
В ткань спектакле были введены и
акробатические номера, как то перевороты, падения, сальто.
Был составлен график репетиций: индивидуальные
актёрские, репетиции по сценам и общие репетиции.
На индивидуальных встречах
обсуждались персонажи, которых предстояло играть актёрам (надо заметить, что
среди занятых в спектакле были ученики 9, 10 и 11 классов, а так же студент
Самарского Медицинского Университета и студентка Самарского Государственного Университета,
а так же педагог дополнительного образования). Это было тесное взаимное
сотрудничество. На начальном этапе возникло разногласие с актёром, игравшем
городничего. Столкнулись три точки зрения по поводу того, как играть Антона
Антоновича. Актёр шёл от своей природы, личного опыта, прыгая по поверхности
роли. Будучи режиссером, я копнул глубже, изучив сам персонаж, а не
представления о нём. Началась подробная работа, учитывавшая интересы и актёра и
режиссёра. При этом не было давления и деспотичной направленности по отношению
ни к одному актёру. Всем было дано право импровизировать, но всё же в заданном
квадрате, в заданных рамках, что совершенно не повлияло отрицательно на всю
суть спектакля.
В руках моих был актёрский
материал разного уровня подготовленности: 11 класс, с которыми уже не раз
велась творческая совместная работа, которая приносила неплохие результаты (с 8
класса ставились рассказы (Чехов, Зощенко, Аверченко и др.), композиции (ко дню
победы, творческие литературные вечера) и спектакли)
С ними было легко найти общий
язык, многое понималось с полуслова. Они были не просто потребители
режиссёрских идей, но и творцами, помощниками.
10 класс тоже активно был
задействован в спектакле и ранее использовался, но по разным причинам у самих
ребят не было цельности. Однако это не помешало быть собранными на репетиции и
на показах. Однако с ними приходилось работать с удвоенной силой, часто
показывая, повторяя, проходя с ними и за место их роли.
Интересно и приятно было
работать со вторым руководителем коллектива. Однако и тут возникли трудности. Случалось
так, что она, как человек опытный в актёрской среде, порой терялась. Однако
собранность, целеустремлённость и внутренние человеческие данные помогли в
работе.
Мне, как исполнителю одной из
главных ролей не просто было совмещать одновременно роль актёра и роль
режиссёра. Но продумывая заранее, дома все ходы, на репетиции удавалось больше,
нежели если бы на сцене, при многочисленных актёрах, которые ждут своего выхода
я стал бы думать куда пойти и какую мизансцену занять. Конечно были трудности,
нельзя всё решить сразу. Многое рождалось на репетиции, каждый раз добавляя
новую краску. Рисовал холст роли, делая рисунок объёмнее, достигая совершенства
персонажа.
Оставаясь в зале один, приглушая
свет, включая музыку я проживал весь спектакль. Действовал за каждого персонажа.
Так родились сцены мечтаний Хлестакова и Городничего, необычные акценты в речи
Осипа.
На сцене создавалась атмосфера
некого вселенского ресторана, чиновничьего пира, провинциального кабаре с
замашками иностранного. Всё крутится, вертится, поёт, прыгает, играет, порой не
в такт, гротескно, пошло, но на потребу искушённому зрителю. Сцены от
лирических ночных переходили в мистические, а порой даже страшные с чиновниками;
весёлые, танцевальные номера сменялись не менее стремительными рассказами
Хлестакова дома у Городничего. Всё безумно летит.
Всё это напомнило мне машину без
тормозов: ловко сворачивающая на поворотах в итоге улетает в пропасть.
“Зерно” роли.
Антон Антонович
Сквозник-Дмухновский, городничий - Верстовой столб (городничий постоянно
находится в пограничном состоянии, и нашим и вашим. Нечто большое,
величественное, с одной стороны указывающее путь, с другой преграждающее).
Анна Андреевна, жена его - арбуз
на деревенской бахче (с виду необычное, напыщенное, красивое, а по сути -
рыхлое, провинциальное, неинтересное)
Марья Антоновна, дочь его - булочка
с пылу с жару (нечто соблазнительное для изголодавшего человека, пышные формы,
предлагающие сами себя, словно говоря: “Съешь меня! ”)
Лука Лукич Хлопов, смотритель
училищ - престарелая библиотечная серая моль (пугливое существо, появление
которого не вызывает в обществе даже какого либо колыхания. Как данность: есть
и есть)
Жена Луки Лукича Хлопова -
мухобойка (многие имеют власть над Хлоповым, но всё таки он может выпорхнуть из
лап того или иного чиновника, но вот кого он поистине боится, так это жена)
Аммос Федорович Ляпкин-Тяпкин,
судья - борзой, но не щенок (дерзкий, статный, настоящий охотник, который может
и Городничему прямо в глаза правду сказать и урвать кусок побольше)
Три дочери Аммоса Федоровича
Ляпкина-Тяпкина - образ трёх обезьян (ничего не слышу, ничего не вижу, ничего
никому не скажу, но только всё наоборот)
Артемий Филиппович Земляника,
попечитель богоугодных заведений - замызганный платок (нечто неприятное, к
которому лишний раз не подойдёшь, но в то же время при болезни очень нужный
аксессуар)
Супруга Артемия Филипповича
Земляники - железный жердь (холодное, несгибаемое, ничего не значащее, но
находящееся на виду)
Иван Кузьмич Шпекин, почтмейстер
- почтовый конверт (летящий от одного к другому, частенько пахнущий духами,
знающий больше остальных, держащий много секретов, которые с удовольствием
распечатывает при случае)
Петр Иванович Добчинский - Бобчинский,
городской помещик, сумасшедший - суетливый кузнечик (прыгает, бегает, скачет,
суетливо говорит - два в одном)
Две дамы Петра Ивановича - двойной
батончик шоколадки (если Пётр Иванович - это два в одном, то дамы его это одна
в двух, словно “баунти" в одной упаковки два кусочка, дополняющих целое -
сладкие, даже приторные, но ими не насытишься - слишком пустые)
Иван Александрович Хлестаков,
чиновник из Петербурга - барабан государственного оркестра (раздувающий свою
значимость, шумя, стуча, но на самом деле оставаясь полым внутри. Пустым, не
наполненным сутью. Простой столичный барабан)
Осип, слуга его - балалайка (звонкий,
громкий, быстрый, суетливый, но старый и порой брюзжащий)
Официантка в трактире - старая
деревянная ложка (местами треснувшая, надоевшая, но без неё никуда: любое блюдо
только с ней)
Мишка, слуга в доме городничего -
веник (то тут, то там убирает за хозяевами, подбирает)
5. Композиция спектакля
1. Начало. Известие о ревизоре
2. Встреча Городничего и
Хлестакова
3. Смотр заведений
4. Что у трезвого на уме… (Хлестаков
в доме городничего)
5. Правила дачи взяток
6. Любовная интрижка
7. Окончание. Известие о
ревизоре
Выделив основные сцены я
принялся за компоновку композиции.
Имея некоторый опыт написания
сценариев, в своей работе над “Ревизором” я постарался сразу, при составлении
текста прописывать режиссёрские ремарки. Компонуя и переставляя сцены, добавляя
или удаляя слова героев пьесы я добился чётко выверенной композиции на час
сценического времени.
6. Темпо-ритмическая партитура
1. Начало.
Т
Е
М
П
Е
Е
Р
А
Т
У
Р
А
1. Бал у городничего
2. Письмо о приезде ревизора
3. Ревизор в городе по словам Бобчинского-Добчинского
4. Указания городничего.
2. Встреча городничего и
Хлестакова

Т
Е
М
П
Е
Е
Р
А
Т
У
Р
А
1. Монолог Осипа
2. Вход Хлестакова
3. Неприятный обед
4. Разговор городничего
5. Предложение переезда в дом
городничего
3. Смотр Заведений
Т
1. Появление девушек
Е
2. Появление чиновников - официантов
М
3. Опьянение Хлестакова
П
4. Встреча городничим и его женой в доме
Е
Е
Р
А
Т
У
Р
А
4. Что у трезвого на уме… (в
доме у городничего)
Т
Е
М
П
Е
Е
Р
А
Т
У
Р
А
1. Разговор Осипа и Мишки
2. Разговоры Хлестакова
3. Падение Хлестакова
4. Размышления Городничего по
поводу Хлестакова
5. Правила дачи взяток
Т
Е
М
П
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 |