Дипломная работа: Постановочный план спектакля по пьес Н.В. Гоголя "Ревизор"
Анализ ремарок
Действующее лицо |
Ремарка автора |
Анализ ремарок |
А.А. Сквозник-Дмухановский,
городничий.
|
Значительно поднимает палец вверх
Вздохнув
Хватаясь за голову
В сторону, с лицом, принимающим ироническое выражение
Входит на цыпочках, После небольшого молчания, Поднимается на
цыпочки; вся сцена вполголоса.
Бьет себя по лбу, махнул рукой, в сердцах, В исступлении, Грозит
самому себе кулаком, Стучит со злости ногами об пол, Сует кулаком и бьет
каблуком в пол.
|
Указывает на главное чиновникам
Часто употребляется в начале произведения - вздох, как
предвещание неизбежного
Несколько раз применяемая ремарка.
Часто использована ремарка В сторону. особенно в разговоре с
Хлестаковым. Есть что скрывать.
Боится разбудить гостя.
Самобичевание.
|
Анна Андреевна, жена его. |
Машет платком, Кричит в окно, поспешно уходит вместе с Марьей
Антоновной и говорит за сценою. |
Часто кричит, пытаясь узнать побольше |
Марья Антоновна, дочь его. |
Всматривается в окно и вскрикивает |
Любопытна. |
Лука Лукич Хлопов, смотритель училищ. |
Вытягиваясь не без трепета, про себя, в нерешимости, Лука Лукич
пробует закурить и весь дрожит, от испуга выронил сигару, плюнул и, махнув
рукою, про себя, Лука Лукич находится в совершенном недоумении, что сказать,
Вынимает и, подает, дрожа, ассигнации, летит вон почти бегом и говорит в
сторону. |
Внутренне и внешнее проявление робости, даже в мыслях “про себя” |
Аммос Федорович Ляпкин-Тяпкин, судья. |
Строит всех полукружием
Вытянувшись и придерживая рукой шпагу, высовывая понемногу вперед
сжатый кулак, потерявшись и роняя на пол ассигнации, раскланиваясь и уходя, в
сторону, Приподымается со стула, вытянувшись и руки по швам.
|
На военный манер
Внешнее проявление страха перед “ревизором”
|
Артемий
Филиппович
Земляника,
попечитель
богоугодных
заведений.
|
Придвигается ближе со своим стулом и говорит вполголоса,
Раскланивается с тем, чтобы уйти. |
Старается войти в доверие, оставшись безнаказанным. |
Иван Кузьмич Шпекин,
почтмейстер.
|
Почтмейстер впопыхах, с распечатанным письмом в руке, показывает
письмо, Оставляя читать. |
Постоянно в движение, в курсе дел, но сомневающийся. |
Петр Иванович Добчинский,
Петр Иванович
Бобчинский,
городские помещики.
|
Бобчинский и Добчинский, оба входят, запыхавшись, перебивая, отводя
его руки. |
Говорит о суетливости, сбивчивости мысли, но в то же время
старание охватить и рассказать как можно больше |
Иван Александрович Хлестаков, чиновник из
Петербурга.
|
Ходит и разнообразно сжимает свои губы; наконец говорит громким и
решительным голосом, громким, но не столь решительным голосом, голосом вовсе
не решительным и не громким, очень близким к просьбе.
Бодрится и выпрямливается, У дверей вертится ручка; Хлестаков
бледнеет и съеживается.
Сначала немного заикается, но к концу речи говорит громко. Стучит
кулаком по столу. Храбрясь.
Раскланиваясь, рисуясь, посматривает на Анну Андреевну и рисуется
перед ней.
|
Обращается не как к слуге, а как к приятелю.
Два моментальных противопоставления, в котором видна внешняя
напыщенность Хлестакова и внутренний страх.
Внешняя суть побеждает
Флиртует с дамами
|
Осип, слуга его |
Дразнит его, усмехается и трясет головою |
Указывает на действия по отношению к хозяину |
Явление последнее. Те же и
жандарм.
Жандарм. Приехавший по именному
повелению из Петербурга чиновник требует вас сей же час к себе. Он остановился
в гостинице.
Произнесенные слова поражают
как громом всех. Звук изумления единодушно взлетает из дамских уст; вся группа,
вдруг переменивши положение, остается в окаменении.
Немая сцена Городничий
посередине в виде столба, с распростертыми руками и запрокинутой назад головою.
По правую руку его жена и дочь с устремившимся к нему движеньем всего тела; за
ними почтмейстер, превратившийся в вопросительный знак, обращенный к зрителям; за
ним Лука Лукич, потерявшийся самым невинным образом; за ним, у самого края
сцены, три дамы, гостьи, прислонившиеся одна к другой с самым сатирическим
выражением лица, относящимся прямо к семейству городничего. По левую сторону
городничего: Земляника, наклонивший голову несколько набок, как будто к чему-то
прислушивающийся; за ним судья с растопыренными руками, присевший почти до земли
и сделавший движенье губами, как бы хотел посвистать или произнесть: "Вот
тебе, бабушка, и Юрьев день!" За ним Коробкин, обратившийся ко зрителям с
прищуренным глазом и едким намеком на городничего; за ним, у самого края сцены,
Бобчинский и Добчинский с устремившимися движеньями рук друг к другу,
разинутыми ртами и выпученными друг на друга глазами. Прочие гости остаются
просто столбами. Почти полторы минуты окаменевшая группа сохраняет такое
положение. Занавес опускается. Гоголь проявляет себя не только как
писатель, но и как постановщик. Он чётко прописал действия персонажей, а
следовательно и актёров на сцене.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 |